Один пишем, два в уме: о новом подходе к закупкам обязательного аудита у корпоративных заказчиков

																					

Закупка обязательного аудита традиционно является одной из наиболее сложных закупочных процедур для корпоративных заказчиков. И проблема здесь заключается не столько в предмете закупки, сколько в особенностях правил ее проведения. И если для одной группы заказчиков по Закону № 223-ФЗ заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный аудит) не требует организации закупочной процедуры (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ), то для другой группы заказчиков заключение такого договора предполагает проведение процедуры открытого конкурса в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Проведение открытого конкурса по правилам Закона № 44-ФЗ для корпоративных заказчиков осложнено тем, что при проведении такого конкурса необходимо одновременно учитывать не только нормы Закона № 44-ФЗ, но и нормы отраслевого Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ). В совокупности с перманентными изменениями Закона № 44-ФЗ и его подзаконных актов, а также наличием большого числа жалоб на такие закупки подготовка закупки обязательного аудита представляет собой серьезную методологическую задачу, которая требует повышенной квалификации от специалистов по закупкам.

Вместе с тем Закон № 307-ФЗ также подвергся существенным изменениям, одно из которых позволяет по-новому взглянуть на возможный порядок проведения закупки обязательного аудита корпоративными заказчиками.

И повторится все, как встарь

Традиционный подход к проведению закупки обязательного аудита предполагает применение норм Закона № 44-ФЗ государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, а также организацией, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 % (ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Таким заказчикам при проведении закупки обязательного аудита следует учесть целый ряд особенностей, в т. ч. следующие:

1. Обеспечение заявки и ОИК не являются обязательными (ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

2. Заявка состоит из трех частей (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ), а в случае неиспользования заказчиком критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» — из двух частей (п. 1 ч. 19 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

3. Часть информации и документов заявки предоставляется оператором электронной площадки из единого реестра участников закупки (далее — ЕРУЗ), что требует от участника закупки своевременной актуализации информации в ЕРУЗ во избежание отклонения заявки (п. 2 ч. 6 ст. 43, п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

4. Законом № 44-ФЗ не предусмотрено составление конкурсной документации. Вместо этого с помощью функционала ЕИС составляется извещение, к которому отдельными файлами прикрепляются: 1) описание объекта закупки; 2) обоснование НМЦК; 3) требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению; 4) порядок рассмотрения и оценки заявок; 5) проект контракта.

5. Заказчик должен предъявить требование к участникам закупки о том, что участником закупки может быть только аудиторская организация, являющаяся членом СРО аудиторов (ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

6. Заказчик вправе предъявить к участникам закупки требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки и перечисленных в Законе № 44-ФЗ собственниках и органах управления участника закупки. При отсутствии такого требования заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП сведений об указанных лицах, если они были включены в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций или мер ограничительного характера (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).

7. Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, которое предусматривает следующее: 1) значимость критерия оценки заявок «цена контракта» должна составлять не менее 40 % от суммы величин значимости всех критериев оценки заявок; 2) специальные формулы для оценки заявок (в извещении по критерию «цена контракта» заказчик должен указать все формулы, применение каждой из которых зависит от предусмотренных постановлением ситуаций); 3) исчерпывающий перечень критериев и порядок оценки заявок по неценовым критериям; 4) форму документа, прикрепляемого в ЕИС в качестве порядка рассмотрения и оценки заявок.

8. На закупку обязательного аудита не распространяется целый ряд требований, стандартно применяемых в закупках по Закону № 44-ФЗ, включая КТРУ, идентификационный код закупки, некоторые требования к контракту, преимущества, предоставляемые СМП и СОНКО (ч. 7 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Также следует учитывать короткие сроки рассмотрения и оценки заявок, предусмотренные ст. 48 Закона № 44-ФЗ, что осложняет процесс рассмотрения и оценки большого количества заявок по большому количеству показателей оценки.

Кроме того, для проведения такой закупки необходимо получить электронные подписи на всех членов комиссии по осуществлению закупок для подписания ими протоколов по закупке обязательного аудита, а публикацию информации о закупке осуществить в специальной секции ЕИС для закупок обязательного аудита по Закону № 44-ФЗ, пройдя там предварительную регистрацию[1].

Очевидно, что тщательная проработка рассмотренных нюансов может оказаться довольно непростой задачей. А некоторые заказчики могут и вовсе расценивать эти требования как неоправданный барьер для хозяйственной деятельности, поскольку все вышеперечисленные действия нередко необходимо совершить для проведения единственной закупки с НМЦК в несколько десятков тысяч рублей[2].

Невозможное возможно?

Тем временем большинством специалистов и экспертов в сфере закупок остались незамеченными изменения Закона № 307-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Данные поправки серьезно изменили терминологию Закона № 307-ФЗ, добавив туда такой термин, как «общественно значимые организации». К общественно значимым организациям ч. 1 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ относит, в частности, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, а также организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %.

