Бумажный молоток
По закону диалектики всякое хорошее явление имеет свою неприятную противоположность. Лучше всего это понимают творческие деятели. Их путь состоит из взлетов и падений: сегодня ты купаешься в лучах славы, а завтра афишу с твоей мордашкой топчут грязные башмаки. Не случайно американские киношники придумали антипремию «Золотая малина», которая вручается за худшие кинематографические работы. Российский шоу-бизнес четверть века назад учредил антипремию «Серебряная калоша» — ее обладателями становились исполнители и сочинители самых бездарных песенок. Ученые придумали Шнобелевскую премию — за самые нелепые изобретения и открытия. Словом, любое вопиющее антидостижение должно быть увидено, отмечено, классифицировано и по достоинству оценено.
Мне кажется, мир закупок достоин того, чтобы иметь свою антипремию. Ее можно было бы назвать «Чугунный леденец». Или «Бумажный молоток».
Несколько лет назад одна из организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного контроля, решила создать антирейтинг закупок, содержащих наиболее беззастенчивые уловки, суть которых в том, что формальное соблюдение процедурных требований камуфлирует лукавое нарушение антимонопольного законодательства. Определили и тройку призеров.
Почетное третье место было отдано муниципальному заказчику из Татарстана. При закупке подрядных работ он установил странное требование к руководителю проекта: таковым могло стать только лицо, закончившее Казанский технический университет не позднее 2003 года. Вот заявился бы на означенную должность выпускник, скажем, Гарварда или Кембриджа, а ему от ворот поворот: «Нет, товарищ, вы нам не подходите! По образовательному цензу».
На второе место вырвалось солидное федеральное предприятие, которое закупало для государственных нужд автомобили специальной комплектации в количестве 80 штук. Все документы были составлены без сучка и задоринки, но внимание общественников привлекла одна деталь — желаемый срок поставки автомобилей составлял два дня с момента заключения контракта. Любой специалист скажет, что такая оперативность не по силам даже джинну из бутылки. Удивительнее всего, что закупка состоялась и контракт был исполнен. При этом на закупку не поступило ни единой жалобы.
Безоговорочным лидером рейтинга стало безобидное на первый взгляд бюджетное учреждение — психоневрологический интернат. Заказчик объявил о закупаемом товаре в виде загадки: «Изделия, надеваемые человеком с целью обезопасить свое тело от негативного воздействия окружающей среды». Таких изделий требовалось сто штук, и стоили они порядка пятисот тысяч рублей. Потенциальные поставщики не проявили к процедуре особого интереса по причине невозможности понять суть дела. Один из них предположил, что речь идет о смирительных рубашках, но был вовремя одернут коллегами. На процедуру поступила всего одна заявка. Из заключенного и в мгновение ока исполненного контракта следовало, что закупочная тайнопись содержала информацию о женских полушерстяных пальто. Как об этом догадался победитель — бог весть.
Антирейтинг имел широкий общественный отклик, его обсуждали в метро и в высоких инстанциях. Ловкачи, засветившиеся в закупочных махинациях, были сурово наказаны, а правительство решило в очередной раз усовершенствовать законодательство… Но это совсем другая история.