Подтверждает ли евразийское происхождение товара для целей применения ПП РФ № 102 сертификат по форме СТ-1, выданный в России для представления в Республике Беларусь?
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102[1] (далее — ПП РФ № 102) подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и перечень № 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств — членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее — Правила СНГ), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Сертификаты формы СТ-1, подтверждающие российское происхождение медицинских изделий для целей применения ПП РФ № 102 (далее — сертификаты), выдаются уполномоченными ТПП. Положение о порядке выдачи таких сертификатов утверждено приказом ТПП РФ от 10.04.2015 № 29[2] (далее — Положение ТПП № 29).
Сертификаты, выдаваемые для целей применения ПП РФ № 102, составляются по универсальной форме, которая приводится в приложении 2 к Правилам определения страны происхождения товаров в СНГ[3] от 20.11.2009. Но при этом учитывается ряд особенностей, предписанных Положением ТПП № 29 (табл. 1).
Таблица 1
Содержательные особенности разовых и годовых сертификатов, выдаваемых для целей применения ПП РФ № 102

Графа сертификата СТ-1 | Разовый сертификат | Годовой сертификат |
Графа № 1 «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)» | Указывается информация о заявителе — участнике закупки | Указывается информация о производителе товара |
Графа № 2 «Грузополучатель/импортер (наименование и адрес)» | Указывается информация о заказчике (организаторе) закупок (наименование, адрес) | Не заполняется |
Графа № 5 «Для служебных отметок» | Вносится запись: «Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд», при необходимости — информация о дубликате сертификата | Дополнительно указывается срок действия сертификата в формате: «Действителен до…» |
Графа № 7 «Количество мест и вид упаковки» | Указывается количество мест и вид упаковки, если таковая имеется. При отсутствии упаковки вносится запись: «Без упаковки» | Не заполняется |
Графа № 8 «Описание товара» | Указывается наименование товара — объекта закупок и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара, включая наименование производителя товара и номер РУ Росздравнадзора | |
Графа № 10 «Количество товара» | Указываются количественные характеристики товара | Не заполняется |
Большинство контрольных органов согласны, что в отсутствие необходимой отметки в графе № 5 сертификат СТ-1 нельзя считать надлежащим документом для целей применения ПП РФ № 102.
Пример
Предмет закупки — тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови.
В графе № 5 «Для служебных отметок» представленного сертификата формы СТ-1 содержалась запись: «Договор поставки № 23 от 30.03.2023». Запись, установленная Положением ТПП № 29 («Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд»), отсутствовала.
Вывод УФАС: представленная в составе заявки участника закупки копия сертификата по форме СТ-1 не подтверждает страну происхождения предлагаемого к поставке товара в соответствии с п. 3 ПП РФ № 102[4].
Справедливости ради заметим, что противоположная позиция в практике тоже встречается, но лишь в виде исключения. Это неудивительно, т. к. данная позиция строится на игнорировании требований Положения ТПП № 29 (сознательном или по невежеству, не имеет принципиального значения)[5].
- «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ПП РФ № 102). ↑
- «О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий)». ↑
- Утв. Соглашением Правительств государств — участников СНГ в г. Ялте 20.11.2009. ↑
- Решение Тамбовского УФАС России от 22.09.2023 по делу № 068/06/49-685/2023 (изв. № 0864500000223003944). См. также решение Воронежского УФАС России от 26.07.2023 по делу № 036/06/49-1189/2023 (изв. № 0131200001023006861), Ростовского УФАС России от 28.07.2022 по делу № 061/06/49-1700/2022 (изв. № 0258100000322000144), Пензенского УФАС от 28.06.2023 по жалобе № 058/06/106-359/2023 (изв. № 0155200000923000322) и др. ↑
- Решения Московского УФАС от 20.02.2023 по делу № 077/06/106-2164/2023 (изв. № 0173200001423000047), от 07.04.2023 по делу № 077/06/106-4489/2023 (изв. № 0373200559123000051). ↑