РНП в квадрате

																					

Все чаще при осуществлении закупок можно встретить требования об отсутствии участников закупки в РНП как по общей, так и по специальной норме. В структурированной печатной форме извещения в разделе «Преимущества, требования к участникам» указываются:

• требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;

• требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера.

О правомерности одновременного установления этих требований и пойдет речь в данной статье.

Необходимо напомнить, что в рамках ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена общая норма, в силу которой заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ РНП информации об участнике закупки, в т. ч. о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, если Правительством РФ не установлено иное.

При этом в подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571[1] (далее — ПП РФ № 2571) содержится специальная норма: в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ РНП информации об участнике закупки[2], включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и/или введения иностранными государствами, государственными объединениями и/или союзами и/или государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и/или союзов мер ограничительного характера.

Регулятор контрактной системы в своих письмах[3] сообщил, что требование, предусмотренное подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571, с 1 июля 2022 г. устанавливается заказчиком в извещении о закупке при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг (не только при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, содержащихся в приложении к ПП РФ № 2571) в том случае, если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП, включенной в РНП по любым основаниям [а не только в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера].

Вместе с тем административная практика не так однозначна.

Позиция о неправомерности установления требований

Пример 1

При проведении электронного аукциона поступила жалоба на то, что в извещении о закупке заказчиком неправомерно установлено одновременно два требования об отсутствии в РНП информации об участниках закупки, по общей и специальной нормам.

По мнению заказчика, установление данных требований не противоречит законодательству о контрактной системе.

Правовая позиция УФАС[4]: действия заказчика, установившего в извещении требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в РНП в соответствии с ПП РФ № 2571 и в соответствии с положением ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ[5].

Позиция о правомерности установления требований

Пример 1

Поступила жалоба на одновременное установление требований об отсутствии участника закупки (и иных связанных с ним лиц) в РНП по ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и по подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571.

Правовая позиция УФАС: законодательством о контрактной системе запрет на установление заказчиком требований к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571 не установлен. С учетом изложенного, установление в извещении о закупке одновременно требования по общей и специальной норме не противоречит законодательству о контрактной системе и указывает на необоснованность довода жалобы[6]. Эти требования не являются взаимоисключающими[7].

ПП РФ № 2571 обязывает устанавливать определенные конкретные ограничения, которые не установлены в более общем требовании, в то же время оно не запрещает и не лишает заказчика права дополнительно обратить внимание участников закупки на важность данного ограничения. Более того, это не несет для участников никаких дополнительных ограничений и не обязывает их к совершению каких-либо действий, а значит, не влияет на конкурентоспособность участников при проведение электронного аукциона[8].

Пример 2

Правовая позиция УФАС: требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, является более широким и включает в себя требование, предусмотренное подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571.

При установлении требования, предусмотренного общей нормой, предъявление требования, содержащегося в специальной норме, является нецелесообразным и не предусмотрено Законом № 44-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами. Однако излишнее описание требований к участникам закупки, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, не может являться нарушением запрета на предъявление к участникам закупок незаконных требований, содержащегося в ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Права и законные интересы потенциальных участников закупки таким излишним описанием не нарушаются, следовательно, довод жалобы об обратном не находит своего подтверждения и является необоснованным[9].

Таким образом, прежде чем устанавливать в извещении о закупке требования, предусмотренные как ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, так и подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571, заказчикам следует понимать (знать) позицию своего контрольного органа и помнить разъяснения Минфина России по данному вопросу (специальная норма применяется только в том случае, если не была применена общая).

Установление одной общей нормы позволит избежать проблемных ситуаций (поступления жалоб, срыва сроков осуществления закупки), ибо она более широкая (общая) и включает в себя все основания, которые послужили причиной попадания участника в РНП. Воспользуйтесь своим правом. В противном случае (если правом не воспользовались и не установили общую норму) возникает обязанность установления специальной нормы, за нарушение[10] которой наступают неблагоприятные последствия. Не нужно это игнорировать!

  1. «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

  2. В т. ч. о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ.

  3. Письма Минфина России от 27.06.2022 № 24-01-09/61077, от 07.07.2022 № 24-06-08/65418.

  4. Решение Псковского УФАС России от 24.01.2023 по делу № 060/06/31-18/2023 (изв. № 0157300006723000001). См. также решения Архангельского УФАС России от 11.05.2023 по делу № 04-05/2494/23 (135фз-23) (изв. № 0324100004723000032), Ленинградского УФАС России от 04.05.2023 по делу № 047/06/42-923/2023 (изв. № 0145300006223000110), Нижегородского УФАС от 04.05.2023 по делу № 052/06/105-1005/2023 (изв. № 0332100003623000101); от 19.01.2023 по делу № 052/06/105-55/2023 (изв. № 0132300007422000170), Свердловского УФАС России от 17.04.2023 по делу № 066/06/106-1337/2023 (изв. № 0362100011323000002), Ставропольского УФАС от 20.01.2023 по делу № 026/06/106-62/2023 (изв. № 0321100017722000029), ФАС России от 23.03.2023 по делу № 28/06/105-593/2023 (изв. № 0172100008123000007).

  5. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11.3 и 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц — 50 тыс. руб.

  6. Решение Белгородского УФАС России от 16.01.2023 по делу № 031/06/49-8/2023 (изв. № 0126300033822000301). См. также решения Самарского УФАС России от 07.02.2023 по делу № 16-7201-23/4 (изв. № 0342100021523000001), Челябинского УФАС России от 18.08.2022 по делу № 074/06/106-2249/2022 (403-ж/2022) (изв. № 0169300038022000162), Кемеровского УФАС России от 18.01.2023 по делу № 042/06/31-25/2023 (изв. № 0339100014822000663); от 13.01.2023 по делу № 042/06/33-1685/2022 (изв. № 0339100014822000581).

  7. См. решения Чукотского УФАС России от 09.01.2023 по делу № 087/06/106-265/2022 (изв. № 0188300004522000053); от 09.01.2023 по делу № 087/06/106-266/2022 (изв. № 0188300004522000054).

  8. Решение Владимирского УФАС России от 29.12.2022 по делу № 033/06/31-891/2022 (изв. № 0328300017422000416).

  9. Решение Калмыцкого УФАС России от 12.05.2023 по делу № 008/06/31-286/2023 (изв. № 0305300021423000008).

  10. Решение ФАС России от 22.03.2023 по делу № 28/06/105-565/2023 (изв. № 0138300001723000004): действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Опубликовано в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2023. № 7.