Одностороннее расторжение контракта: нужна ли заказчику внешняя экспертиза?

																					

Номенклатура закупок, осуществляемых бюджетными структурами, поразительно разнообразна — от поставки туалетной бумаги до поставки высокотехнологичного оборудования, от услуг по уборке помещений до выполнения многомиллиардных подрядных работ. И обычно такие разноплановые закупки может проводить один заказчик, который несет ответственность за весь процесс — и за выбор поставщика (исполнителя, подрядчика), и за приемку результата контракта[1]. В случае передачи функций уполномоченному органу или уполномоченному учреждению такая ответственность переходит к данным лицам[2] (далее по тексту статьи под заказчиком будем понимать и уполномоченный орган, и уполномоченное учреждение в установленных законодательством случаях). Безусловно, без специальных познаний в различных отраслях получить качественный результат не получится. Что же делать, если сам заказчик не имеет необходимых специалистов?

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заказчика привлечь сторонних экспертов, экспертные организации, но только в случаях, установленных законом[3]. Перечень таких случаев ограничен проведением конкурса и этапом исполнения контракта.

Понятие «экспертиза» Законом № 44-ФЗ четко не определено. Если обратиться к словарю, то экспертиза — это исследование, в результате которого экспертом дается заключение по поставленным судом и/или сторонами договора вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию[4]. Также различные понятия даются в отраслевых законах: например, судебная экспертиза — предусмотренное законодательством РФ о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла[5].

Определение данного понятия можно вычленить из п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ: это деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных законом. Из статьи следует, что проведение экспертизы может заказать как заказчик, так и участник закупки, но в действительности закон не предусматривает такую возможность в отношении участника закупки. Такое неравенство в правах участника закупки и заказчика даже являлось предметом судебного спора, в ходе которого истец просил внести изменения в ст. 41 Закона № 44-ФЗ, дополнив ее правом участника закупки на привлечение экспертов. Однако Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении соответствующей жалобы хозяйственного общества[6].

Проведение внешней независимой экспертизы на сегодняшний день не является обязательным для заказчика. Закон № 44-ФЗ говорит лишь о праве заказчика на привлечение сторонних экспертов. С 31 августа 2019 г. полностью отменена обязанность привлечения таких экспертов даже в некоторых случаях закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)[7]. Правом определения случаев обязательного привлечения экспертов к проверке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг наделено Правительство РФ[8], но такие случаи пока не установлены.

В настоящей статье мы остановимся на одном из наиболее актуальных случаев привлечения внешних экспертов заказчиками, а именно при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта[9]. Такая экспертиза может быть проведена при исполнении любого контракта, вне зависимости от примененного для его заключения способа закупки. Вспомним, когда заказчик использует такой вариант расторжения контракта.

1. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом[10].

Например, в случае отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему[11], существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара или существенного отступления подрядчика/исполнителя в работе/услуге от условий договора[12], неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товаров[13], невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара[14]. На такие же основания указывали Минэкономразвития России и ФАС России[15].

2. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Например, если в ходе исполнения контракта выяснится, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением и/или документацией о закупке требованиям к поставляемому товару или поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Фактически в этом случае предметом экспертизы является проверка соответствия поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг условиям контракта и подтверждение нарушения условий контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Важно понимать, что экспертное заключение является основанием для одностороннего расторжения контракта. Если по результатам экспертизы факты недобросовестного исполнения контракта не подтверждены, то решение об одностороннем расторжении контракта принять нельзя[16]. Результаты экспертного заключения можно оспорить только в случае проведения повторной экспертизы.

Обратите внимание, что в случае отрицательного экспертного заключения решение заказчика об одностороннем отказе должно основываться исключительно на выводах, установленных экспертом. Если заказчик исказил такие выводы, исключил некоторые из них или добавил свои (например, по результатам еще одной экспертизы, но уже своими силами), то такое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не может быть признано надлежащим.

Пример

Одна из больниц Новгородской области отказалась от исполнения контракта на выполнение работ по замене лифта в лечебном корпусе. Территориальным УФАС при рассмотрении вопроса о включении сведений о подрядчике в РНП было установлено, что решение об одностороннем отказе содержит ряд выводов о нарушениях, допущенных подрядчиком при выполнении работ, которые в заключении экспертной организации отсутствовали. В итоге заказчик признан нарушившим порядок осуществления процедуры расторжения контракта, а сведения о подрядчике в РНП не включены[17].

