Июльские поправки к Закону № 44-ФЗ: какими станут конкурентные процедуры с 1 января 2022 г.

																					

Итак, свершилось: долгожданный «второй оптимизационный пакет» превратился в Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 360-ФЗ). Этот закон без преувеличения представляет собой наиболее радикальную попытку переформатирования контрактной системы в сфере закупок за всю ее историю. Масштаб изменений огромен: полностью переписано более 50 % текста Закона № 44-ФЗ[1], так что специалистам в сфере закупок фактически нужно изучать свой профильный закон заново. Благо времени для этого достаточно: подавляющее большинство обновленных норм вступают в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу еще позже[2].

Предлагаемая статья призвана сделать освоение нововведений чуть более легким делом. В ней описаны изменения, которые Закон № 360-ФЗ привносит в систему конкурентных способов закупки и непосредственно в сами конкурентные процедуры.

Сокращение числа способов закупки

Как указывалось в пояснительной записке к будущему Закону № 360-ФЗ, законопроект предусматривает «существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками — конкурс, аукцион, запрос котировок. В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса».

В утверждении о том, что количество конкурентных способов закупки сокращается до трех, есть некоторая доля лукавства. Так, в ч. 2 новой редакции ст. 24 Закона № 44-ФЗ читаем:

Конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее — электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее — закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее — электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее — закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее — электронный запрос котировок).

Если говорить, например, об электронном конкурсе, закрытом конкурсе и закрытом конкурсе в электронной форме, то процедурно они совершенно не схожи между собой. Правилам их проведения посвящены разные не то что статьи, а параграфы закона. Несмотря на это, законодатель предлагает их считать одним способом закупки, который называется «конкурсы» (точно так же обстоит дело и с «аукционами»). Иначе получалось бы, что новой редакцией Закона предусмотрено семь конкурентных способов закупки — три разновидности конкурса, три разновидности аукциона и электронный запрос котировок.

Кстати, именно электронный запрос котировок становится «правопреемником» нынешнего запроса предложений в электронной форме. Перечень оснований для проведения запроса котировок без ограничений по размеру НМЦК и по годовому объему закупок, который содержится в подп. «б»-«з» ч. 10 новой редакции ст. 24 Закона № 44-ФЗ, в точности воспроизводит случаи проведения запроса предложений в электронной форме, указанные в настоящее время в п. 1–4, 6, 7 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.

Также нужно сказать о судьбе двух экзотических случаев проведения запроса котировок:

для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75 Закона № 44-ФЗ);

для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 76 Закона № 44-ФЗ).

Эти нормы Закона № 44-ФЗ упраздняются. Вместо них будут два аналогичных случая, когда заказчик вправе провести электронный запрос котировок без ограничений по размеру НМЦК и по годовому объему закупок[3].

В ч. 3 новой редакции ст. 24 Закона № 44-ФЗ вводится еще одна важная классификация, а именно классификация электронных процедур:

электронные процедуры — электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

закрытые электронные процедуры — закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион[4].

Означает ли выделение закупки товара у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в качестве самостоятельной электронной процедуры, что «закупка с полки» также является отдельным способом закупки, хотя почему-то и «неконкурентным»? Как бы ни ответили на этот вопрос теоретики (наверняка на эту тему когда-нибудь напишут диссертации), с практической точки зрения это, конечно, еще один доступный заказчику способ закупки, по сути своей очень похожий на электронный запрос котировок[5].

Замена документации о закупке извещением, установление универсальных требований к содержанию извещения

Одно из самых примечательных новшеств, привносимых в контрактную систему Законом № 360-ФЗ, заключается в упразднении документации о закупке при проведении открытых конкурсов и аукционов[6]. Не будет больше ни конкурсной, ни аукционной документации, а все их содержание перекочует в обновленное извещение о закупке.

Требования к содержанию извещения о закупке в настоящее время разбросаны по всему закону. Условно говоря, есть «общая часть», изложенная в ст. 42 Закона № 44-ФЗ, и есть «особенная», привязанная к тому или иному способу закупки (табл. 1).

Таблица 1

Требования к содержанию извещения о закупке в настоящее время

Способ закупкиТребования к содержанию извещения
«Общая часть»«Особенная часть»
Электронный конкурсст. 42 Закона № 44-ФЗч. 3 ст. 54.2 Закона № 44-ФЗ
Электронный аукционст. 42 Закона № 44-ФЗч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ
Запрос котировок в электронной формест. 42 Закона № 44-ФЗч. 3 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ
Запрос предложений в электронной формест. 42 Закона № 44-ФЗч. 4 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ

При этом отдельные нормы, затрагивающие содержание извещения, имеются, например, в ч. 2.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Здесь, и только здесь говорится о праве заказчика установить в извещении и документации о закупке требование об обеспечении гарантийных обязательств.

Весь этот разнобой с 1 января 2022 г. останется в прошлом: требования к содержанию извещения будут изложены в одном месте, а именно в новой редакции ст. 42 Закона № 44-ФЗ. В значительной степени новое извещение будет содержать всю ту же информацию, что и сейчас. Это логично: как бы ни менялся Закон № 44-ФЗ, сведения о заказчике или об электронной площадке, на которой будет проводиться конкурентная процедура, будут указываться в извещении о закупке всегда.

