Хлебный точильщик

																					

Осень. Время, когда Тымлянский элеватор традиционно производил закупку зерна. Потом зерно распределялось в учреждения, которые заключили договор на его поставку.

В этом году урожайность зерна была низкая, и Наталье, ведущему специалисту элеватора, при формировании начальной цены закупки пришлось выйти за рамки предусмотренных на эти цели денежных средств. Рынок поставщиков зерна не отличался высокой конкуренцией, из года в год поставки осуществлялись одними и теми же компаниями.

Аукцион был объявлен, и до заключения контракта оставалось две недели. К сожалению, денежные средства на закупку зерна не провели своевременно, и с учетом пятидневного срока оплаты, предусмотренного контрактом, ситуация грозила просрочкой. Закупщица вынужденно объявила процедуру, поскольку дальнейшее промедление грозило нарушением обязательств перед контрагентами элеватора.

Закупка прошла без неожиданностей, победителем стала хорошо известная Наталье фирма. Контракт также был исполнен без нарушений, в установленные сроки зерно загрузили на элеватор. К сожалению, необходимые денежные средства поступили с большим опозданием, и вскоре на элеватор пришла претензия от поставщика: оплата зерна произведена с просрочкой. Организация просила выплатить неустойку, предусмотренную условиями договора.

 Пришла беда — отворяй ворота! Главный технолог элеватора огорошил руководство тем, что закупленное недавно зерно поражено хлебным точильщиком, который с катастрофической скоростью уничтожает запасы. Вот так: подсунули товар с гнильцой, да еще и неустойку требуют!

Наталья стала анализировать ситуацию и поняла, что на момент приемки в товаре присутствовали личинки вредителя. Через пару недель они превратились в червей, которые пожирают зерно. Как на грех, половину продукции уже отгрузили с элеватора, и судьба ее была неизвестна. По словам технолога, требовалось срочно уничтожить остатки зерна и закрыть элеватор на санитарную обработку.

Погоревав и погрозив кулаком в направлении юго-запада, директор элеватора принял решение об утилизации. В тот же день на его стол легло исковое заявление от поставщика зерна о взыскании неустойки за просрочку. В суете Наталья забыла подготовить ответ на претензию, и теперь спор мог разрешиться только в суде.

Как известно, лучшая защита — нападение. Юристы элеватора подготовили встречный иск. В нем обращалось внимание на отвратительное качество зерна и на уважительные причины несвоевременной оплаты. Аппетит приходит во время еды! Тымлянский элеватор просил суд взыскать с поставщика штраф за нарушение требований к качеству зерна, снизить его закупочную стоимость на тридцать процентов, а также освободить заказчика от уплаты неустойки в связи с отсутствием вины.

В ходе судебного разбирательства поставщик утверждал, что червей в зерне на момент поставки не было, о чем свидетельствуют акты приемки продукции. Но приглашенный в суд эксперт-биолог, знающий все о жизненном цикле хлебного точильщика, убежденно заявил, что, с учетом эволюции вредителя, личинки на момент поставки в зерне присутствовали. Скрытый, так сказать, дефект. Такая вот суровая амбарная правда!

Заслушав стороны, суд принял решение об удовлетворении встречного иска и о взыскании с поставщика червивого зерна денежной суммы, с лихвой перекрывающей размер неустойки за просрочку товара. Справедливость восторжествовала!

После всех червячных передряг Наталья твердо решила, что отдельным пунктом пропишет в закупочной документации обязательную лабораторную экспертизу товара.

Некоторое время Наталье не давала покоя одна мысль: никто из покупателей зерна, среди которых были войсковые части и социальные учреждения, не предъявил элеватору претензий в связи с ненадлежащим качеством продукции. Может, они не заметили червей или сочли это безобидной пищевой добавкой? Сват Матвей, недавно побывавший во Вьетнаме и отведавший тамошнюю кухню, рассказывал, что местные жители относятся к червякам очень даже положительно. Чего и всем желают… Но это совсем другая история.

Рассказ опубликован в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 11.