Закон № 44-ФЗ устанавливает правила привлечения экспертов, экспертных организаций, требования к ним, порядок документооборота при проведении экспертизы, требования к итоговому документу, оформляемому при проведении экспертизы. Факты нарушения заказчиком порядка привлечения внешних экспертов и проведения такой экспертизы выявляются антимонопольными органами в процессе рассмотрения дел о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в РНП по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В итоге несоблюдение заказчиком порядка проведения независимой экспертизы влечет отказ антимонопольного органа от включения сведений о поставщике в РНП. Многочисленные ссылки на такие решения будут приведены по тексту статьи.

Требования к экспертам и экспертным организациям

Требования к лицам, которых заказчик может привлечь к проведению независимой экспертизы, установлены в п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ. При этом член приемочной комиссии, созданной самим заказчиком, не может считаться экспертом[18].

Эксперт

Экспертная организация

Физическое лицо

Индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

обладает специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла

чьи работники обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла

которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных законом

Обратите внимание на следующее:

  1. Физическое лицо может быть зарегистрировано в качестве плательщика налога на профессиональный доход (иметь статус самозанятого), тогда заказчик не платит за такое лицо подоходный налог и страховые взносы[19].
  2. Юридическое лицо (экспертная организация) может привлекать в качестве экспертов только своих штатных работников (при этом не имеет значения, полная занятость или частичная). Если по договору с заказчиком юридическое лицо направляет на экспертизу физическое лицо, привлеченное по гражданско-правовому договору (договору подряда), то такое юридическое лицо не может являться экспертной организацией по смыслу Закона № 44-ФЗ и не может, соответственно, проводить экспертизу.

Один из главных вопросов, который волнует заказчиков при привлечении внешних экспертов, — каким образом проверять специальные познания, опыт и квалификацию экспертов в области науки, техники, искусства или ремесла? Другой важный вопрос — как определить сферу, в которой у эксперта должны быть специальные познания? Если требуется экспертиза поставленного медицинского оборудования, какое образование должно быть у эксперта — техническое или медицинское? А если проводится экспертиза услуг физической охраны, кто будет надлежащим экспертом — бывший военный, полицейский или специалист с удостоверением охранника? К сожалению, однозначных ответов действующее законодательство не дает, и в каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику закупки и существующую судебную практику.

Из практики можно выделить следующие виды документов, подтверждающих компетенции эксперта.

Для экспертов

ТребованияВозможные подтверждающие сведения, документы
Наличие специальных познанийДокументы об образовании (например, диплом о высшем или среднем специальном образовании), документы об ученой степени, научные публикации в данной сфере
Наличие опытаНаучные исследования, практическая деятельность в определенной сфере, подтверждающаяся трудовой книжкой, копиями договоров подряда[20]
Соответствующая квалификация в области науки, техники, искусства или ремеслаУдостоверение о повышении квалификации, аттестаты и т. п.[21]

Для экспертной организации

ТребованияВозможные подтверждающие сведения, документы
Эксперты должны быть работниками юридического лицаТрудовая книжка, трудовой договор (основное место работы или совместительство)
Требования к экспертам (работникам заказчика)См. предыдущую таблицу
Статус экспертной организации (дополнительно, не обязательно)Свидетельства об аккредитации, сертификация в системе менеджмента качества и т. п.

Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»[22]. Поскольку информация о товарах (работах, услугах), являющихся предметом государственного оборонного заказа, отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну[23], экспертизу для данного вида закупок могут осуществлять только физические лица, имеющие соответствующий допуск, и юридические лица, имеющие лицензию и сертификаты на проведение работ с секретной информацией.

Непосредственно экспертная деятельность в настоящее время не требует наличия специальных разрешений, лицензий или допусков. Но если для проведения экспертизы необходимы специальные исследования, испытания, выполнение специальных работ или услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), то заказчик должен учитывать такие требования при выборе экспертов, экспертных организаций[24].

Обратите внимание, что аккредитация и лицензирование проводятся только в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для иных физических лиц (в т. ч. самозанятых) такие требования неприемлемы.

Обязательная аккредитация — это официальное подтверждение компетентности юридического лица или ИП осуществлять деятельность в определенной области аккредитации[25]. Аккредитация проводится во многих областях, включая аккредитацию органов по сертификации продукции (производство пищевых продуктов, машин и оборудования, лекарственных средств и т. п.), аккредитация органов сертификации услуг и органов сертификации персонала, аккредитация испытательных лабораторий и центров и пр. Полный перечень установлен приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 291. Аккредитация является добровольной, но в ряде случаев она обязательна, например для лабораторий, которые выполняют измерения физических факторов в рамках специальной оценки условий труда, задействованы в ветеринарном и фитосанитарном контроле, приемке лифтового хозяйства, а также в других сферах, требующих особого внимания.