Точно так же логично, что в связи с упразднением документации о закупке в извещении будет указываться все то, о чем сейчас пишут только в документации, например:

критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины их значимости;

дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (кстати, впервые указано, что она не может приходиться на нерабочий день);

дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок (это если проводится электронный конкурс и предусмотрено рассмотрение первых частей заявок; в аукционе, как увидим дальше, никакого деления заявки на первую и вторую части больше не будет);

дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо, в случае «закупки без объема», о сумме цен единиц товаров, работ, услуг;

информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта и т. д.

Впрочем, есть и ряд содержательных новшеств, которые представляют интерес.

1. В случае осуществления закупок на основании ч. 5, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ больше не нужно будет размещать в ЕИС вместе с извещением о закупке копии соглашений, предусмотренных указанными нормами.

2. Информацию о количестве товара, единицах его измерения и месте поставки нужно будет указывать не только при закупке товара, но и в случае закупки работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар (исключение — «закупка без объема»).

3. В извещении будет указываться не только срок исполнения контракт, но и сроки исполнения отдельных его этапов; не только НМЦК, но и цена каждого отдельного этапа исполнения контракта (конечно, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Исключение будут представлять собой закупки без условия о твердой цене контракта:

«закупка без объема» (ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) — в этом случае указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта;

закупка по ориентировочному значению цены контракта либо формуле цены и максимальному значению цены контракта (если приобретаются товары, работы или услуги, указанные в постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Здесь необходимо пояснить, что Законом № 360-ФЗ впервые вводится определение отдельного этапа исполнения контракта.

Ч. 8.4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ (в ред. Закона № 360-ФЗ)

Отдельный этап исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Этот текст принципиально отличается от того, который содержался в законопроекте № 1100997-7 в момент его внесения в Государственную Думу РФ.

Предлагавшаяся формулировка ч. 8.4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ

Отдельный этап исполнения контракта — срок исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) отдельных обязательств, предусмотренных контрактом, завершающийся предоставлением заказчику результатов поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в такой срок.

Очевидно, что первоначальный подход к определению «отдельного этапа исполнения контракта» узаконил бы правило «сколько товарных накладных, столько и отдельных этапов исполнения контракта». К счастью для заказчиков, в итоговой редакции появился еще один существенный признак «отдельного этапа исполнения контракта»: обязанность заказчика обеспечить не только приемку, но и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Можно представить ситуацию, когда по условиям контракта документом о приемке признается не товарная накладная, ежедневно подписываемая заказчиком при передаче ему товара, а некий сводный акт приема-передачи товара, который составляется, к примеру, один раз в месяц. Таким образом, ч. 8.4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, вводимая Законом № 360-ФЗ, оставляет заказчику определенную свободу действий в установлении отдельных этапов исполнения конкретного контракта.

Вместе с извещением будут публиковаться следующие электронные документы:

описание объекта закупки согласно ст. 33 Закона № 44-ФЗ;

обоснование НМЦК;

требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению;

порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах (обратите внимание: в извещении об электронном конкурсе должны будут указываться только критерии оценки заявок и величины их значимости);

проект контракта.

В качестве отдельного документа будут прикрепляться к извещению о закупке дополнительные требования к участникам некоторых специфических закупок — например, в случае закупки услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений или регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, с 1 января 2022 г. все открытые конкурентные процедуры станут в чем-то похожи на нынешний запрос котировок в электронной форме: есть извещение о закупке, а к нему в виде отдельных файлов прикрепляются все необходимые документы.

Безусловно, упразднение документации о закупке и публикация всей информации о закупке исключительно в извещении — это прогрессивный и давно назревший шаг. Привычное заказчикам «задвоение» информации в извещении и документации провоцирует множество ошибок по невнимательности (когда в извещении написано одно, а в документации другое) и надуманные проблемы (чего стоит обширная судебная практика по вопросу о допустимости использования в извещении отсылочных фраз[7]).

Правила внесения изменений в извещение о закупке также будут перенесены в ст. 42 Закона № 44-ФЗ и станут унифицированными. Сейчас сколько способов закупок, столько и разных правил внесения изменений в извещение: в извещение об электронном конкурсе изменения можно внести не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок[8], в извещение об электронном аукционе — не позднее чем за два дня[9], а в извещение о запросе котировок в электронной форме вообще никаких изменений с 1 апреля 2021 г. внести нельзя[10]. Вместо всего этого вводится единое правило: внести изменения в извещение о любой закупке можно не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке[11].

При этом не допускаются лишь «изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок». Для сравнения, в настоящее время не допускается «изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок»[12]. Таким образом, у заказчиков появится практически безграничная свобода редактирования технического задания при внесении изменений в извещение о закупке: характеристики объекта закупки могут изменяться как угодно, лишь бы его наименование оставалось неизменным..

Правила разъяснения положений извещения о закупке также будут едиными: участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, смогут направлять запросы о разъяснении положений извещений о конкурсах и аукционах не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке[13]. Сейчас при проведении электронных конкурсов запросы о разъяснении положений документации направляются не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке[14], при проведении электронных аукционов — не позднее чем за два дня[15].

