Подтверждают ли контракты на выполнение работ по расчистке водной протоки наличие опыта по рекультивации земель (поз. 40 приложения к ПП РФ № 2571)?

																					

Объект закупки — ликвидация несанкционированных свалок, вывоз бытового и строительного мусора. К участникам закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с поз. 40 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. Участник закупки представил исполненные контракты на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта протока и по расчистке протоки. Подтверждают ли контракты на эти виды работ наличие опыта по рекультивации земель?

Ответ

В поз. 40 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571[1] (далее — ПП РФ № 2571) содержатся дополнительные требования к участникам закупки, предметом которой является выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в т. ч. которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

Если НМЦК планируемой закупки превышает 100 млн руб., участники должны иметь опыт исполнения договора на выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в т. ч. которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК.

Соответствие участников закупки дополнительному требованию подтверждается исполненным договором (это непременно должен быть контракт, заключенный по Закону № 44-ФЗ, или договор, заключенный по Закону № 223-ФЗ), а также актом выполненных работ, который подтверждает их цену[2].

Под «рекультивацией земель» понимаются[3] мероприятия по предотвращению деградации земель и/или восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в т. ч. путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

«Несанкционированные свалки отходов» определяются в ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» как территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

«Отходами», в свою очередь, считаются[4] вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. При этом к отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно п. 12.1 ст. 1 Водного кодекса РФ «донный грунт» — это грунт дна водных объектов, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, искусственных островов, установок, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей РФ, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и в иных случаях, установленных федеральными законами.

В рассматриваемом случае объектом закупки является вывоз свалок ликвидация несанкционированных свалок, вывоз бытового и строительного мусора. Можно предположить, что речь идет о сухопутной территории, а не о водной поверхности.

«Улучшение водообеспеченности водного тракта протока» и «расчистка протока», по нашему мнению, представляют собой в первую очередь очистку (извлечение) донного грунта, очистку водной (а не сухопутной) территории. Таким образом, эти работы нельзя признать сопоставимыми с работами по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в т. ч. которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

К сходным выводам приходят и антимонопольные органы.

Пример

Участник закупки решил подтвердить наличие у него опыта, предусмотренного поз. 40 приложения к ПП РФ № 2571, исполненным договором на выполнение работ по экологической реабилитации ерика Суходол и озер Песчанка, Кунак на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области.

Правовая оценка УФАС: экологическая реализация водных объектов не относится к ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в т. ч. которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, поскольку данные виды предусматривают восстановление экосистемы водных объектов, а не рекультивацию земельных участков[5].

  1. «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
  2. См. абз. 6 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571.
  3. В соответствии с п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.
  4. См. ст. 1 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
  5. Решение Ивановского УФАС России от 16.02.2023 № 037/06/48-63/2023 (07-15/2023-019) (изв. № 0133200001723000001).