В отношении обязательного аудита отчетности начиная с отчетности за 2024 г. указанным в ч. 1 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ заказчикам также необходимо учесть требования о проведении аудита только аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям. Кроме того, на некоторых заказчиков с этого же периода времени распространится еще одно дополнительное требование — о проведении аудита только аудиторскими организациями на финансовом рынке (ч. 2, 3 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ, п. 6 ст. 16 Федерального закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ). В указанной связи автор не рекомендует объединять в один лот закупку обязательного аудита за 2023 г. с закупкой обязательного аудита за 2024 г., поскольку требования к участникам закупки в закупках обязательного аудита за 2023 г. и за 2024 г. у таких заказчиков будут отличаться.

Все эти изменения не имели бы особого смысла для рассматриваемой темы, если бы не появление ч. 4 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ, которая уже успела вступить в силу:

Извлечение

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключается с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса. Уполномоченный федеральный орган совместно с Банком России вправе устанавливать правила проведения открытого конкурса на заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, если иные правила не установлены другими федеральными законами.

Иными словами, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, получили возможность закупать услуги обязательного аудита путем проведения открытого конкурса без упоминания каких-либо норм Закона № 44-ФЗ. И поскольку на момент написания статьи Минфин России как уполномоченный федеральный орган совместно с Банком России не установили каких-либо правил проведения соответствующего конкурса, то заказчик, руководствующийся ч. 4 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ при проведении закупки обязательного аудита, имеет возможность выбора одного из нескольких вариантов действий:

1) провести закупку обязательного аудита по правилам Закона № 44-ФЗ;

2) провести закупку обязательного аудита по правилам положения о закупке с размещением в секции закупок по Закону № 223-ФЗ;

3) провести закупку по правилам ст. 448–449 ГК РФ без размещения информации в ЕИС.

Разумеется, ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ для вышеупомянутых категорий заказчиков продолжает действовать и по-прежнему требует проведения закупок по правилам Закона № 44-ФЗ, поэтому первый вариант представляется наиболее безопасным способом проведения закупки обязательного аудита.

Однако в действительности многое будет зависеть от того, как именно в дальнейшем будет восприниматься ч. 4 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ судами и контролирующими органами:

1) как норма, расширяющая права Минфина России и Банка России на определение правил отбора аудиторских организаций исключительно для организаций частного сектора, которые до принятия изменений могли самостоятельно выбирать аудиторскую организацию без проведения конкурса;

2) как специальная норма по отношению к ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, которая устанавливает особые правила проведения конкурса для отдельных категорий заказчиков.

Рассмотренная коллизия норм ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ и ч. 4 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ может обостриться, если Минфин России и Банк России примут соответствующие правила проведения открытого конкурса на заключение договора на проведение обязательного аудита. Какими правилами должен будет в таком случае руководствоваться заказчик? Можно предположить, что Закону № 44-ФЗ в таком случае не всегда будет отдаваться приоритет, поскольку для заказчиков, имеющих лицензии Банка России, несоблюдение требований Банка России может обернуться куда большими негативными последствиями, чем несоблюдение требований Закона № 44-ФЗ.

При этом наличие в ч. 4 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ оговорки «если иные правила не установлены другими федеральными законами» не позволяет однозначно разрешить рассматриваемую коллизию в пользу норм Закона № 44-ФЗ, т. к. требование о проведении закупки обязательного аудита по правилам Закона № 44-ФЗ установлены именно ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, а не каким-либо иным федеральным законом.

Дополнительным аргументом в пользу отсутствия приоритетности норм Закона № 44-ФЗ и необходимости применения порядка, предусмотренного ч. 4 ст. 5.1 Закона № 307-ФЗ, может стать п. 3 ст. 15 Федерального закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ.

Извлечение

Организации, указанные в ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязаны провести открытый конкурс, предусмотренный ч. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не позднее пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

***

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что проведение закупки обязательного аудита по правилам Закона № 44-ФЗ в отсутствие специального порядка, утвержденного Минфином России и Банком России, представляется наиболее безопасным способом реализации норм Закона № 307-ФЗ для заказчиков, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ и являющихся одновременно общественно значимыми организациями. Иные рассмотренные варианты не лишены рисков, которые могут быть квалифицированы по ч. 3, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Степень вероятности наступления указанных рисков при выборе того или иного варианта каждый заказчик может оценить самостоятельно.

В то же время появление в Законе № 307-ФЗ новой нормы об отборе аудиторской организации общественно значимыми организациями посредством специальной конкурсной процедуры впоследствии может изменить многолетнюю практику в сторону упрощения правил проведения закупок обязательного аудита корпоративными заказчиками.

  1. Публикация закупки в специальной секции ЕИС актуальна для заказчиков, не применяющих Закон № 44-ФЗ для проведения других закупок.
  2. Представляется, что требование Закона № 307-ФЗ о проведении закупки обязательного аудита именно по правилам Закона № 44-ФЗ требует пересмотра в пользу проведения таких закупок по правилам Закона № 223-ФЗ. Ведь до принятия Закона № 223-ФЗ обязательный аудит проводился по правилам утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов…», отмена которого повлекла за собой механическую замену всех ссылок на него на нормы Закона № 44-ФЗ (без учета действовавшего в то время Закона № 223-ФЗ).

Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2023, № 4.