Универсальные требования к содержанию заявки на участие в закупке

В предыдущем разделе говорилось об унификации требований к извещению о конкурентной закупке независимо от способа ее осуществления. Аналогичным образом в ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ сводят воедино и требования к составу и содержанию заявок на участие в конкурентных закупках. Сейчас заявкам на участие в конкурсах, аукционах и запросах котировок посвящены разные нормы Закона № 44-ФЗ, хотя большинство документов и сведений в этих заявках одинаковые (или, по крайней мере, сходные по своему смыслу).

Такая структура закона порой сбивает с толку даже … самого законодателя! Посмотрите, например, как в настоящее время участники разных конкурентных процедур декларируют свое соответствие единым требованиям к участникам закупок (табл. 2).

Таблица 2

Способ закупкиДекларируемые пункты ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ
Электронный конкурс3–9, 11
Электронный аукцион3–9
Запрос котировок в электронной форме3–5, 7–9, 11
Запрос предложений в электронной форме3–5, 7–9
Закупка по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ3–5, 7–9, 11

Конечно, такой подход к декларированию соответствия единым требованиям вряд ли можно считать надлежащим воплощением принципа единства контрактной системы (см. ст. 11 Закона № 44-ФЗ). Унифицированные требования к содержанию заявки на участие в закупке успешно решают эту проблему: с 1 января 2022 г. участники любых конкурентных процедур должны будут декларировать свое соответствие требованиям п. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Информация, включаемая в состав заявки, складывается из следующих блоков:

сведения об участнике закупки, направляемые заказчику оператором электронной площадки путем информационного взаимодействия с ЕИС;

предложение участника в отношении объекта закупки;

предложение участника закупки о цене контракта или о сумме цен единиц товаров, работ, услуг в случае «закупки без объема»;

документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров запретам, ограничениям и условиям допуска иностранных товаров.

Прокомментируем первые два пункта: тут есть заслуживающие внимания нюансы.

Сведения об участнике закупки. Значительная часть таких сведений перекочевывает в новую редакцию ст. 43 Закона № 44-ФЗ без каких-либо изменений — действительно, сложно представить, что заказчику не будет предоставляться информация о наименовании, контактах и местонахождении юридического лица — участника закупки.

Но точно также сложно представить, например, что заказчику не будут предоставляться учредительные документы юридического лица — участника закупки; тем не менее, их предоставление новой редакцией закона почему-то не предусмотрено[16]. Поэтому состав сведений об участниках закупки заслуживает тщательного сопоставления с привычным ныне положением вещей.

Помимо уже отмеченной аномалии с учредительными документами, можно заметить следующие отличия:

Не предусматривается предоставление паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица — участника закупки[17].

Будет предоставляться не только ИНН самого участника закупки — юридического лица, но и ИНН участников (имеющих 25 % акций (долей) и более), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица[18].

Предусматриваются отдельные декларации участников закупок о принадлежности к организациям инвалидов[19], учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы[20], социально ориентированным некоммерческим организациям[21] — но при этом не предусматривается декларирование принадлежности к СМП[22].

Требование о предоставлении «решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой» звучит несколько странно с учетом уже отмеченного выше отсутствия учредительных документов в перечне документов участника закупки — юридического лица, предоставляемых оператором электронной площадки. Также обращает на себя внимание необъяснимое безразличие законодателя к тому, будет ли являться для участника закупки крупной сделкой предоставление обеспечения гарантийных обязательств — хотя максимально возможный размер обеспечения гарантийных обязательств (10 % НМЦК) вдвое выше максимально возможного размера обеспечения заявки (5 % НМЦК).

Участники закупок должны будут предоставлять в составе заявки документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям, которые предусмотрены следующими нормами:

ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (это отсылка к дополнительным требованиям из хорошо знакомого заказчикам постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99[23]; далее — ПП РФ № 99);

ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, где с 1 января 2022 г. будет закреплено правило «универсальной стоимостной предквалификации».

Правило заключается в следующем: если НМЦК превышает 20 млн руб. и закупка не подпадает под действие ПП РФ № 99, заказчик обязан будет установить требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту/договору должна составлять не менее 20 % НМЦК. При этом контракт/договор может быть исполнен даже с неустойкой, главное чтобы требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) было участником закупки исполнено.

Участники закупок должны будут декларировать свое соответствие требованиям п. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, впервые за всю историю контрактной системы обязательность декларирования охватывает и п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Возможно, это связано с изменением формулировки соответствующего требования. Если сейчас достаточно, чтобы сам участник закупки не являлся офшорной компанией, то с 1 января 2022 г. это требование ужесточается:

офшорной компании не должно быть в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица — участника закупки;

офшорные компании не могут напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) владеть более чем 10 % голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 % в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, подающего заявку на участие в закупке.