Подтверждением наличия аккредитации является аттестат аккредитации, область аккредитации указывается в приложении к аттестату, аттестат без приложения не действителен. Аккредитация в национальной системе аккредитации является бессрочной. Реестр аккредитованных лиц можно посмотреть на сайте Федеральной службы по аккредитации по ссылке https://old.fsa.gov.ru.

Саморегулирование может осуществляться как на обязательной, так и на добровольной основе в следующих сферах: инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства[26], энергетического обследования[27], патентного права (патентные поверенные)[28], аудиторской деятельности[29], кадастровой деятельности (кадастровые инженеры)[30], рекламы[31], арбитражного управления[32], оценки[33], сельскохозяйственной кооперации[34], выращивания винограда и производства винодельческой продукции (виноградари и виноделы)[35]. Членами саморегулируемых организаций могут быть как юридические, так и физические лица, ограничения на членство установлены только специальными федеральными законами, регулирующими соответствующую сферу. Реестр всех саморегулируемых организаций можно найти на сайте Росреестра https://rosreestr.ru и на сайте Ростехнадзора http://sro.gosnadzor.ru.

Список видов деятельности, требующих лицензирования, установлен ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В отличие от аккредитации и саморегулирования лицензирование указанных видов деятельности всегда обязательно. Лицензии действуют бессрочно. Единый реестр выданных лицензий не ведется, по каждой отрасли лицензирования существует свой реестр. Например, реестр лицензий, предоставленных Росздравнадзором, размещен на сайте www.roszdravnadzor.ru, реестр лицензий на деятельность по телерадиовещанию и в области связи — на сайте rkn.gov.ru, сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности — на сайте obrnadzor.gov.ru и т. д.

Наличие специальных разрешений и аттестатов не всегда требуется именно от эксперта или экспертной организации. Для специальных работ эксперт, экспертная организация могут привлечь субподрядчиков. Такие разрешения должны быть исключительно у лица, который будет выполнять соответствующие исследования или работы. Например, если заказчик заказывает экспертизу оказанных охранных услуг, от экспертной организации нельзя требовать наличия лицензии на частную охранную деятельность. Но если, например, заказчику необходима экспертиза поставленных по контракту продуктов питания, в ходе которой будет проводиться химический анализ продуктов, в этом случае такой анализ может проводить только аккредитованная лаборатория. Или если в ходе экспертизы необходимо в т. ч. провести аттестационные испытания системы информатизации на соответствие требованиям по защите информации, то такие испытания может проводить только лицензированная организация.

На практике заказчики заключают контракты с экспертами, экспертными организациями, а необходимые лабораторные исследования проводят соответствующие лаборатории или исследовательские центры. Судебная практика допускает такой подход: действующим законодательством не запрещено к проведению экспертизы привлекать третьих лиц (соисполнителей) для осуществления исследований предмета экспертизы, имеющих соответствующую аккредитацию[36]. Главное, чтобы ссылки на соответствующие лабораторные испытания и результаты таких испытаний были отражены в экспертном заключении.

А может ли заказчик заключить контракт напрямую с испытательной лабораторией, как с экспертной организацией? Да, может, но при этом лаборатория должна соответствовать всем требованиям Закона № 44-ФЗ и выдать в результате экспертизы заказчику экспертное заключение. Обычно лаборатория выдает только протокол лабораторных испытаний, т. к. не изучает в целом предмет контракта на соответствие его условиям, а проводит узкоспециализированные исследования. Указанный протокол не может быть признан надлежащим документом в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Пример

В ходе судебного процесса по оспариванию результатов исполнения договора на оказание услуг по организации лечебного питания стационарных больных, ответчиком в котором выступало одно из медицинских учреждений Республики Башкортостан, суд в третьей инстанции признал протоколы лабораторных испытаний пищевой продукции ненадлежащими доказательствами, в связи с их несоответствием требованиям Закона № 44-ФЗ (они не были оформлены в виде экспертных заключений), и направил дело на повторное рассмотрение[37].

При выборе экспертов или экспертных организаций заказчик должен обязательно учесть требования ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ, где установлен перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы[38].

