Опыт создания калькулятора для расчета НМЦК на охранные услуги
На сайте электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ появился новый модуль для расчета НМЦК на охранные услуги (далее — Модуль), созданный в соответствии с приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг» (далее — Порядок).
В этой статье мы покажем, как работает Модуль и какой логики мы придерживались при его создании, какой путь был пройден нами для получения итогового результата и с какими трудностями мы столкнулись. Также мы расскажем об интересных вопросах пользователей системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, благодаря которым нам удалось предусмотреть решения некоторых неочевидных и нестандартных проблем.
Задача данной статьи — помочь пользователям лучше понять работу Модуля и особенности применения Порядка.
Супер-формула
Начнем с самого сложного: с супер-формулы, которая приводится в п. 2 Порядка определения НМЦК на охранные услуги.
Первая проблема связана с тем, что данная формула предусматривает необходимость сложения двух различных величин: стоимости услуг поста охраны в час и стоимости дополнительных услуг.
При описании объекта закупки нужно использовать позицию КТРУ — например, позицию 80.10.10.000-00000001 «Услуги частных охранных служб», которая предусматривает единицу измерения «час». Как известно, изменить единицу измерения, предусмотренную позицией КТРУ, нельзя.
При этом дополнительные услуги можно отнести к коду ОКПД2 80.10.12.000 «Услуги охраны», выразив их объем в условных единицах. Очевидно, что объем услуг по монтажу, наладке и установке оборудования невозможно определить в часах. Отсюда возникает вопрос: как привести разные части формулы к единому знаменателю? Ведь нашей задачей, в конченом счете, являлась подготовка такого обоснования НМЦК, которое можно корректно внести в извещение о закупке.
Пользователю Модуля недостаточно просто получить итоговое значение НМЦК, т. к. его будет невозможно внести в извещение о закупке. Для формирования извещения о закупке необходимо указать не только НМЦК закупки, но и объем оказываемых услуг. Если расчет НМЦК будет включать не только услуги физической охраны, но и дополнительные услуги, формирование извещения будет попросту невозможно, т. к. у этих услуг нет общей единицы измерения, а значит, нельзя будет определить и общий объем «услуги».
Следовательно, супер-формулу нужно разбить на две логические части, после чего для каждой части производить отдельный расчет.
Действительно, если проанализировать п. 6 Порядка, устанавливающий правила определения стоимости дополнительных услуг, то можно прийти к выводу, что он не связан с порядком расчета стоимости поста охраны за час. К тому же в разных частях супер-формулы фактически используются разные методы обоснования НМЦК: если в левой части формулы НМЦК вычисляется условно тарифным методом, то в правой применяется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Для определения стоимости дополнительных услуг заказчик запрашивает коммерческие предложения или анализирует реестр контрактов, не забывая при этом, что коэффициент вариации не должен превышать 15 %. Хотя правила расчета СТСО[1] и СЗЖ[2] и выделены в Порядке в отдельные подпункты, способ определения стоимости у них один, поэтому в Модуле они объединены в единый расчет стоимости дополнительных услуг. В итоговом расчете стоимость дополнительных услуг указывается одной цифрой и без НДС. Сумма НДС прибавляется в последнюю очередь, после учета индекса инфляции.
Что касается первой части формулы, а именно определения стоимости одного часа услуг охраны, то тут также не обошлось без определенных сложностей.
На первом этапе работы мы предположили, что для корректного занесения информации в извещение о закупке будет справедливо сперва рассчитать общую стоимость услуг охраны за один час, с учетом всех расходов и надбавок, а потом уже умножить полученное значение на общее количество часов работы поста. Для этого мы модифицировали формулу и привели её к следующему виду:
(∑nu=1(Cu × Ku) + КР + П) × Iинфл + НДС = ∑nu=1(((Cu + КР + П) × Iинфл + НДС) × Ku)
Такая перестановка позволяет вычислить стоимость одного часа работы поста охраны с учетом косвенных расходов, прибыли, индекса инфляции и НДС. Если вспомнить, что КР[3], П[4] и НДС рассчитываются как процентное соотношение и в конечном итоге напрямую зависят от прямых затрат (Cu), то данное математическое равенство будет справедливым. Но здесь есть небольшое отступление от положений Порядка, ведь косвенные расходы и прибыль рассчитываются от общей суммы всех прямых затрат, а НДС от общей стоимости всех затрат с учетом Iинф. Округление результатов вычислений по приведенным формулам происходит по-разному, что приводит к незначительной разнице между непосредственным расчетом стоимости услуг поста охраны за один час и расчетом, выполненным исходя из общей суммы всех прямых затрат. Хоть и незначительная, эта разница может быть вполне достаточной для того, чтобы контрольный орган усмотрел в действиях заказчика нарушение, допущенное при обосновании НМЦК в соответствии с Порядком; а этого необходимо избежать.
Поэтому мы решили изменить логику работы Модуля и производить расчет в той последовательности, которая предусмотрена Порядком, рассчитывая стоимость услуг поста охраны за один час от общей стоимости всех затрат.
Пример вычисления
Параметры расчета:
Си = 121,33
Ки = 48
Iинф. = 1
Расчет по супер-формуле от общей суммы прямых затрат:
НМЦК = (∑nu=1(Cu × Ku) + КР + П) × Iинфл + НДС = ((121,33 × 48) + 1164,77 + 349,43) × 1 + 1467,61 = 8805,65 руб.
Стоимость 1 часа работы поста охраны будет = НМЦК/Ки
8805,65/48 = 183,4510416666667 руб.