Предложение участника в отношении объекта закупки будет включать в себя:

1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, и товарный знак (при его наличии). Эта информация указывается не только при закупке товаров, но и в случае закупки работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар. При этом она:

может не включаться в заявку, если заказчик указал в описании объекта закупки товарный знак необходимого ему товара (например, при приобретении запасных частей или расходных материалов к имеющейся у заказчика технике), а участник предлагает товар с нужным товарным знаком;

не включается в заявку, если описание объекта закупки содержит проектную документацию, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства[24] в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

2. Наименование страны происхождения товаров (в т. ч. поставляемых при выполнении работ, оказании услуг). Участники закупок должны будут указывать его в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (ОКСМ). Таким образом, решение, реализованное с 1 апреля 2021 г. исключительно в нормах о запросе котировок в электронной форме, с 1 января 2022 г. распространится на все конкурентные процедуры. Это означает, что придется отклонять заявки, в которых страна происхождения товара указана, например, как «РФ», а не как «Россия» или «Российская Федерация» (краткое и полное наименование нашей страны в соответствии с ОКСМ).

3. Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям действующего законодательства РФ. Такими документами являются, например, регистрационные удостоверения лекарственных препаратов и медицинских изделий. Этот пункт хорошо знаком заказчикам[25], тут нечего комментировать.

4. Предложения участника электронного конкурса по критериям «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». В случае отсутствия таких предложений заявку участника закупки отклонять не будут, ему просто начислят по этим критериям оценки заявок 0 баллов.

Здесь нововведение заключается в том, что законодатель наконец-то предусмотрел в заявке на участие в электронном конкурсе возможность подачи предложения по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ». В настоящее время ч. 4, 6 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ не предусматривают включения этой информации в заявку на участие в электронном конкурсе.

5. Иные информация и документы, в т. ч. эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. Это тоже факультативный пункт: отсутствие этих сведений и документов не будет основанием для отклонения заявки.

Представляют интерес некоторые новые случаи возврата заявки участнику закупки оператором электронной площадки. Так, заявка будет возвращена оператором, если:

заказчик установил в извещении запрет на закупку иностранных товаров, а участник указал в качестве страны происхождения товара иностранное государство[26];

закупка проводится среди СМП, СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), а заявка подана лицом, которое не является ни СМП, ни СОНКО[27].

Де-факто речь идет о делегировании оператору электронной площадки части обязанностей, исполняемых в настоящее время комиссиями заказчиков по осуществлению закупок. Оператор электронной площадки будет «на дальних подступах» отбраковывать заведомо непроходные заявки, сокращая тем самым трудозатраты заказчиков.

Реформированный электронный конкурс

Процедура электронного конкурса в ред. Закона № 360-ФЗ будет существенно отличаться от нынешней не только отсутствием конкурсной документации, но и по ряду других параметров (табл. 3).

Таблица 3

Электронный конкурс сегодня и после 1 января 2022 г.

Параметр процедурыСейчасПосле 1 января 2022 г.
Минимальная продолжительность срока подачи заявокНе менее 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок[28]Не менее 15 дней до окончания срока подачи заявок[29]
До какого момента можно внести изменения в извещение о закупкеНе позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок[30]Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок[31]
На какой минимальный срок необходимо продлить период подачи заявок в случае внесения изменений в извещение о закупкеЧтобы с даты размещения таких изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней[32]Чтобы со дня, следующего за днем размещения изменений в ЕИС, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке указанный срок составлял не менее 10 дней[33]
В течение какого срока можно отменить электронный конкурсНе позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе[34]Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке[35]
За какое время до окончания срока подачи заявок должен быть подан запрос о разъяснении, на который заказчик обязан ответитьНе позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок[36]Не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке[37]
Срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсеПо общему правилу — не дольше 5 рабочих дней, а если НМЦК менее 1 млн руб., то 1 рабочий день с даты окончания срока подачи заявок. Если конкурс проводится на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок независимо от НМЦК[38]По общему правилу — не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении[39]. В случаях, перечисленных в ч. 5 ст. 48 Закона № 44-ФЗ (закупки НИОКР, работ по сохранению объектов культурного наследия и т. д.[40]), срок рассмотрения первых частей заявок может достигать 5 рабочих дней
День проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контрактаРабочий день, следующий после истечения 1 рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок[41]Рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке[42]
Срок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсеНе может превышать 3 рабочих дня, а если НМЦК меньше 1 млн руб., то не может превышать 1 рабочий день с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе. Если конкурс проводится на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, этот срок не может превышать 5 рабочих дней с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме независимо от НМЦК[43]Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении о закупке[44]
Срок формирования протокола подведения итогов электронного конкурсаНе позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений[45]Не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения от оператора электронной площадки ценовых предложений участников закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению о закупке, а также протокола подачи окончательных предложений[46]
Последствия признания электронного конкурса не состоявшимся, если заявок не было или если все они были отклоненыНе позднее чем на следующий рабочий день после дня признания электронного конкурса не состоявшимся заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в таком конкурсе на 10 дней с даты размещения соответствующего извещения[47]Заказчик вправе осуществить новую закупку либо произвести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[48]

Общий уклон всех этих изменений очевиден: все они направлены на сокращение срока проведения конкурсной процедуры. Он может сократиться еще сильнее в следующих случаях:

если заказчик решит не устанавливать такие критерии оценки заявок, как «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;

в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки включена проектная документация, или типовая проектная документация, или смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

В этом случае в заявке не будет первой части: в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок оператор электронной площадки направит заказчику вторые части поданных заявок со всей сопутствующей информацией об участнике закупки[49].