1. Нельзя привлекать физических лиц:

а) являющихся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшихся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и/или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой таким лицом экспертизы;

в) являющихся с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии): родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками; полнородными и неполнородными братьями и сестрами;
  • усыновителями или усыновленными;
  • супругами (состоящими в официальном браке);

г) имеющих имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза.

2. Нельзя привлекать юридических лиц:

  • в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 % вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
  • если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и/или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой таким лицом экспертизы.

Так, например, суды признают экспертов ненадлежащими, если внешнюю экспертизу проводят работники подчиненных заказчику учреждений[39]. Или экспертизу проводит общество, которое являлось проигравшим участником закупки, или у общества есть на исполнении другие контракты с заказчиком, где он является поставщиком (исполнителем, подрядчиком)[40]. Суды считают таких лиц зависимыми от заказчика, полагая, что заказчик может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы.

Для подтверждения своей беспристрастности и независимости от заказчика и поставщика эксперт, экспертная организация обязаны уведомить о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в т. ч. об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы)[41]. Важные условия:

  1. Если экспертизу проводит экспертная организация, такое уведомление должно быть оформлено как на организацию, так и на каждого привлекаемого ею эксперта.
  2. Форма уведомления — письменная.
  3. Уведомление направляется и заказчику, и поставщику (исполнителю, подрядчику). Если такое уведомление заказчиком или поставщиком не получено, то эксперт, экспертная организация должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Обычно начисляется неустойка за неисполнение условий контракта на проведение экспертизы (при этом такая неустойка должна быть изначально установлена в контракте с экспертом). Согласно позиции Минфина России таких лиц нельзя допускать к экспертизе[42].
  4. Срок для направления такого уведомления законом не установлен. Главное, что заказчик и поставщик должны получить его до проведения экспертизы. Такой срок целесообразно сразу установить в контракте на проведение экспертизы.

Если заказчик или поставщик (исполнитель, подрядчик) выявил в составе экспертов, экспертных организаций вышеуказанных лиц, то заказчик незамедлительно должен заменить экспертов или экспертную организацию[43]. Как это правильно сделать? Если контракт заключен с экспертом как физическим лицом, то такой контракт надо расторгать либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке. Причем при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (ст. 782 ГК РФ) у заказчика не возникает обязанности оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, т. к. такой отказ связан с нарушением экспертом своих обязательств по договору[44].

Если контракт на проведение экспертизы заключен с экспертной организацией и сама организация не соответствует вышеуказанным требованиям, то заказчик также должен провести расторжение данного контракта и выбрать новую экспертную организацию или эксперта. Если же требованиям не соответствует эксперт, которого направляет для проведения экспертизы экспертная организация, то заказчик обязан незамедлительно потребовать от юридического лица замены данного эксперта на надлежащего. Такую обязанность экспертной организации и право заказчика требовать такую замену целесообразно сразу установить в контракте на проведение экспертизы.

По вопросу проведения экспертизы без надлежащего уведомления о допустимости экспертов существует различная судебная практика. Так, в одном случае суды признают результаты такой экспертизы ненадлежащими[45]. В другом случае суды отмечают, что формальное нарушение требований ч. 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ не является безусловным основанием для непринятия во внимание сделанных в заключении эксперта выводов, при условии что фактов конфликта интересов между экспертом и заказчиком (поставщиком) не выявлено[46].

Как заказчику правильно привлечь экспертов, экспертные организации?

Привлечение экспертов и экспертных организаций должно осуществляться на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом[47]. То есть заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ[48]. Конечно, наиболее оптимальный и быстрый способ — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако следует учесть, что специальных оснований для заключения контракта на экспертные услуги ст. 93 Закона № 44-ФЗ не содержит. Значит, контракт можно заключить только по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93, а если есть основания срочности, то в исключительных случаях по п. 9 ч. 1 ст. 93.

Если же заказчик выбирает конкурентную процедуру, то лучше остановиться на проведении конкурса в электронной форме. Несмотря на длительность проведения процедуры, а также объемный пакет документов, безусловным плюсом является возможность учета квалификации исполнителя. При этом максимальная значимость нестоимостных критериев оценки возможна до 70 %[49].

Кто платит за внешнюю экспертизу?

Если внешняя экспертиза проводится по инициативе заказчика, то и оплата должна быть осуществлена за счет средств заказчика. Аналогичный подход отражен в некоторых решениях антимонопольных органов: «…экспертизу оказанной услуги обязан осуществлять заказчик в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, в связи с чем не допускается возложение обязанности и расходов по проведению экспертизы оказанной услуги на исполнителя»[50].

