Новые правила корпоративных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» упорядочил процедуры проведения закупок для определенных категорий участников. Данные изменения, с одной стороны, стандартизировали процессы и облегчили порядок подачи заявок на участие в торгах для преференциальных субъектов, а с другой стороны, в очередной раз ограничили самостоятельность организаторов закупок и заказчиков, установив закрытый перечень документов, включенных в состав заявки, и определив порядок проведения торгов строго установленными правилами.
В данной статье будет сделана попытка упорядочить изменения законодательства с акцентом на необходимых изменениях локальных нормативных актов и процедурных документов заказчиков, подпадающих под обязанность проведения специальных процедур закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).
Единые требования к заявке участника закупки
Едва ли не самым обсуждаемым изменением стала унификация требований к составу заявки на участие в торгах для СМСП. Законодатель сохранил принцип бинарности заявки (предоставления заявки в двух частях) для большинства процедур, разделив при этом состав подаваемых документов на три вида: собственно документы или их копии, информация об участнике и декларация соответствия.
В соответствии с п. 19.3 ст. 3.4 новой редакции Закона № 223-ФЗ не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке информацию и документы, не предусмотренные ч. 19.1 и 19.2 вышеуказанной статьи. Очевидно, что положения о закупках и закупочная документация должны претерпеть изменения в этой части до июля 2021 г. Состав документов и сведений, включенных в заявку, можно систематизировать следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Выделенные документы попадают в первую часть заявки, которая является обезличенной и содержит сведения о товаре, работе или услуге. Вся информация, которая прямо или косвенно указывает на участника закупки, включается во вторую часть заявки. Указание информации об участнике закупки или о цене в первой части заявки является основанием для ее отклонения. Выписка, подтверждающая статус СМСП, пропала из перечня документов, подаваемых в составе заявки, а также из постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352[1]. Теперь преференциальный статус можно подтвердить только ссылкой на запись в соответствующем реестре ФНС России.
Невооруженным глазом видно, что законодатель пошел по пути сближения норм Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ в части требований к содержанию и составу заявки. Принципиальной новеллой в практике регламентированных закупок стала возможность подтверждения установленных к участникам требований ссылкой на общедоступные источники, такие, например, как:
https://rmsp.nalog.ru/index.html — реестр СМСП;
https://www.genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/ —реестр лиц, привлеченных к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, по годам;
http://www.roszdravnadzor.ru/medproducts — регистрационные удостоверения и лицензии в сфере здравоохранения;
http://www.mchs.gov.ru/dop/services/licensereestr — лицензии, выдаваемые МЧС России;
http://reestr.nostroy.ru — реестр членов саморегулируемых организаций в сфере строительства и др.
Разумеется, половина из всех перечисленных документов и сведений будет определяться с учетом специфики самой процедуры закупки. Так, в монокритериальных процедурах, где победитель определяется исключительно по цене, не будет места документам и информации для оценки по критериям «качество товара» и «квалификация участника закупки». К слову сказать, отсутствие этих данных традиционно не является поводом для отклонения заявки.
Документы, подтверждающие качество товара, могут быть запрошены только в том случае, если они не передаются вместе с товаром, а документ, подтверждающий страну происхождения товара, — и вовсе норма «на вырост», поскольку в настоящий момент подзаконные акты по преимуществам национальным производителям в рамках корпоративных закупок вовсе не предусматривают таковой.
Общие процедурные изменения
Новое изъятие появилось при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками с СМСП по результатам закупок. В 2021 году в таком объеме не учитываются закупки лизинговыми компаниями предметов лизинга, в случае если начальная (максимальная) цена обязательного договора купли-продажи, заключаемого для выполнения своих обязательств по договору лизинга, превышает 400 млн руб.
Утратило силу требование к операторам электронной площадки об обязанности обеспечить конфиденциальность информации об участнике до подведения результатов конкурентной закупки. Это изменение касается как закупок у СМСП, так и общего порядка проведения конкурентных закупок в электронной форме. Необходимо заметить, что на практике это требование не выполнялось, поскольку для подведения итогов закупки в поликритериальных процедурах необходимо было получить исчерпывающую информацию о квалификации участника закупки.