Наряду с вышеизложенными изменениями будут исправлены некоторые недочеты, имеющиеся сейчас в правилах проведения электронного конкурса. Так, если заказчиком устанавливались условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, то по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок оператор электронной площадки в настоящее время должен сообщить участникам конкурса о наличии среди допущенных заявок предложений о поставке товара российского происхождения[50]. По новым правилам участников конкурса будут информировать о не только о наличии неотклоненных заявок с предложениями о поставке товаров российского происхождения, но и о наличии неотклоненных заявок с предложениями о поставке иностранных товаров[51].

Также вводятся некоторые новые основания для отклонения заявок на участие в электронном конкурсе по вторым частям:

отнесение участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом[52];

в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (например, если участником конкурса представлена в качестве обеспечения заявки банковская гарантия, не соответствующая требованиям Закона № 44-ФЗ или постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005)[53];

наличие во второй части конкурсной заявки информации о предлагаемой участником закупки цене контракта или сумме цен единиц товаров, работ, услуг в случае проведения «закупки без объема»[54].

Протоколы, составляемые в ходе электронного конкурса, будут подписываться электронными подписями всех присутствующих членов комиссии заказчика (подобно тому, как это происходит при проведении запроса котировок после 1 апреля 2021 г.).

Реформированный электронный аукцион

Самое главное изменение в процедуре электронного аукциона заключается в отмене разделения заявки на участие в аукционе на первую и вторую части. Новая процедура будет очень похожа на ту, которая проводится в настоящее время в случае включения в аукционную документацию проектной документации в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ: по окончании срока подачи заявок проводится торговая сессия, после которой заказчику направляется то, что сейчас называется «вторыми частями заявок», а после 1 января 2022 г. будет называться просто «заявкой на участие в электронном аукционе».

Подробный анализ прочих процедурных отличий приводится в табл. 4.

Таблица 4

Электронный аукцион сегодня и после 1 января 2022 г.

Параметр процедурыСейчасПосле 1 января 2022 г.
До какого момента можно внести изменения в извещение о закупкеНе позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок[55]Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок[56]
На какой минимальный срок необходимо продлить период подачи заявок в случае внесения изменений в извещение о закупкеЧтобы с даты размещения в ЕИС внесенных в извещение изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб. или 2 млрд руб. при закупках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, или 7 дней в прочих случаях[57]Чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок было не менее чем 7 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб. или 2 млрд руб. при закупках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, или 3 дня в прочих случаях[58]
В течение какого срока можно отменить электронный аукционНе позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе[59]Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке[60]
Дата и время проведения электронного аукционаПо общему правилу — рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе, а если в аукционную документацию в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ включена проектная документация, то аукцион проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок[61]Процедура подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги в случае «закупки без объема» начинается через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок[62]
Время приема ценовых предложений10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта[63]4 минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. Если в отведенное время поступит ценовое предложение от кого-либо из участников аукциона, время приема ценовых предложений автоматически увеличивается еще на 4 минуты[64]
Срок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционеОбщий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать 3 рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона[65]Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов электронного аукциона, установленной в извещении[66]
Последствия признания электронного аукциона не состоявшимся, если заявок не было или если все они были отклоненыЗаказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку[67]Заказчик вправе осуществить новую закупку либо произвести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[68]

Кроме того, усовершенствованы правила проведения электронного аукциона в случае, когда в ходе торгов цена контракта (или сумма цен единиц товаров, работ, услуг в случае проведения «закупки без объема») была снижена до 0,5 % от начальной или ниже. В законе впервые внятно сказано, что размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, указывается в качестве цены контракта[69].

Интересно, что новая редакция Закона № 44-ФЗ не предусматривает самостоятельного перечня оснований для отклонения заявки на участие в электронном аукционе. Вместо этого законодатель ограничился ссылкой на перечень оснований для отклонения вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе[70].

Реформированный электронный запрос котировок

Запрос котировок — самый многострадальный способ закупки в контрактной системе по количеству реформ, которые ему приходится претерпевать. Последнее радикальное обновление этого способа закупки произошло 1 апреля 2021 г., однако с принятием Закона № 360-ФЗ стало понятно, что это лишь очередная «переходная стадия» на пути к еще более совершенной версии этого способа закупок, которой можно будет воспользоваться с 1 января 2022 г.[71] Основные отличия сгруппированы в табл. 5.

Таблица 5

Электронный запрос котировок сегодня и после 1 января 2022 г.

