Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по очистке крыш от снега и сколу сосулек?

																					

Ответ

К настоящему времени в правоприменительной практике не сложилось единого подхода к ответу на поставленный вопрос.

Позиция 1. Услуги по очистке кровель от снега и сосулек относятся к работам по уборке зданий и сооружений, к участникам закупки должны предъявляться дополнительные требования в соответствии с поз. 36 («Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий») приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571[1] (далее — ПП РФ № 2571).

Пример аргументации

Как следует из п. 5.5 ГОСТ Р 51870-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Общие технические условия»[2], в зависимости от погодных условий уборка территорий включает в себя в т. ч. удаление снега и наледи, а также применение противогололедных материалов.

В приложении «Б» к названному ГОСТу (примерный перечень услуг профессиональной уборки — клининговых услуг) определен перечень первоочередных работ, выполняемых в случае значительных снегопадов, и среди них тоже фигурирует очистка крыш от снега и льда.

Следовательно, к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, т. к. объект закупки соответствует видам работ, указанным в поз. 36 раздела VI приложения к ПП РФ № 2571[3].

Позиция 2. Услуги по очистке кровель от снега и сосулек относятся к работам по обслуживанию зданий, а потому к участникам закупки должны предъявляться дополнительные требования в соответствии с поз. 14 («Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений») приложения к ПП РФ № 2571.

Пример аргументации

Объект закупки не может быть отнесен к услугам по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, т. к. включает в себя выполнение работ по содержанию и уборке наружных ограждающих конструкций административных зданий (очистку кровель). Очистка кровель является отдельным видом услуг, предполагающим не поддержание чистоты, а надлежащее содержание кровель, исключение накопления снега и образования наледи и сосулек.

Согласно п. 9.2 СП 255.1325800.2016 «Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» в состав работ по текущему обслуживанию входит уборка снега, в т. ч. на кровле. А п. 11.3 СП 255.1325800.2016 требует для предохранения строительных конструкций и оснований зданий (сооружений) от воздействия атмосферных осадков и грунтовых вод обеспечивать в т. ч. своевременную очистку и удаление наледей и сосулек с карнизов и при необходимости уборку снега с кровли; организовывать уборку снега от стен здания (сооружения) на расстоянии не менее 2 м при наступлении оттепелей.

Следовательно, объект закупки связан с текущим обслуживанием здания и не подпадает под условия применения поз. 36 приложения к ПП РФ № 2571. К участникам закупки предъявляются дополнительные требования, предусмотренные поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571[4].

Позиция 3: очистка крыш от снега, наледи и сосулек является отдельным видом услуг и в принципе не подпадает под применение ПП РФ № 2571[5].

Таким образом, ввиду противоречивой правоприменительной практики целесообразно ориентироваться на позицию того контрольного органа, к компетенции которого относится осуществление контроля в отношении проводимых вами закупок.

  1. «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
  2. Утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст.
  3. Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 23.09.2024 № 086/06/31-1503/2024 (изв. № 0387200025424000245).
  4. Решение Московского УФАС России от 22.04.2024 по делу № 077/06/106-5268/2024 (изв. № 0373200302524000011). См. также решения Иркутского УФАС России от 07.10.2024 по закупке № 0134200000124005190, Ханты-Мансийского УФАС России от 16.10.2023 № 086/06/31-1611/2023 (изв. № 0387200017723000195), Московского УФАС от 16.08.2024 по делу № 077/06/106-10898/2024 (изв. № 0373200604024000009).
  5. Решение Пермского УФАС России от 08.06.2023 по закупке № 0156100006923000027.