Однако в случае проведения экспертизы при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта поставщик может устранить нарушения условий контракта и компенсировать заказчику расходы на независимую экспертизу (если она проводилась), после чего решение об одностороннем отказе заказчиком должно быть отменено. Но такая возможность дается поставщику только однократно, при повторных нарушениях односторонний отказ вступает в силу, даже если причины для такого отказа повторно будут устранены[51].

В судебных решениях также можно встретить подобный подход.

Пример

В договоре на поставку товара заказчик установил условие, что «при возникновении между заказчиком и поставщиком спора по поводу недостатков поставленного товара или их причин по соглашению сторон может быть назначена экспертиза. В этом случае расходы на экспертизу несут обе стороны поровну. В случае если заказчик провел экспертизу товара и экспертиза подтвердила, что товар не соответствует условиям договора, то поставщик возмещает заказчику расходы, понесенные по оплате экспертизы». При рассмотрении спора о взыскании убытков с поставщика суд подтвердил правомерность такого условия и наличие оснований для взыскания убытков в заявленной сумме[52].

Таким образом, заказчик может возложить на участника закупки возмещение затрат на проведение экспертизы, но только в случае «виновности» поставщика (исполнителя, подрядчика).

Может ли за заказчика привлечь эксперта и оплатить экспертизу третье лицо, например уполномоченный орган или иное уполномоченное правовым актом лицо?

Полагаем, что нет. Такая ситуация будет противоречить порядку привлечения экспертов, что в итоге может повлиять на допустимость и законность проведенной экспертизы и подготовленного экспертного заключения. Привлечение экспертов в установленных Законом № 44-ФЗ случаях — это полномочие заказчика. Даже из самих определений понятий «эксперт» и «экспертная организация» следует, что экспертное заключение готовится по поставленным заказчиком вопросам[53]. Уполномоченный орган или уполномоченное учреждение могут привлекать экспертов только в случае передачи такому органу (учреждению) соответствующих функций по осуществлению закупок[54].

Можно ли заключить безвозмездный контракт с экспертом?

Анализируя действующую практику, настоятельно не рекомендуем заказчикам так поступать по следующим причинам. Закон устанавливает, что эксперт или экспертная организация осуществляет свою деятельность на основе договора[55]. Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное[56]. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств[57].

Иными словами, заключаемые заказчиками контракты в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ являются возмездными. Аналогичный вывод находит подтверждение в разъяснениях Минэкономразвития России и судебной практике[58]. Интересна и административная практика: так, в одном из решений при рассмотрении вопроса о включении сведений об организации в РНП антимонопольный орган отказался учитывать заключение эксперта, поскольку экспертная организация не соответствовала требованиям Закона № 44-ФЗ, т. к. осуществляла экспертизу «…не на основании договора, заключенного с заказчиком, а по устной просьбе представителя заказчика»[59].

В каком порядке лучше оплачивать экспертные услуги?

Единых правил на данном рынке не существует. Это может быть процент от цены контракта, фиксированная сумма за одну экспертизу или оплата по факту проведения экспертизы за отработанные экспертом эксперто-часы или эксперто-дни (обычно в период времени на проведение экспертизы, который подлежит оплате, входит и время на подготовку экспертного заключения). В контракте с экспертом также должен быть отражен состав цены: определено, входят ли в цену затраты экспертной организации, связанные с проездом и проживанием при выезде работников экспертной организации для отбора проб (образцов), для проведения осмотра объекта экспертизы, для проведения иных мероприятий в рамках оказания экспертных услуг, а также транспортные расходы на доставку проб (образцов) до места проведения экспертизы или испытаний.

За счет каких средств следует оплачивать проведение экспертизы?

Согласно разъяснениям Минфина России оплата услуг по проведению экспертизы отражается по видам расходов, в рамках которых приняты и исполняются обязательства по контракту, в отношении результатов которого осуществляется экспертиза в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги»[60]. При проведении внешней экспертизы при исполнении контракта на строительство такие договоры подлежат оплате за счет средств от иной приносящей доход деятельности. Но если расходы на осуществление экспертизы результатов исполнения контракта учтены при расчете сметной стоимости объекта, финансирование расходов может быть осуществлено за счет средств субсидии на капитальные вложения, при условии что нормативно-правовым актом (решением), в соответствии с которым предоставляется соответствующая субсидия, предусмотрена такая возможность. Если указанным актом не предусмотрена такая возможность, то оплата экспертизы осуществляется за счет средств субсидии на иные цели[61].

Порядок проведения экспертизы

Сроком начала проведения экспертизы является день, следующий за днем получения экспертом заявки от заказчика, при условии предоставления эксперту предмета экспертизы и иных запрошенных им материалов либо при условии предоставления эксперту доступа к предмету экспертизы. Срок окончания проведения экспертизы — дата подписания и отправки экспертного заключения заказчику.

Важно: основная задача внешнего эксперта — выдать независимое экспертное заключение. Заказчик не вправе передавать полномочия по приемке и подписанию актов приемки третьим лицам по договору[62].

При проведении экспертизы эксперт должен провести детальный осмотр объекта экспертизы, а в ряде случаев отобрать пробы или образцы продукции. Как показывает административная и судебная практика, наибольшее количество проблем и споров по проведению экспертизы возникает как раз в связи с отбором проб (образцов) продукции. Например, если отбор проб осуществлялся без уведомления поставщика, то результаты экспертизы, основанные на исследованиях отобранных образцов, могут быть признаны ненадлежащими[63]. Если же уведомление направлялось, но представители поставщика отсутствовали при отборе проб, то суды полагают, что поставщик не проявил должной осмотрительности и внимания для защиты своих интересов как добросовестного поставщика[64].

В другом судебном деле акт отбора проб составлялся в отсутствие представителя поставщика, но суды приняли во внимание, что ни из договора, ни из нормативной документации (ГОСТа) не следовало, что присутствие поставщика носит обязательный характер, поэтому результаты экспертизы были признаны надлежащими[65].

А должен ли представитель поставщика присутствовать непосредственно при проведении экспертизы? Полагаем, достаточно его присутствия именно на осмотре объекта экспертизы или при отборе образцов. Так, в одном из судебных дел истец (поставщик) заявлял, что заключение эксперта не отвечает критериям объективности, поскольку представители истца не участвовали при экспертном исследовании товара[66]. Но данный довод отклонен судом, т. к. поставщик был надлежащим образом уведомлен заказчиком о проведении экспертизы, его представители присутствовали при осмотре товара, в ходе осмотра они имели возможность задавать вопросы, делать записи, приносить свои замечания, если считали, что процедура осмотра товара происходит с нарушениями (однако никаких нареканий ни данная процедура, ни фотофиксация поставленных товаров у представителей истца не вызвали).

Таким образом, в интересах заказчика присутствовать при отборе проб и проверить, соблюдены ли экспертом основные правила отбора образцов (такие правила лучше сразу прописать в контракте между заказчиком и экспертом):

1. Поставщик заблаговременно уведомлен о дате, времени и месте отбора образцов.

2. Отбор образцов проведен с учетом нормативной и технической документации и условий контракта.

3. При отборе образцов рекомендуется отобрать аналитический, контрольный и арбитражный образец (если иное не предусмотрено контрактом):

  • аналитический образец нужен непосредственно для передачи в лабораторию;
  • контрольный образец нужен для случая проведения повторных испытаний (если одна из сторон останется недовольна результатами первичных испытаний), он хранится у заказчика до получения результатов испытаний, и если разногласий не будет, его можно реализовать вместе со всей партией товара;
  • арбитражный образец рекомендуется хранить у заказчика в течение срока исковой давности (по скоропортящимся товарам — в течение срока годности).

4. Каждый образец помещен в отдельную тару, опечатан, сделан сохранный ярлык с информацией об образце и условиях его отбора.

5. По результатам отбора образцов составлен акт отбора образцов, который подписан всеми лицами, присутствующими при таком отборе. Акт отбора направляется в лабораторию вместе с аналитическим образцом, а другой экземпляр акта хранится у заказчика вместе с протоколом лабораторных испытаний и экспертным заключением.

Требования к экспертному заключению

Судебная и административная практика разных лет показывает, что оформление заключения имеет ключевое значение. Например, направленное заказчику по итогам экспертизы письмо или протоколы лабораторных испытаний без оформления отдельного экспертного заключения не могут расцениваться как экспертное заключение[67].

Общие требования к оформлению результатов экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией, установлены Законом № 44-ФЗ[68]. Так:

  • эксперт должен оформить экспертное заключение, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации;
  • заключение должно быть объективным;
  • заключение должно быть обоснованным;
  • заключение должно соответствовать законодательству РФ.