Параметр процедурыСейчасПосле 1 января 2022 г.
Предельный годовой объем закупок запросом котировок в электронной формеНе должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика[72]Не должен превышать 20 % совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн руб. в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.[73]
На какой минимальный срок необходимо продлить период подачи заявок в случае внесения изменений в извещение о закупкеВнесение изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не допускается[74]Чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок было не менее чем 3 дней[75]
В течение какого срока можно отменить запрос котировокНе позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок[76]Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке[77]
Срок рассмотрения заявок на участие в запросе котировокНе позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленной в извещении[78]Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов запроса котировок, установленной в извещении[79]
Последствия признания запроса котировок не состоявшимся, если заявок не было или если все они были отклоненыЗаказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом № 44-ФЗ[80]Заказчик вправе осуществить новую закупку либо произвести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[81]

Таким образом, можно говорить о точечном исправлении отдельных перекосов, присущих нынешней «переходной» версии электронного запроса котировок (например, устраняется ненужный запрет на внесение изменений в извещение о закупке), а в целом — о приведении «дизайна» конкурентной процедуры к единому стандарту, задаваемому Законом № 360-ФЗ.

Обновленный порядок заключения контракта

Чем именно будущий порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры отличается от нынешнего, можно увидеть из табл. 6.

Таблица 6

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры сегодня и после 1 января 2022 г.

Параметр процедурыСейчасПосле 1 января 2022 г.
Срок, в течение которого заказчик должен сформировать проект контракта в ЕИС и на электронной площадкеВ течение 5 дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов по результатам электронных процедур[82]Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов конкурентной процедуры[83]
Срок, в течение которого участник, с которым заключается контракт, должен подписать контракт или направить протокол разногласийВ течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в ЕИС[84]Не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем размещения проекта контракта заказчиком[85]
Срок, в течение которого заказчик должен обработать протокол разногласий, поступивший от участника закупкиВ течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры протокола разногласий на электронной площадке[86]Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки протокола разногласий[87]
Срок, в течение которого участник закупки должен подписать проект контракта (и при необходимости предоставить обеспечение его исполнения) после обработки протокола разногласий заказчикомВ течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС и на электронной площадке проекта контракта с учетом замечаний, содержавшихся в протоколе разногласий, или первоначальной редакции проекта контракта с обоснованием отказа учесть такие замечания[88]Не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком проекта контракта с учетом замечаний, содержавшихся в протоколе разногласий, или проекта контракта с полным или частичным отказом учесть такие замечания[89]
Срок, в течение которого заказчик обязан подписать контракт, если участник закупки подписал контракт и представил обеспечение его исполнения (если оно требовалось)В течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем электронной процедуры[90]Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки подписанного контракта и обеспечения его исполнения (если последнее требовалось)[91]
Срок, в течение которого заказчик направляет контракт «второму» участнику в случае уклонения победителя конкурентной процедуры от заключения контрактаВ срок, не превышающий 5 дней с даты признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта[92]Контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку, заключается в порядке, установленном настоящей статьей (т. е. ст. 51 в ред. Закона № 360-ФЗ)[93]
Срок, в течение которого заказчик должен направить в ФАС информацию об уклонении участника закупки от заключения контрактаНе позднее чем через 3 рабочих дня с даты признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта[94]Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки действий по подписанию контракта[95]

Отметим, что существующие ныне особенности процедуры заключения контракта по результатам электронного запроса котировок[96] сохраняются без изменений.

Помимо процедурных изменений, в ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ реализован ряд очень важный содержательных нововведений:

предусматривается переход к заключению контракта в «машиночитаемой» форме с использованием функционала ЕИС;

протокол разногласий становится инструментом согласования поставки дополнительного количества товаров в пределах разницы между НМЦК и ценой, которую предложил участник закупки;

в случае уклонения победителя конкурентной процедуры от заключения контракта можно будет заключить контракт «с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку» (т. е. это может быть не только второй, но и третий, четвертый, i-й участник электронной процедуры).

Прокомментируем каждое из этих изменений подробнее.

Заключение контракта с использованием функционала ЕИС. В новой редакции закона указано, что заказчик формирует проект контракта с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС). С использованием ЕИС в контракт включается весь массив сведений об участнике закупки[97], а также указываются стоимостные параметры контракта:

цена контракта и цены отдельных этапов его исполнения, если контракт заключается по твердой цене;

максимальное значение цены контракта и цена единицы товара, работы, услуги, если проводилась «закупка без объема»;

размер платы за заключение контракта, если проводились торги «на повышение».

Функционал ЕИС, позволяющий реализовать амбициозные замыслы законодателя, еще только предстоит создать и отработать, и на это потребуется больше времени, чем на вступление в силу остальных норм Закона № 360-ФЗ. В частности, предусматривается, что с 1 января до 1 октября 2022 г.  заказчики будут включать в проект контракта ряд сведений об участнике закупке, информацию о цене каждого отдельного этапа исполнения контракта (если контракт заключается по твердой цене), цене единицы товара, работы, услуги (в случае проведения «закупки без объема») без использования ЕИС[98].

Хотя ввод в эксплуатацию нового функционала ЕИС намечен на 1 октября 2022 г., фактически с указанного момента еще 6 месяцев он будет работать в тестовом режиме: до 1 апреля 2023 г. заказчикам предоставляется право формировать проект контракта без использования ЕИС[99].

