Вправе ли участник закупки представить несколько регистрационных удостоверений на товар, относящийся к одной строке спецификации, без конкретизации количества товара по каждому из таких удостоверений?
Участник закупки предоставил на один товар несколько регистрационных удостоверений. Может ли это являться основанием для отклонения заявки? Непонятно ведь, товар какого конкретно производителя будет поставлен.
Ответ
Как показывает анализ правоприменительной практики, некоторые контрольные органы считаю правомерным отклонение заявки при наличии копий нескольких регистрационных удостоверений (далее — РУ) на один и тот же товар без указания количества товара, которое будет поставлено в соответствии с тем или иным РУ в рамках общего количества необходимого товара.
Обычно это мотивируют тем, что участник закупки, представивший в составе заявки копии нескольких РУ на предлагаемое медицинское изделие без возможности идентификации конкретного РУ на конкретный предлагаемый товар, создает условия, при которых у участника закупки имеется возможность нивелировать обязанность поставить каждое из изделий, на которое представлено РУ, и поставить любое из изделий, на которое было представлено РУ, по своему усмотрению. Это создает такому участнику необоснованное преимущество по сравнению с другими участниками закупки[1].
Например, было признано правомерным отклонение заявки участника закупки, представившего сразу шесть РУ, поскольку заказчик в этой ситуации оказывается лишен однозначно идентифицировать, какие именно товары предлагаются участником к поставке[2].
В другом случае контрольный орган отметил, что наименования медицинских изделий во всех пяти представленных РУ разные, поэтому при поставке нескольких позиций товара по заявке заказчика по наименованиям из РУ корректный учет товаров таких товаров заказчиком окажется невозможен[3].
Однако встречается и противоположный подход, приверженцы которого обычно указывают на отсутствие в Законе № 44-ФЗ запрета предлагать к поставке сразу несколько товаров по одной позиции спецификации.
Пример аргументации
Указание участником закупки нескольких вариантов исполнения медицинского изделия в заявке с одновременным предоставлением РУ, подтверждающих производство таких изделий, не влияющее на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям описания объекта закупки, не противоречит законодательству о контрактной системе. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на предложение участником закупки нескольких товаров по одной позиции, как и не обязывает иметь товар в наличии на момент подачи заявки. Также из Закона № 44-ФЗ не следует, что участник закупки обязан отражать в заявке количество товара каждого указанного производителя в рамках одной позиции. Достаточно указать общее количество товара по позиции, соответствующее количеству, заявленному заказчиком. Отклонение заявки в связи с тем, что участник представил несколько РУ от различных производителей, не сообщив, какое количество товара того или иного производителя предлагается к поставке по каждой из позиций, являлось незаконным[4].
В других случаях контрольные органы отмечают отсутствие в инструкции по заполнению заявок требования об указании конкретного количества товара, предлагаемого к поставке в соответствии с тем или иным РУ. Отсюда можно сделать вывод, что в случае наличия такого требования в инструкции по заполнению заявок решение контрольного органа было бы иным.
Пример
Участник закупки указал в своей заявке общее количество товара по каждой позиции спецификации, при этом предложил к поставке медицинские изделия с разными РУ без конкретизации количества предложенного к поставке товара по каждому РУ. В связи с этим его заявка была отклонена.
Правовая оценка УФАС: как пояснил представитель заказчика, в случае указания участником закупки двух товарных знаков по одной позиции технического задания необходимо, чтобы такой участник указал количество предлагаемого к поставке товара по каждому товарному знаку (или по каждому РУ). Вместе с тем данное требование отсутствует в извещении о закупке, в частности, в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению. Отсутствие указанного требования ввело в заблуждение участников закупки относительно правильного формирования заявки. При этом в силу ч. 1 ст. 27 Закона № 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом. В свою очередь, отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом № 44-ФЗ, не допускается[5].
Таким образом, при разрешении поставленного вопроса рекомендуем вам учитывать позицию органа, к компетенции которого отнесен контроль проводимых вами закупок. Вместе с тем в отсутствие в инструкции по заполнению заявок требования об указании конкретного количества товара, предлагаемого к поставке в соответствии с тем или иным РУ считаем отклонение заявки по причине предоставления сразу нескольких РУ крайне рискованным.
- См. решения Московского УФАС России от 25.11.2022 по делу № 077/06/106-17639/2022 (изв. № 0373200035122000155), Дагестанского УФАС России от 08.08.2022 № 005/06/106-1461/2022 (изв. № 0303000000722000069) ↑
- Решение Московского областного УФАС России от 20.03.2023 по делу № 050/06/105-8007/2023 (изв. 0348300244023000020). ↑
- Решение Калужского УФАС России от 07.03.2023 по закупке № 0337400000723000007. ↑
- Решение Тюменского УФАС России от 22.12.2022 по делу № 072/06/44/219/2022 (изв. № 0367100000822000516). Также интересна аргументация из решения Крымского УФАС России от 26.05.2022 по делу № 082/06/106-660/2022 (изв. № 0375200034622000035): «потребностью заказчика является товар, который соответствует всем характеристикам, установленным в извещении о закупке, а не товар конкретного производителя». ↑
- Решение Новосибирского УФАС России от 20.01.2023 № 054/06/48-80/2023 (изв. № 0351300162122000134). ↑