Каким методом необходимо обосновывать НМЦК на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот?
Готовим аукцион на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот. Обосновываем НМЦК тарифным методом на основании постановления Администрации района об установлении стоимости 1 кв. м. для приобретения квартир сиротам, однако у нас не хватает лимитов бюджетных средств для осуществления закупки. Можно ли в обосновании НМЦК указать, что в связи с отсутствием лимитов НМЦК устанавливается в пределах лимитов, доведенных до заказчика?
Ответ
Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
При закупке жилых помещений использовать тарифный метод расчета НМЦК недопустимо.
Аргументация
Стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения государственному регулированию (установлению тарифа) не подлежит, в связи с чем тарифный метод для обоснования НМЦК применен быть не может.
Приказом Минстроя России от 12.09.2018 № 572/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2018 г., подлежащие применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета согласно приложению к настоящему приказу.
Следовательно, данный приказ не устанавливает тариф и не регулирует правоотношения, относящиеся к предмету закупки, а именно приобретение в собственность субъекта РФ благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда для медицинских работников.
На основании изложенного при расчете НМЦК подлежал применению метод сопоставимых рыночных цен, основанный на информации о рыночных ценах на квартиры в п. Теплоозерск. Применив тарифный метод, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ[1].
Нормативный метод расчета НМЦК можно использовать при закупке жилых помещений для детей-сирот, по которым установлена средняя стоимость строительства 1 кв. м, в т. ч. если применение метода сопоставимых рыночных цен увеличит стоимость жилья.
Другими словами, нормативный метод расчета НМЦК нельзя использовать при закупке жилых помещений для детей-сирот, ссылаясь на установленную среднюю стоимость строительства 1 кв. м, если не доказана невозможность применения метода сопоставимых рыночных цен.
Следовательно, при закупке жилых помещений следует использовать два метода: метод сопоставимы рыночных цен (анализа рынка) и нормативный метод, используя затем минимальную полученную цену.
Приведем пример из судебной практики, когда заказчику не удалось доказать невозможность использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при закупке жилья.
Пример
Для обоснования НМЦК по закупкам на приобретение жилых помещений на территории г. Нижний Тагил для детей-сирот (на общую сумму 45 896 100 руб.) заказчик применил не метод сопоставимых рыночных цен, а нормативный метод (среднерыночную стоимость одного квадратного метра (38 895 руб.), установленную в соответствии с выпиской из постановления администрации г. Нижний Тагил от 25.09.2019 № 2095-ПА).
Позиция заказчика: для обоснования НМЦК были направлены запросы о стоимости жилья в г. Нижний Тагил в Уральскую палату недвижимости, а также в агентства г. Екатеринбурга, однако они необходимую информацию не представили. В связи с этим обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не представлялось возможным.
Правовая оценка судов: при наличии множества доступных источников информации о стоимости жилья в г. Нижний Тагил (население которого составляет почти 350 тыс. человек) направление пяти запросов в агентства недвижимости г. Екатеринбурга и двух запросов цен в ЕИС нельзя признать достаточным для того, чтобы обосновать НМЦК нормативным методом[2].
Приведем также обратный пример, когда заказчику удалось доказать, что применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не привело бы к более эффективному использованию бюджетных средств в сравнении с примененным нормативным методом.
Пример
При закупке жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей администрация муниципального образования определяла НМЦК путем произведения площади жилого помещения (33 кв. м) и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан, действовавшего в периодах, соответствующих периодам проведения закупок (II квартал 2019 г. — 36 936 руб., III квартал 2019 г. — 37 500 руб., II квартал 2020 г. — 38 400 руб., III квартал 2020 г. — 38 400 руб.).
Правовая оценка судов: применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в данных случаях являлось невозможным, поскольку средняя стоимость квадратного метра при сопоставлении рыночных цен предложений застройщиков на территории Уфимского района значительно превышала нормативную стоимость, установленную комитетом, в связи с этим применение цены, рассчитанной по методу анализа рынка, не позволило бы достигнуть количественного показателя по приобретению квартир, и не соответствовало бы принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Доказательств того, что применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в данном случае явилось бы более эффективным по сравнению с примененным методом, органом финансового контроля не представлено[3].
Применительно к возможности установления НМЦК в размере, соответствующем размеру доведенных заказчику лимитов бюджетных обязательств, необходимо исходить из п. 2 ст. 72 БК РФ, в силу которого получатели бюджетных средств заключают и оплачивают контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств. В ч. 3 ст. 219 БК РФ также еще раз подчеркивается, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов.
Как разъяснил Минфин России, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в т. ч. полученном по результатам сбора трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств[4].
Таким образом, вам необходимо произвести расчет нормативным методом и методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). После этого укажите в расчете, что НМЦК приведена к размеру доведенных лимитов бюджетных обязательств посредством применения понижающего коэффициента (процентное соотношение разницы между полученной ценой и доведенными лимитами) и укажите сумму лимитов.
- Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.08.2020 по делу № А16-1664/2019 («отказное» определение Верховного Суда РФ от 09.12.2020 № 303-ЭС20-19486). ↑
- Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2021 по делу № А60-38291/2020. ↑
- Постановление ФАС Уральского округа от 02.08.2023 по делу № А07-25137/2021. ↑
- См. письма Минфина России от 08.09.2017 № 24-01-09/58179, от 28.07.2020 № 24-01-07/66147. ↑