Расширение роли протокола разногласий. Протокол разногласий становится инструментом согласования поставки дополнительного количества товаров на сумму, не превышающую разницы между НМЦК и ценой контракта, предложенной участником закупки. В настоящее время такое право закрепляется за заказчиком ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, но какого-либо нормативно определенного механизма его реализации нет[100]. Упраздняя ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, Закон № 360-ФЗ одновременно создает недостающий механизм:

заказчик, желающий приобрести дополнительное количество товара на разницу между НМЦК и ценовым предложением участника, будет направлять участнику проект контракта сразу с увеличенным количеством товара и возросшей пропорционально ценой контракта[101];

участник закупки по своему усмотрению может либо согласиться на это, подписав контракт в предложенной редакции, либо отказаться, направив заказчику обязательный к учету протокол разногласий (в этом случае заказчик будет обязан направить контракт на изначальных условиях)[102].

Новый порядок заключения контракта в случае, если победитель уклонится от заключения контракта. В настоящее время дело обстоит следующим образом: если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер[103]. Закон № 360-ФЗ преодолевает это ограничение: контракт можно будет заключить с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал свою заявку[104]. При этом заключение контракта будет не правом, а обязанностью такого участника, за отказ от исполнения которой информация о нем будет направляться в ФАС России для включения в РНП[105].

***

В настоящей статье предпринята попытка описать основные отличия конкурентных процедур, которые будут проводиться после 1 января 2022 г., от проводимых в настоящее время. Разумеется, изменения, привносимые в контрактную систему Законом № 360-ФЗ, этим отнюдь не ограничиваются: об остальных нововведениях обязательно будет рассказано в следующих выпусках журнала. Но не забывайте, что конспект не замена учебнику и знакомство с обзорными статьями не заменяет самостоятельного изучения нового закона, а всего лишь призвано ему способствовать.

