Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, если объектом закупки являются работы по компенсационному озеленению территории города?

																					

Объектом закупки являются работы по компенсационному озеленению территории города (муниципальными правилами благоустройства объекты озеленения отнесены к элементам благоустройства). Обязан ли заказчик установить к участникам закупки дополнительное требование, предусмотренное поз. 9 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571[1] (далее — ПП РФ № 2571)?

Ответ

Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в т. ч. территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

А в соответствии с п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в т. ч. фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Как следует из п. 3.2 «СП 82.13330.2016. Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

К элементам благоустройства территории данный документ относит:

  •  декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;
  •  растительные компоненты;
  •  различные виды оборудования и оформления;
  •  малые архитектурные формы;
  •  некапитальные нестационарные сооружения;
  •  наружную рекламу и информацию, применяемые как составные части благоустройства.

В силу абз. 21 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правилами благоустройства территорий муниципальных образований устанавливаются:

  • требования к благоустройству и элементам благоустройства;
  •  перечень мероприятий по благоустройству;
  •  порядок и периодичность их проведения.

Соответственно, если озеленение территории включено в комплекс мероприятий по благоустройству территории, то в извещении о закупке необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки согласно поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571.

Пример аргументации

В соответствии с Решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52
«Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар» к видам элементов благоустройства отнесено в т. ч. компенсационное озеленение.

Учитывая изложенное, предмет закупки в полной мере отвечает понятию благоустройства территории в соответствии с правовыми актами г. Краснодара. В связи с чем неустановление дополнительных требований по поз. 9 «Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории» приложения к ПП РФ № 2571 является неправомерным и противоречит положениям Закона № 44-ФЗ[2].

Впрочем, единой позиции по поставленному вопросу среди судов и контрольных органов нет.

Пример аргументации

Озеленение, являясь лишь элементом благоустройства, не образует всего комплекса работ по благоустройству, подтверждение опыта выполнения которого требуется в соответствии с поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571[3].

Как следствие, однозначно ответить на поставленный вопрос не представляется возможным: необходимо учитывать практику контрольных органов вашего региона.

Насколько правомерно включение в контракт условия о согласовании заказчиком контрольного образца товара до поставки всей партии товара?

Вопрос о включении в контракт условия о предоставлении перед поставкой образцов товаров (для проведения экспертизы и т. д.) Законом № 44-ФЗ не регламентирован: заказчикам не вменяется в обязанность устанавливать такое условие, но и запрета на его установление тоже нет.

Большинство контрольных органов не усматривают нарушений в действиях заказчиков, установивших такое условие.

Пример

Контракт предусматривал условие о предоставлении образов-эталонов медицинского изделия для определения соответствия требованиям заказчика. Участник закупки обжаловал правомерность установления такого условия: с его точки зрения, достаточно согласия на поставку товара с характеристиками, соответствующими требованиям извещения о закупке.

Пояснение заказчика: на основании ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Оспариваемое положение установлено на основании ст. 94 Закона № 44-ФЗ, чтобы позволить заказчику провести экспертизу поставляемого товара.

Правовая оценка УФАС: доказательств нарушении заказчиком норм Закона № 44-ФЗ заявитель жалобы не представил, доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными[4].

Вместе с тем встречается и иной подход, когда контрольные органы указывают в своих решениях, что Закон № 44-ФЗ прямо не предусматривает возможности потребовать предоставления контрольных образцов, а значит, такое требование является незаконным[5]. Поэтому при принятии решения следует ориентироваться на позицию того органа, к компетенции которого относится осуществление контроля в отношении проводимых вами закупок.

  1. «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
  2. Решение Краснодарского УФАС России от 05.12.2023 по делу № 023/06/31-6213/2023 (изв. № 0318300128623000006). См. также решение Санкт-Петербургского УФАС России от 23.01.2023 по делу 44-259/23 (изв. № 0172300006023000001).
  3. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2024 по делу № А58-6469/2023. См. также решение Московского областного УФАС России от 16.08.2023 по делу № 050/06/105-30105/2023 (изв. № 0148300021223000494).
  4. Решение Московского УФАС России от 07.03.2018 по делу № 2-57-2690/77-18 (изв. № 0373200087818000025, 0373200087818000028). Аналогичны решения Самарского УФАС России от 01.06.2022 № 216-15028-22/4 (изв. № 0142200001522000008), Санкт-Петербургского УФАС России от 21.01.2019 по делу № 44-612/19 (изв. № 0172200005218000198).
  5. См. решение Смоленского УФАС России от 11.05.2021 по делу № 067/06/33-177/2021 (изв. № 0163200000321002213).