Кроме того, из закона ушло требование о сохранении в тайне информации о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона, а также дополнительных ценовых предложений. Вместо этого появился запрет на предоставление оператором доступа к информации об участниках конкурентной закупки в электронной форме, подавших заявки, до предоставления комиссии доступа к данным заявкам (точнее, их вторым частям).
Право на проведение закупки без соблюдения правил, установленных положением о закупках у СМСП, заказчик получает, только если им принято решение о том, что договор по результатам закупки не заключается исключительно в неконкурентных закупках. Этим законодатель в очередной раз подчеркнул обязательность заключения договора по результатам конкурентной закупки, даже если она признана несостоявшейся по причине участия или допуска только одного претендента.
Конкурс и запрос предложений
Самым значимым изменением в процедурах закупок стало исключение возможности проведения квалификационного отбора участников. Действительно, среди документов, включаемых в состав заявки в обязательном порядке, отсутствует какое-либо упоминание о подтверждении квалификации участника закупки. Несомненно, среди критериев оценки заявок квалификации участника найдется достойное место, а практика проведения предварительных квалификационных отборов, не являющихся закупочной процедурой, отчасти поможет решить проблему допуска до закупок достойнейших из достойных.
Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг перестали быть допустимым ценовым критерием при проведении закупок для СМСП. Это поставило крест на возможности оценки совокупной стоимости владения, являющейся самым объективным и стратегически верным способом выбора лучшего предложения, что подтверждается «best practices» коммерческих закупок и мировой практикой.
Ложкой меда в этой бочке дегтя является право заказчика применять любую последовательность проведения этапов конкурса, которая больше не должна соответствовать очередности их перечисления в законе (обсуждение предмета закупки, подача окончательных и дополнительных предложений, рассмотрение и подача заявок). Сроки проведения каждого этапа конкурса теперь должны быть установлены не в извещении, а в закупочной документации.
В обсуждении предмета закупки, являющемся факультативным этапом конкурса, могут участвовать все подавшие заявки участники, а не только те, кто соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении конкурса в электронной форме и документации о конкурентной закупке, поскольку обсуждение может состояться как до проведения процедуры рассмотрения заявок, так и после. Повысит ли это продуктивность корпоративных закупок, остается загадкой, а вот то, что временные и организационные затраты на такие обсуждения возрастут, вполне очевидно.
С целью унификации электронных процедур закупок дополнительной регламентации подверглась ценовая переторжка. Теперь участники конкурса в электронной форме вправе подать на электронной площадке только одно дополнительное ценовое предложение, которое должно быть ниже ценового предложения, поданного ими ранее. Продолжительность приема дополнительных ценовых предложений составляет три часа. Заказчики и организаторы процедур закупок не имеют права изменять этот порядок на уровне локальных нормативных актов.
В отношении запроса предложений для СМСП законодатель признал утратившими силу все ранее действовавшие нормы и указал, что запрос предложений в электронной форме проводится в порядке, установленном для проведения конкурса в электронной форме. При этом подача окончательного предложения, дополнительного ценового предложения не осуществляется.
Заключение договора, приемка, штрафы
Правило о том, что срок заключения договора по результатам процедур, участниками которых являются только СМСП, должен составлять не более 20 дней со дня принятия решения о заключении такого договора, теперь распространяется только на неконкурентные закупки. Очевидно, что по конкурентным закупкам действует общее правило ч. 15 ст. 3.2. Закона № 223-ФЗ о том, что договор заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Детализировано правило о том, что при осуществлении закупки для СМСП максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке. Ранее срок исчислялся с момента исполнения обязательств, что порождало множество споров о порядке его исчисления между сторонами.
Дополнительную значимость этому изменению придал Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.32.3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым ст. 7.32.3 КоАП РФ была дополнена ч. 9 следующего содержания:
«29. Нарушение заказчиком установленного законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с СМСП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.».
Несмотря на то, что срок оплаты установлен только для закупок со специальным субъектным составом участников, формулировка объективной стороны нарушения, предусмотренного новой редакцией КоАП РФ, предполагает более вольное толкование при применении санкций.
Разумеется, все изложенные в настоящей статье выводы и умозаключения должны пройти проверку правоприменительной и судебной практикой, но размышлять об изменениях операционной и нормативной составляющей закупок у субъектов, для которых государством предусмотрена отдельная квота, можно уже сейчас.
-
«Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 3.