  1. Изменения затронули более 20 статей Закона № 44-ФЗ, изложены в новой редакции 21 статья и параграфы 2 и 3, утратили силу параграфы 3.1–5 (а это еще 15 статей) и статья 109. Источник: Хидиров Г. А. Новеллы второго оптимизационного пакета. Ящик Пандоры // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2020. № 6.
  2. Конкретные сроки вступления в силу положений, вступающих в силу не с 1 января 2022 г., будут оговариваться в данной статье отдельно. Если норма вступает в силу с 1 января 2022 г., этот «срок по умолчанию» отдельно в каждом случае проговариваться не будет.
  3. Подп. «а» и «в» ч. 10 новой редакции ст. 24 Закона № 44-ФЗ.
  4. К сожалению, формат данной статьи не позволяет подробно остановиться на реформе закрытых способов закупок, которая сама по себе заслуживает отдельного исследования.
  5. По мнению автора, гораздо логичнее было бы включить «закупку с полки» в семью конкурентных способов закупки в виде специфического «электронного запроса котировок на поставку товаров, описания которых содержатся в КТРУ», нежели превращать такую закупку в замысловатый способ реализации закупки у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
  6. При проведении закрытых конкурсов и аукционов (в т. ч. в электронной форме) документация о закупке по-прежнему будет составляться.
  7. См.: Блинцов Д. А. Использование заказчиками отсылочных фраз в извещении и документации // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2019. № 10; Блинцов Д. А. Использование отсылочных фраз в извещениях и документации: обзор практики // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2020. № 10.
  8. Ч. 4 ст. 54.2 Закона № 44-ФЗ.
  9. Ч. 6 ст. 63 Закона № 44-ФЗ.
  10. Соответствующая возможность ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.
  11. См. ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  12. См. ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 63 Закона № 44-ФЗ.
  13. Ч. 6 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Характерно, что разъяснение положений извещения о проведении электронного запроса котировок не предусматривается.
  14. Ч. 8 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ.
  15. Ч. 4 ст. 65 Закона № 44-ФЗ.
  16. Автор указывал на этот дефект еще в период рассмотрения законопроекта № 1100997-7 Государственной Думой РФ, см.: Гурин О. Ю. Заметки на полях второго оптимизационного пакета // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 6.
  17. Ср. формулировку подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ и действующую в 2021 году формулировку п. 2 ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ.
  18. Это сделано для удобства включения информации обо всех таких лицах в РНП: в подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ есть прямая отсылка к п. 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ. Обратите внимание, что посредством информационного взаимодействия с ЕИС эта информация будет предоставляться не с 1 января, а лишь после 31 марта 2022 г.
  19. Подп. «к» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  20. Подп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  21. Подп. «л» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  22. Поскольку на оператора электронном площадки при этом возлагается обязанность в случае проведения закупки исключительно среди СМП, СОНКО возвратить заявку участнику закупки, который не относится к СМП/СОНКО, то можно предположить, что оператор электронной площадки будет проверять принадлежность к СМП не по наличию декларации, а, например, по наличию сведений о хозяйствующем субъекте в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (доступен по ссылке: https://rmsp.nalog.ru).
  23. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».
  24. Напомним, что после 1 июля 2019 г., когда вступил в силу п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, формировалась противоречивая правоприменительная практика относительно того, распространяется ли новая норма на закупки работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, когда в документацию о закупке включается не проектная документация, а только смета. Таким образом, проблема получила разрешение на законодательном уровне.
  25. См., например, п. 2 ч. 6 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ (применительно к заявкам на участие в электронном конкурсе), п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (применительно к заявкам на участие в электронном аукционе), подп. «в» п. 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ (применительно к заявкам на участие в запросе котировок).
  26. Подп. «д» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Аналогично оператор поступит в случае подачи заявки подачи заявки иностранным лицом, если заказчиком установлен запрет на допуск работ/услуг, выполняемых/оказываемых иностранными лицами (подп. «л»).
  27. Подп. «к» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Как уже говорилось выше, основная загадка здесь — это механизм определения принадлежности к СМП операторами электронных площадок, поскольку декларирования такой принадлежности ст. 43 Закона № 44-ФЗ не требует. Очевидно, разгадку мы узнаем из поправок в Правила функционирования электронных площадок.
  28. Ч. 1 ст. 54.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  29. П. 1 ч. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  30. Ч. 4 ст. 54.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  31. Ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  32. Ч. 4 ст. 54.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  33. П. 1 ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  34. Ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  35. П. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  36. Ч. 8 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  37. Ч. 5 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Интересная деталь: из новой редакции следует, что участник закупки не будет иметь права (а значит, и технической возможности на электронной площадке?) направить запрос позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. Действующая редакция Закона № 44-ФЗ не исключает направления запроса о разъяснении позднее установленного срока, просто у заказчика нет обязанности отвечать на такой запрос.
  38. Ч. 1 ст. 54.5 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  39. Ч. 3 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  40. Обратите внимание на появление исчерпывающего перечня случаев, когда допускается установление чуть более длительных сроков рассмотрения заявок на участие в электронном конкурсе, вместо нынешнего расплывчатого указания на «сферы науки, культуры или искусства».
  41. Ч. 3 ст. 54.6 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  42. П. 23 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  43. Ч. 2 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  44. Ч. 11 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  45. Ч. 11 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  46. П. 2 ч. 15 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  47. Ч. 3 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  48. Ч. 8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Обратите внимание: до 1 апреля 2023 г. контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ будет заключаться в рассматриваемом случае без использования ЕИС.
  49. См. ч. 19 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  50. См. п. 3 ч. 9 ст. 54.5 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  51. П. 3 ч. 7 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  52. П. 6 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  53. П. 7 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Таким образом, уйдет в прошлое ситуация, когда отклонение заявки из-за ненадлежащей банковской гарантии, предоставленной в качестве ее обеспечения, основывается исключительно на не имеющем никакой юридической силы письме Минфина России от 30.07.2019 № 24-05-05/57198.
  54. П. 9 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Сейчас по указанному основанию конкурсную заявку можно отклонить лишь при рассмотрении первых частей заявок: см. п. 3 ч. 3 ст. 54.5 и ч. 4 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ в действующей редакции.
  55. Ч. 6 ст. 63 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  56. Ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  57. Ч. 6 ст. 63 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  58. П. 2, 3 ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  59. Ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  60. П. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  61. Ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  62. П. 23 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  63. Ч. 11 ст. 68 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  64. П. 5 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Что интересно, период, в течение которого можно подать лучшее предложение после победителя, сохраняется равным 10 минутам (см. п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ).
  65. Ч. 5 ст. 69 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  66. Ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  67. Ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  68. Ч. 8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Обратите внимание: до 1 апреля 2023 г. контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ будет заключаться в рассматриваемом случае без использования ЕИС.
  69. Подп. «а» п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  70. См. подп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  71. Таким образом, законодатель поставил своеобразный рекорд, установив специфические правила проведения конкурентной процедуры сроком всего на 9 месяцев.
  72. Ч. 2 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  73. П. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. О случаях, когда электронный запрос котировок может проводиться без оглядки на эти ограничения, рассказывалось в первом разделе данной статьи.
  74. Ч. 4 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  75. П. 4 ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  76. Ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  77. П. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  78. Ч. 10 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  79. Ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  80. Ч. 15 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  81. Ч. 8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ. Обратите внимание: до 1 апреля 2023 г. контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ будет заключаться в рассматриваемом случае без использования ЕИС.
  82. Ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  83. Ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  84. Ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  85. Ч. 3 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  86. Ч. 5 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  87. П. 2 ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  88. Ч. 6 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  89. Ч. 5 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  90. Ч. 7 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  91. П. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  92. Ч. 14 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  93. Ч. 7 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  94. Ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  95. Подп. «б» п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  96. Проект контракта направляется победителю в течение 3 часов после опубликования итогового протокола, контракт подписывается победителем не позднее следующего рабочего дня, заказчик подписывает контракт на следующий рабочий день после подписания контракта победителем, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок. Направление протокола разногласий не допускается.
  97. Этот массив сведений определен в законе посредством отсылки к положениям ст. 42, 43 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  98. Ч. 7 ст. 9 Закона № 360-ФЗ.
  99. Ч. 8 ст. 9 Закона № 360-ФЗ.
  100. Подробнее об этом см.: Раев К. В., Гурин О. Ю. Об увеличении количества товаров при заключении контракта в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 7.
  101. П. 2 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  102. Подп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  103. Ч. 14 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ (действующая редакция).
  104. Ч. 7 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.
  105. Ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ.