Пряники

																					

Неграмотный, а пряники ест писаные, — говорили на Руси в старину. Бывает, конечно, и так. Но, по правде сказать, быть неграмотным в любом деле опасно. Можно лишиться не только пряников, но и головы.

Дарья понимала это отчетливо, поскольку была настоящим профессионалом. Она работала закупщиком в элитном санатории и считала, что ей грех жаловаться на судьбу, ведь из окна ее рабочего кабинета открывался прекрасный вид на сосновый бор и озеро. Беззаботно чирикающие пташки и океан свежего воздуха обеспечивали хороший жизненный тонус.

Закупщица дорожила своим местом и той высокой репутацией, которую она приобрела за годы работы. Дарья ощущала себя частью большой команды и очень старалась своевременно и наилучшим образом обеспечивать различные потребности санатория. «Покупать лучшее у лучших!» — вот девиз, которому она следовала неукоснительно.

Сегодня Дарья собиралась подвести итоги по закупке продуктов питания на ближайшее полугодие, и она немного волновалась. Санаторий славился отличной кухней, а гости всегда отмечали превосходное качество и свежесть продуктов. Иначе и быть не могло: Дарья давно взяла в привычку скрупулезно прописывать характеристики продукции, требования к участникам и критерии оценки заявок.

Получив заявки, закупщица обрадовалась их небольшому количеству — всего две. Видимо, сыграли свою роль оперативные сроки поставки и большая номенклатура продукции. Изучая поступившие предложения, Дарья заметила несоответствие по одной из позиций в первой заявке. Согласно требованиям, участник должен был предложить пряники с клюквенной начинкой, но в заявке почему-то значились пряники с апельсиновым джемом.

Что это, техническая ошибка или злой умысел? Времени на догадки не было, и закупщица, руководствуясь буквой закона, приняла решение об отклонении заявки. К счастью, заявка второго участника была оформлена в точном соответствии с установленными правилами, и срыв поставки продуктов питания санаторию не грозил. Быстренько напечатав протокол подведения итогов закупки, Дарья разместила его в единой информационной системе и с чувством выполненного долга отправилась прогуляться на озеро. Благо погода в этот день стояла великолепная!

Нагулявшись и вернувшись в свой кабинет, Дарья обнаружила на столе факсовую копию жалобы, направленной в Федеральную антимонопольную службу. Участник, предложивший апельсиновые пряники, как будто только и ждал размещения протокола, чтобы затеять склоку. Дескать, будет вам клюква, любители кисленького!

В закупочном бизнесе Дарье довелось повидать всякого. Возражения на жалобы она тоже готовила не впервые. Жаль только, что приходится заниматься лишней работой в такой славный денек.  Абсолютно уверенная в своей правоте, Дарья указала в отзыве на прямое нарушение участником требований к товару. «Пряники с апельсином и пряники с клюквой — совсем не одно и то же», — рассуждала она.

Но ФАС рассудила иначе. Через неделю комиссия антимонопольной службы после тщательного изучения состава продуктов пришла к неутешительному для Дарьи выводу. Оказалось, что в пряниках с остаточным сроком годности один месяц настоящие фрукты и ягоды отсутствуют. В них используют ароматизаторы, идентичные натуральным, и комплексные пищевые добавки. Конкретный фруктовый запах, по мнению контрольного органа, не оказывает существенного влияния на свойства продукта, а пряники с клюквенной и апельсиновой начинкой являются полными эквивалентами.

Для опытной закупщицы мнение антимонопольной службы стало неприятным сюрпризом. Судя по всему, Дарье было невдомек, как далеко продвинулась в разработках наша химическая промышленность. Закупщице не помогли доводы про утвержденное меню и про возможные аллергические реакции на цитрусовые. Дело она проиграла. Необходимо было исполнять выданное предписание: повторно рассматривать заявки участников и размещать протокол.

Как назло, «апельсиновая» заявка оказалась выгоднее «клюквенной». Пришлось признавать участника, подавшего жалобу, победителем и заключать с ним контракт. Впрочем, отведать апельсиновых пряников гостям санатория не довелось. Контракт предусматривал поставку продуктов партиями по мере возникновения потребности заказчика. Необходимость в апельсиновых пряниках так и не возникла. Санаторий отдельным лотом закупил-таки клюквенные пряники… Но это совсем другая история.

Рассказ опубликован в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 12.