Отклонять ли заявку участника закупки, предлагающего жилье, которому класс энергетической эффективности не присваивался в связи с тем, что оно построено до 2009 г.?

																					

Многоквартирные дома, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов. На основании изложенного при закупке квартир в извещении о закупке установлены требования о наличии класса энергетической эффективности. Отклонять ли заявку участника, предлагающего жилье, постройка, реконструкция, капитальный ремонт которого произведены до 2009 г., в связи с чем класс энергетической эффективности такому жилью не присваивался?

Ответ

В силу ч. 1, 2 ст. 26 Закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. При этом в составе указанных правил Правительство РФ вправе установить первоочередные требования.

Согласно подп. «и» п. 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221, первоочередным требованием энергетической эффективности для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, является наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.

Данное требование распространяется на все жилые помещения, которые приобретаются для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, заказчик обязан установить указанное требование к объекту закупки.

На практике признается неправомерным допуск заявки на участие в закупке жилого помещения, если участник предложил квартиру в доме, которому не присвоен класс энергоэффективности, независимо от того, к какому рынку жилья (первичному или вторичному) относится квартира. Даже для зданий, строений, сооружений, введенных в эксплуатацию до вступления в силу требований об энергоэффективности (п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона № 261-ФЗ): контрольные органы прямо указывают в своих решениях, что многоквартирный дом, в отношении которого не определен класс энергетической эффективности, не может участвовать в закупке для государственных и муниципальных нужд[1]. Суды также поддерживают данный подход[2].

При этом отметим, что в соответствии с п. 8 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утв. приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Как разъяснил Минстрой России в письме от 29.11.2016 № 40222-АЧ/04, это означает, что класс энергоэффективности многоквартирного дома, в отношении которого нет обязанности по определению такого класса, может быть определен по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме дома или по инициативе лица, осуществляющего управление таким домом, на основании результатов энергетического обследования.

  1. См. решение Марийского УФАС по делу № 012/06/96-697/2019 от 15 ноября 2019 года (изв. № 0108300014319000064), а также решения Ростовского УФАС России от 09.03.2023 по делу № 061/06/49-746/2023 (изв. № 0158300041823000006).
  2. См. постановление Пятнадцатого ААС от 12.04.2022 по делу № А53-35342/2021.