О применимости Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки капитального ремонта автономным учреждением
Рассмотрим практическую ситуацию: автономное учреждение планирует закупку работ по капитальному ремонту за счет средств субсидия из бюджета «на иные цели» (код субсидии 622 в соответствии с приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н[1]), а не на «капитальные вложения» (код субсидии 465 в соответствии с названным приказом). Какой закон — Закон № 223-ФЗ или Закон № 44-ФЗ — должен будет применяться при проведении такой закупки?
По мнению автора, в рассматриваемом случае следует учесть следующие обстоятельства:
1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в п. 1–3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Во всех иных случаях, за исключением отсутствия размещенного в ЕИС положения о закупке (ч. 5, 5.1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ) или невыполнения автономным учреждением норматива закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), автономное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Кроме того, автономное учреждение не является заказчиком в понимании Закона № 44-ФЗ (подп. 5–7 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
2. Порядок предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности установлен ст. 78.2 БК РФ. Предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии (по форме, установленной приказом Минфина России от 21.12.2017 № 244н[2]), которое в т. ч. предусматривает условие о соблюдении автономным учреждением при использовании субсидии положений, установленных Законом № 44-ФЗ.
При этом предметом соглашения о предоставлении субсидий[3] может быть только осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в целях:
1) подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;
2) строительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства;
3) приобретения объектов недвижимого имущества.
Аналогичный перечень целей предоставления субсидий «строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение» установлен в абз. 3 п. 4 ст. 78.2 БК РФ.
Иными словами, поскольку такая цель, как капитальный ремонт, в ст. 78.2 БК РФ отсутствует, то отсутствует и необходимость применения Закона № 44-ФЗ при проведении закупки капитального ремонта автономным учреждением. Ведь ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ говорит о необходимости применения автономным учреждением Закона № 44-ФЗ «при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности».
Дополнительную аргументацию в пользу неотнесения капитального ремонта к капитальным вложениям в объекты государственной и муниципальной собственности можно почерпнуть в ч. 1 ст. 256, ч. 2 ст. 257 НК РФ:
Извлечение
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В этой связи следует еще раз обратить внимание на ч. 1 ст. 78.2 БК РФ:
Извлечение
В бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств.
То есть капитальные вложения в объекты капитального строительства предусматривают увеличение стоимости основных средств, чего в случае капитального ремонта не происходит.
Кроме того, в соответствии с п. 48.4.5.5 приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н «по элементу вида расходов «465 Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности автономным учреждениям» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ на предоставление государственным (муниципальным) автономным учреждениям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (строительства, реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) государственной (муниципальной) собственности».
Таким образом, законодательством РФ капитальный ремонт не отнесен к капитальным вложениям в объекты государственной, муниципальной собственности, что исключает необходимость применения автономным учреждением ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при проведении капитального ремонта.
3. Указанная в вопросе субсидия «на иные цели» могла быть предоставлена автономному учреждению в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, конкретизированным в постановлении Правительства РФ от 22.02.2020 № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели» (далее — ПП РФ № 203). Согласно п. 4 Общих требований, утвержденных вышеуказанным постановлением, нормативные правовые акты Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или уполномоченных ими органов государственной власти (государственных органов), муниципальные правовые акты местной администрации или уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий в частности содержат «перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, в случае если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации)».
При этом каких-либо требований о проведении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ при расходовании автономными учреждениями указанных субсидий ПП РФ № 203 не содержит.
Также не содержит требований о проведении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ и приказ Минфина России от 31.10.2016 № 197н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»[4].
В то же время теоретически можно представить ситуацию, когда заказчик — автономное учреждение будет обязан руководствоваться Законом № 44-ФЗ при проведении закупки капитального ремонта за счет средств субсидии «на иные цели». Для этого соглашением о предоставлении указанной субсидии должна быть предусмотрена обязанность получателя субсидии руководствоваться Законом № 44-ФЗ при проведении закупок за счет средств указанной субсидии[5]. Однако автору неизвестны случаи, когда такой подход применялся бы на практике.
***
По мнению автора, законодательство РФ не содержит обязанности автономных учреждений проводить закупки капитального ремонта за счет средств субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ) с применением Закона № 44-ФЗ. Если иное не установлено соглашением о предоставлении соответствующей субсидии и автономное учреждение не имеет ограничений на применение Закона № 223-ФЗ, то автономное учреждение вправе провести указанную закупку по правилам Закона № 223-ФЗ.
В то же время следование данной логике требует от заказчика готовности отстаивать свою точку зрения перед проверяющими органами, поскольку последние при беглом прочтении ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ могут неправомерно усмотреть в действиях заказчика состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
-
«О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения». ↑
-
«Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению, федеральному государственному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации». ↑
-
См. п. 1.1.1.2. Типовой формы соглашения о предоставлении субсидий, утв. приказом Минфина России от 21.12.2017 № 244н. ↑
-
На уровне субъектов РФ, муниципальных образований требования к тексту соглашения могут отличаться. ↑
-
ПП РФ № 203 такую возможность оставляет за счет использования формулировок «иную информацию в зависимости от цели предоставления субсидии», «иные положения (при необходимости)». ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 1.