Экспертное заключение в последующем может использоваться в суде в качестве доказательства. Поэтому рекомендуется, чтобы экспертное заключение соответствовало требованиям, предъявляемым к заключениям, выдаваемым по результатам судебной экспертизы[69]. А некоторые суды предъявляют повышенные требования к экспертному заключению о его соответствии еще и ст. 86 АПК РФ[70]. Однако в судебной практике встречается и иная позиция, что экспертиза качества является специальной процедурой, а потому не подчиняется требованиям к производству специальных экспертиз и даче заключений специалистами в рамках судебной деятельности и деятельности государственно-экспертных учреждений[71]. Учитывая неоднозначную судебную практику, наиболее безопасным будет предъявлять к экспертному заключению повышенные требования.

Требования к содержанию экспертного заключения:

  • дата, время и место проведения экспертизы (в т. ч. даты начала и завершения экспертизы);
  • основания проведения экспертизы (реквизиты заявки заказчика, реквизиты контракта, в отношении которого проводится экспертиза);
  • сведения о заказчике, назначившем проведение экспертизы;
  • сведения о поставщике, производителе объекта экспертизы;
  • сведения об экспертной организации, об экспертах (Ф. И. О., образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы;
  • вопросы, поставленные заказчиком перед экспертной организацией, экспертом;
  • объекты исследований и материалы, представленные экспертной организации для проведения экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам;
  • порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием оснований выборочной проверки (ГОСТ, стандарт, нормативно-техническая документация на продукцию, контракт и т. п.), количество продукции отобранного для проверки образца (при проведении выборочной проверки);
  • номера ГОСТов, стандартов, нормативно-технической документации на продукцию, по которым производилась проверка качества продукции;
  • сведения об отборе проб (образцов) и испытательной лаборатории, в которую были переданы образцы для проведения испытаний;
  • точное количество продукции, предъявленной эксперту, в т. ч. не соответствующей нормативным значениям;
  • подробное описание выявленных недостатков (дефектов) и их характер;
  • если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в т. ч. с указанием срока их устранения;
  • выводы о соответствии (несоответствии) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги требованиям контракта, в отношении которого проводилась экспертиза.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Все расчеты и обоснования должны быть представлены в заключении.

Выводы эксперта должны отражать однозначные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и не должны допускать двоякого толкования. В случае невозможности ответить на поставленный вопрос должны излагаться причины этого.

Заключение оформляется в двух экземплярах на бумажном носителе. Каждый экземпляр заключения должен быть прошит, подписан экспертом и содержать надпись об утверждении руководителем экспертной организации и оттиск печати экспертной организации. К заключению прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у привлекаемых экспертов специальных познаний, опыта, квалификации в области науки, техники, искусства или ремесла по объекту экспертизы, и/или аттестат аккредитации лаборатории.

Все указанные условия рекомендуем сразу прописать в контракте между заказчиком и экспертом.

Если же экспертное заключение будет признано недостоверным, заведомо ложным или экспертом, экспертной организацией не будет выполнено требование по уведомлению в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы, то эксперт, экспертная организация могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной или даже уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ[72]. Обратите внимание, что заведомо ложным заключение может быть названо лишь в том случае, если принято решение суда по данному факту. Это ситуация, когда эксперт не просто знал, что данные, содержащиеся в его заключении, не соответствуют действительности, но и желал ввести в заблуждение заказчика или участника закупки.

В заключение отметим, что заказчику при одностороннем отказе от исполнения контракта стоит использовать инструмент независимой экспертизы. Ведь это дополнительная страховка заказчика, которая принимается и антимонопольным органом, и арбитражным судом. Но сработает такая страховка только в том случае, если заказчик будет строго соблюдать все правила привлечения экспертов, экспертных организаций.

  1. П. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ.

  2. Ч. 11 ст. 26 Закона № 44-ФЗ.

  3. Ч. 1 ст. 41 Закона № 44-ФЗ.

  4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 512 с.

  5. Ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

  6. Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 747-О.

  7. Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ.

  8. Ч. 4.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

  9. Ч. 10 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

  10. Ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

  11. П. 1 ст. 463, абз. второй ст. 464 ГК РФ.

  12. П. 2 ст. 475 ГК РФ, п. 3 ст. 723 ГК РФ.

  13. П. 2 ст. 523 ГК РФ.

  14. П. 1 ст. 480 ГК РФ.

  15. Письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 № 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16.

  16. Ч. 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

  17. Решение Новгородского УФАС России от 15.12.2016 № 7275/03.

  18. Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2017 по делу № А68-563/2016.

  19. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“». Об участии самозанятых в закупках и особенностях заключения контрактов с ними см. публикацию: Боровых Ю. С. Участие самозанятых в закупках: кто на новеньких? // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. — 2020. — № 3.

