Как быть, если позиция КТРУ сформирована на основе кода ОКПД2, к которому закупаемый товар на самом деле не относится?
Приобретаем картофелечистку, позиция КТРУ 27.51.21.129-00000001. Код ОКПД2 27.51.21.120 «Машины и приборы для механизации кухонных работ» подпадает под действие постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 878. Нужно ли устанавливать ограничения допуска радиоэлектронной продукции, предусмотренные этим постановлением?
Ответ
Код ОКПД2 27.51.21.120 «Машины и приборы для механизации кухонных работ» действительно включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 878[1] (далее — ПП РФ № 878). Поскольку классификатор ОКПД2 имеет иерархическую структуру, товары с кодом ОКПД2 27.51.21.129 «Машины и приборы для механизации кухонных работ прочие, не включенные в другие группировки» тоже следует считать подпадающими под ограничения допуска, предусмотренные ПП РФ № 878. А если так, то при закупке товаров, относящихся к данному коду ОКПД2, нужно устанавливать соответствующие ограничения допуска. В судебной практике можно встретить решения, в которых обосновывается этот прямолинейный подход[2].
Но встречается и иное мнение.
Пример аргументации
В едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в реестре российской промышленной продукции, в евразийском реестре промышленных товаров государств отсутствуют картофелечистки с кодом ОКПД2 27.51.21.129. Зато имеются машины картофелеочистительные с кодом ОКПД2 28.93.17.111 «Машины очистительные», который относится к группе 28.93.17 «Оборудование для промышленной переработки или производства пищевых продуктов, или напитков, включая жиры и масла, не включенное в другие группировки». Данный код включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616[3] (далее — ПП РФ № 616). Установление ограничений допуска, предусмотренных ПП РФ № 878, было сочтено неправомерным.
В этом случае возникает ситуация, когда описание объекта закупки заказчик подготавливает в соответствии с позицией КТРУ 27.51.21.129-00000001 «Картофелечистка», а правовой режим закупки определяет исходя из кода ОКПД2 28.93.17.111 «Машины очистительные», к которому в действительности относятся реально существующие картофелечистки. Надо отметить, что данный курьез встречается на практике не так уж редко.
Пример
При закупке жалюзи заказчик применил позицию КТРУ 13.92.22.120-00000001 «Жалюзи оконные», с характеристикой «вид материала ламелей: алюминий». Поскольку код ОКПД2 13.92.22.120 «Навесы и маркизы (шторы от солнца)» включен в перечень, утв. ПП РФ № 616, заказчик установил запрет, предусмотренный данным постановлением.
Правовая оценка УФАС: подкласс 13.9 называется «Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки», поэтому заказчику следовало выбрать код ОКПД2 25.99.12.130 «Изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из алюминия», который не подпадает под действие запрета, предусмотренного ПП РФ № 616[4].
Поскольку правоприменительная практика противоречива, при принятии решения необходимо учитывать позицию того контрольного органа, к компетенции которого относится контроль проводимых вами закупок.
- «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…». ↑
- См. постановление Тринадцатого ААС от 24.04.2023 по делу № А56-98031/2022. ↑
- «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства». ↑
- Решение Московского УФАС России от 06.04.2022 по делу № 077/06/106-5235/2022 (изв. № 0373200027422000429). ↑