Депутаты борются с конфликтом интересов в ФАС. Комментарий к законопроекту.
В Государственную Думу РФ внесен законопроект № 844907-8[1] (на момент написания комментария направлен в профильный комитет для получения заключения).
Документом предлагается внести изменения в статью 40 Закона о защите конкуренции[2], дополнив ее частью 2, следующего содержания:
«В состав комиссии не могут включаться лица, осуществляющие по рассматриваемому делу о нарушении антимонопольного законодательства установление признаков нарушения антимонопольного законодательства, подготовку докладной записки, проведение внутриведомственной правовой экспертизы и формирование по ее результатам соответствующего заключения.».
Комментарий автора
Законодательная инициатива направлена на снижение вероятности принятия необъективного решения комиссией антимонопольного органа. Считается, что должностное лицо, которое участвовало в расследовании дела, собирало доказательства по нему, может повлиять на итоговое решение ведомства.
Удовлетворяет ли законопроект заявленной цели? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ.
Любое законодательное изменение не должно быть избыточным. Если отдельный вопрос эффективно разрешается на основе уже имеющихся положений закона, то принятие дублирующих норм нецелесообразно.
Действующая редакция Закона о защите конкуренции уже содержит статью 42.2, которая закрепляет порядок заявления об отводе члену комиссии.
Основанием к этому является наличие у должностного лица личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Участник дела о нарушении антимонопольного законодательства может просить об отводе члена комиссии при наличии обоснованных подозрений в его предвзятости.
Сотрудник антимонопольного органа является государственным гражданским служащим. Предотвращение конфликта интересов, согласно нормам одноименного закона[3], является его прямой обязанность под угрозой увольнения.
Таким образом, действующее законодательство уже содержит эффективный механизм по предотвращению возможного конфликта интересов у членов комиссии ФАС/УФАС России.
Влияние на решение комиссии неправомерно и запрещено уголовным законом. Об этом может быть достоверно известно сотруднику антимонопольного органа. Если обладание данным знанием не устанавливает сотрудника, и он по-прежнему желает искажения воли его коллег, то изменение состава комиссии не сможет повлиять на данное нарушение.

Во-вторых, законодательное изменение должно основываться на предварительном анализе проблемы и быть обоснованным.
Пояснительная записка к законопроекту не содержит информации о выявленных фактах принятия решений антимонопольными органами под влиянием конфликта интересов одного из членов комиссии.
Однако в этом же документе приводятся необоснованные утверждения[4] об автоматической предвзятости работников антимонопольных органов на том лишь основании, что последние принимали участие в формировании материалов дела, составляли докладную записку и прочее.
К тому же, законопроект слабо согласуется с «ситуацией на земле», которая выражена в недостаточной численности сотрудников ряда территориальных управлений ФАС России.
По этой причине законодательная инициатива на территории отдельных субъектов может статьи неисполнимой и приведет к формальным отменам решений антимонопольных органов, так как акты будут вынесены в незаконном составе.
Законопроект содержит финансово-экономическое обоснование предлагаемой инициативы. Ее реализация, по мнению депутатов, не потребует дополнительных затрат бюджета. К данному утверждению следует отнестись критически.
Как ранее отмечалось, финансирование деятельности антимонопольных органов производится из государственного бюджета. Для реализации инициативы и замены членов комиссии другими должностными лицами, которые ранее не принимали участие в деле, потребует объемного расширения штатного расписания ФАС/УФАС России, следовательно, возрастает нагрузка на бюджет.
-
Законопроект № 844907-8 «О внесении изменения в статью 40 Федерального закона «О защите конкуренции». ↑
-
Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». ↑
-
Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». ↑
-
Речь идет про абз. 5 стр. 1 «…включение в состав лиц, которые фактически формировали материалы дела <…> максимально снижает объективность…», абз. 2 стр. 2 «…работники <…> будут отстранены от рассмотрения <…> и дело будет рассмотрено беспристрастными членами комиссии». ↑
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.