  20. П. 21 Обзора судебной практики, указанной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158.

  21. Постановление Первого ААС от 27.10.2017 № 01АП-7186/17.

  22. Ч. 5 ст. 41 Закона № 44-ФЗ.

  23. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

  24. Ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ.

  25. П. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

  26. Градостроительный кодекс РФ.

  27. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  28. Федеральный закон от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

  29. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

  30. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

  31. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  32. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

  33. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

  34. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

  35. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

  36. Постановление Пятнадцатого ААС от 26.12.2015 № 15АП-20477/15.

  37. Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2019 № Ф09-6436/19 по делу № А07-26508/2018.

  38. Постановление Девятого ААС от 24.01.2020 № 09АП-77752/19.

  39. Постановление Одиннадцатого ААС от 18.09.2017 № 11АП-9797/17.

  40. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.12.2019 № Ф03-5734/19 по делу № А80-537/2018.

  41. Ч. 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ.

  42. Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 24-02-07/87603.

  43. Ч. 4 ст. 41 Закона № 44-ФЗ.

  44. Решение Верховного Суда РФ от 25.04.2018 № АКПИ18-146.

  45. Постановления Семнадцатого ААС от 20.07.2015 № 17АП-7149/2015-ГК по делу № А50-1337/2015, ФАС Уральского округа от 26.06.2019 № Ф09-3753/19 по делу № А50-4682/2018, Девятнадцатого ААС от 16.10.2019 № 19АП-5468/19, Десятого ААС от 15.03.2016 № 10АП-1039/16, Двенадцатого ААС от 01.10.2015 № 12АП-8593/15.

  46. Постановления Одиннадцатого ААС от 29.05.2019 № 11АП-6944/19, от 17.09.2019 № 11АП-12701/19, ФАС Центрального округа от 28.12.2017 № Ф10-5486/17 по делу № А14-1213/2017.

  47. Ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

  48. Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 24-02-07/87603.

  49. П. 3 Приложения к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

  50. Решение Смоленского УФАС России от 18.04.2016 № 74.

  51. Ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

  52. Постановление Первого ААС от 14.06.2019 № 01АП-2701/19.

  53. П. 15 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 41, ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

  54. Ч. 2, 3, подп. «б» п. 1, п. 3 ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ.

  55. П. 15 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ.

  56. П. 1, 3 ст. 423 ГК РФ.

  57. Ч. 2 ст. 72 БК РФ.

  58. Письма Минэкономразвития России от 09.10.2015 № ОГ-Д28-13071, от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4023, от 06.12.2016 № Д28и-3340, от 08.04.2016 № ОГ-Д28-4324, от 27.03.2017 № Д28и-1366, постановления ФАС Поволжского округа от 22.06.2016 № Ф06-10053/2016, Семнадцатого ААС от 06.07.2015 № 17АП-6977/2015-АК по делу № А60-1211/2015.

  59. Решение Брянского УФАС России от 16.12.2014 № 179.

  60. Письма Минфина России от 06.06.2014 № 02-05-10/27547, от 27.06.2014 № 02-05-11/31346, от 10.07.2014 № 16-01-08/33028.

  61. Письмо Минфина России от 14.07.2015 № 02-04-08/40340.

  62. Письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1229.

  63. Постановления ФАС Московского округа от 04.07.2016 по делу № А41-46226/2015, от 24.03.2016 по делу № А41-21418/2015.

  64. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.03.2018 № Ф01-304/18 по делу № А11-12217/2016, постановление Первого ААС от 27.10.2017 № 01АП-7186/17.

  65. Постановление ФАС Уральского округа от 25.10.2018 № Ф09-5931/18 по делу № А07-32753/2017.

  66. Постановление Тринадцатого ААС от 23.12.2020 № 13АП-20900/20 по делу № А56-116655/2019.

  67. Решение Курганского УФАС России от 30.07.2015 № РНП45-47/2015, постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2019 № Ф09-6436/19 по делу № А07-26508/2018.

  68. Ч. 7 ст. 41, ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

  69. Ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2019 № Ф09-6436/19 по делу № А07-26508/2018.

  70. Постановление Пятнадцатого ААС от 13.11.2020 № 15АП-16794/20 по делу № А32-24892/2020.

  71. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.12.2020 № Ф06-67634/20 по делу № А65-700/2020.

  72. Ч.3 ст.41 Закона № 44-ФЗ, ст.7.32.6 КоАП РФ, ст.200.6 УК РФ.

Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 3.