Проблемы предупреждения за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации

																					

С 1 января 2024 г. заказчик должен включать в извещение о конкурентных закупках, а также в закупке у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, об осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Данная норма была введена Федеральным законом от 05.12.2022 № 500-ФЗ[1] в п. 24 ч. 1 ст. 42 и подп. «б» п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ соответственно.

Согласно письму Казначейства России[2] указанное предупреждение автоматически отображается средствами ЕИС на официальном сайте при ознакомлении с извещением. Вместе с тем перечень информации, формируемой в составе извещения о закупке с использованием ЕИС, определен постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60[3]. При этом предупреждение об ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях не входит в указанный перечень.

Здесь и кроется коллизия, с которой столкнулись участники контрактной системы. С одной стороны, у заказчика есть обязанность указывать эту информацию в извещении, с другой — при заполнении экранных форм извещения в ЕИС нет нужных разделов, что влечет за собой неблагоприятные последствия. Как складывается правоприменительная практика и как заказчики выходят из этой ситуации, расскажем в данной статье.

Позиция контрольного органа об отсутствии нарушения

Необходимо обратить внимание на тот факт, что автоматическое предупреждение в ЕИС появилось еще в 2023 г., т. е. до вступления в силу обязанности.

Пример

При проведении закупки поступила жалоба на действия заказчика об отсутствии в извещении о закупке и приложенных к нему электронных документах информации, предусмотренной п. 24 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

В письменных пояснениях заказчик отметил, что извещение было опубликовано в ЕИС 29 декабря 2023 г., т. е. до даты вступления в силу изменений. Вместе с тем требование в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ формируется автоматически во всех закупках, в т. ч. и в этой:

«Внимание! За нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ и ст. 178 УК РФ».

Учитывая вышеизложенное, комиссия контрольного органа пришла к выводу, что действия заказчика не противоречат действующему законодательству о контрактной системе. Довод заявителя был признан необоснованным[4].

А вот как реагируют на проблему большинство контрольных органов после 1 января 2024 г.

Пример

В поступившей жалобе заявитель указал следующий довод: в нарушение п. 24 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение о закупке не содержит предупреждение об ответственности за антиконкурентные соглашения.

Правовая позиция УФАС: извещение опубликовано в ЕИС 17 июня 2024 г. В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение о закупке, содержащее следующую информацию: предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

При этом такая информация указывается в извещении автоматически программными средствами ЕИС. Дополнительного указания данной информации в документах извещения, например в проекте контракта или в описании объекта закупки, закон не требует. Данный довод отражен в письме Казначейства России от 01.02.2024 № 14-00-05/2588. При этом постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 определен перечень информации, формируемой в составе извещения о закупке с использованием ЕИС (печатная форма извещения о закупке), в который не входит предупреждение об ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях.

В связи с вышеизложенным данный довод жалобы признан необоснованным[5].

Вместе с тем встречается и кардинально противоположный подход, та самая ложка дегтя. В этом случае контрольные органы не берут в расчет автоматическое информирование в ЕИС, а оценивают исключительно печатную форму извещения, которая априори не содержит необходимую информацию.

Позиция контрольного органа о нарушении

Пример правовой оценки

В нарушение требований п. 24 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение о закупке не содержит предупреждение об административной и уголовной ответственности.

Нарушение[6] регламентированной нормы в действиях заказчика образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ[7].

Такой подход является скорее исключением, чем нормой. В подавляющем большинстве случаев контрольные органы принимают сторону заказчика.

Вместе с тем, чтобы не получать штрафы, заказчики нашли следующие выходы из сложившейся ситуации:

  • при заполнении экранных форм извещения в ЕИС добавлять предупреждение об антиконкурентных соглашениях в поле «Дополнительная информация»[8], чтобы в печатной форме соответствующая информация отображалась;
  • прикреплять дополнительные документы к структурированной форме извещения, в которых содержится данное предупреждение[9].

Впрочем, большинство предпочитает ничего не делать, продолжая рассчитывать на автоматическое предупреждение в ЕИС и лояльность своего контрольного органа.

Автор надеется, что регулятор контрактной системы инициирует внесение соответствующих изменений в постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 и в жалобах на действия заказчика станет одним доводом меньше.

  1. «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон был разработан ФАС России и направлен на усовершенствование механизма выявления картелей, повышение практики сбора доказательств по таким делам, а также предотвращения планируемых антиконкурентных действий на социально значимых товарных рынках. https://fas.gov.ru/news/32322 (дата обращения 17.07.2024).
  2. Письмо Федерального казначейства от 01.02.2024 № 14-00-05/2588 «Об отображении информационного сообщения об антиконкурентных соглашениях в печатной форме извещения об осуществлении закупки».
  3. «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
  4. Решения Оренбургского УФАС России от 19.01.2024 по делу № 056/06/106-35/2024 (изв. № 0253100000223000568), Московского УФАС России от 03.07.2024 по делу № №077/06/106-8855/2024 (изв. № 0373100031924000414), Воронежского УФАС России от 02.07.2024 по делу № 036/06/42-838/2024 (изв. № 0131200001024006300), Санкт-Петербургского УФАС России от 01.07.2024 по делу № 44-2789/24 (изв. № 0372200047724000594), от 28.06.2024 по делу № 44-2752/24 (изв. № 0372200138624000042), Псковского УФАС России от 26.06.2024 по делу № 060/06/33-217/2024 (изв. № 0157200000324000725). В решениях Кировского УФАС России от 29.01.2024 по делу № 043/10/99-75/2024 (изв. № 0340200003323015673), от 29.01.2024 по делу № 043/10/99-76/2024 (изв. № 0340200003323015731), извещения по которым также были опубликованы до вступления в силу изменений, в рамках проведения внеплановой проверки антимонопольный орган констатировал, что в силу ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в т. ч. в соответствии с п. 24 ст. 42 Закона № 44-ФЗ — предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
  5. Решения Краснодарского УФАС России от 28.06.2024 по делу № 023/06/33-3215/2024 (изв. № 0318300394324000031), Свердловского УФАС России от 05.03.2024 по делу № 066/06/99-630/2024 (изв. № 0362100024324000005).
  6. См. решения Хабаровского УФАС России от 08.05.2024 по делу № 114 (изв. № 0122100003124000012), Ненецкого УФАС России от 04.04.2024 по делу № 083/06/106-32/2024 (изв. № 0384300004224000020).
  7. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организации в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок… — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тыс. руб., на юридических лиц — 50 тыс. руб.
  8. Решение Ленинградского УФАС России от 30.05.2024 по делу № 047/06/42-1423/2024 (изв. № 0145200000424000884).
  9. Решение Вологодского УФАС России от 29.02.2024 по делу № 035/06/49-173/2024 (изв. № 9800600001224000007).