Полученное значение невозможно корректно внести в извещение о закупке, в связи с чем было принято решение округлять стоимость одного часа работы поста охраны в большую сторону, а остаток заносить отдельной строкой за один час. Таким образом, для корректного внесения в извещения общей стоимости поста охраны необходимо заполнить две строки:
Стоить признать, что данный вариант применения формулы достаточно неудобный, т. к. для каждого поста охраны приходится вносить в извещение по две строки. Однако супер-формула, предусмотренная Порядком, абсолютно не адаптирована для применения в реальных практических условиях, поэтому только так, с одной стороны, можно точно рассчитать НМЦК согласно требованиям Порядка, а с другой стороны, корректно внести информацию в извещение о закупке.
При этом на сайте ЭИС ПРОГОСЗАКАЗ.РФ все выглядит достаточно просто и понятно (рис. 1).
Рисунок 1. Пользовательский интерфейс Модуля.
В первую очередь необходимо внести общие сведения для расчета НМЦК (ИНН заказчика, МРОТ, районный коэффициент), которые будут в равной степени использоваться для всех постов охраны. Количество постов охраны можно добавлять, а расчет дополнительных услуг выделен в отдельный логический блок.
Расчет значения индекса инфляции
Следующей важной задачей стало корректное определение индекса инфляции.
Согласно п. 2 Порядка Iинфл — индекс потребительских цен на прочие услуги, принимаемый в соответствии с публикуемыми Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития РФ[5].
В случае если расчет НМЦК и начало срока действия контракта приходятся на один год, то для этого года срока действия контракта значение Iинфл принимается равным единице. Например, если охранные услуги будут оказываться в 2022 году и расчет производится также в 2022 году, то Iинфл = 1.
Но что делать, если контракт заключается в 2021 году, тогда как срок оказания услуг — 2022 год? В конце 2021 года эта ситуация встречалась довольно часто.
Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Следовательно, контракт считается действующим и в 2021 году, хотя подлежащие оплате действия контрагента будут выполняться исключительно в 2022 году (т. е. именно в 2022 году будет осуществляться фактическое исполнение контракта).
В связи с этим мы считаем правильным приравнять срок оказания услуг к сроку действия контракта и в рассматриваемом случае (заключение контракта в 2021 году, оказание услуг в 2022 году) использовать в качестве Iинфл среднегодовой показатель инфляции на прочие услуги на 2022 год из документа «Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации».
А что делать с переходящими контрактами, в которых оказание услуг предусматривается, например, в 2022 и 2023 гг.?
На этот вопрос Порядок дает совершенно четкий ответ: Iинфл рассчитывается как среднее арифметическое между индексами потребительских цен на каждый год срока действия контракта, а в случае, если срок действия контракта превышает срок прогноза, индекс потребительских цен для каждого года срока действия контракта, не указанного в прогнозе, принимается равным индексу потребительских цен, указанному для последнего года прогноза.
Таким образом, для указанного выше примера Iинфл высчитывается как среднее арифметическое между Iинфл 2022 года и Iинфл 2023 года:
Iинфл = (1,042+1,043) / 2 = 1,0425 для каждого года.
Если же услуги подлежат оказанию в 2021 и 2022 гг., а расчет НМЦК производится в 2021 году, то для 2021 года Iинфл = 1, для 2022 года Iинфл = 1,042, а итоговое значение Iинфл составит: Iинфл = (1+1,042) / 2 = 1,021
Различие в индексах инфляции привело к необходимости логического разделения итогового расчета НМЦК на текущий период (текущий год, в котором осуществляется расчет) и плановый период (все последующие годы расчета).
Расчет значений отдельных компонентов прямых затрат
Следующий интересный вопрос, с которым нам пришлось столкнуться, касается расчета базовой зарплаты работника (БЗП).
В соответствии с п. 5 Порядка при расчете базовой зарплаты работника МРОТ необходимо разделить на среднемесячное количество рабочих часов одного работника поста охраны (СНР). При этом значение СНР определяется по производственному календарю (для 40-часовой пятидневной рабочей недели) на год, в котором производится расчет НМЦК.
Соответственно, чтобы произвести в 2021 году расчет НМЦК на оказание охранных услуг в 2022 году и последующие годы, необходимо использовать значение СНР из производственного календаря на 2021 год, даже если на момент выполнения расчета уже утвержден производственный календарь на 2022 год.
Точно так же и Дн (доплата за работу в ночное время), и Двп (доплата за работу в выходные и праздничные дни) определяются по производственному календарю (для 40-часовой пятидневной рабочей недели) на год, в котором производится расчет НМЦК, а не год, в котором будут оказываться услуги.
Данный подход позволяет выполнять расчет стоимости охранных услуг на плановый период, не дожидаясь утверждения производственного календаря на плановый период.
Отметим, что некоторые пользователи при расчете НМЦК (в т. ч. с использованием Модуля) допускали ошибку, которая приводила к существенному завышению НМЦК.
В супер-формуле есть компонент n — количество требуемых постов охраны по контракту. По умолчанию для расчета принимается, что на одном посту охраны работает один работник в смене, а в случае наличия на одном посту охраны двух и более работников в смене расчет производится для каждого работника отдельно.
Модуль для расчета НМЦК позволяет указать необходимое количество работников в смене и произвести автоматический расчет. Однако в этом случае в расчете указывается количество работников в одной смене, находящихся на посту одновременно, а не общее количество работников, которые периодически сменяют друг друга.
Указание общего количества сменяющихся на одном посту работников в качестве общего количества работников в смене приведет к существенному завышению НМЦК.
Расчет стоимости поста охраны, работающего с разным режимом в будние и выходные дни
Рассмотрим интересный и весьма непростой вопрос, поступивший от пользователя ЭИС ПРОГОСЗАКАЗ.РФ.
Исходные данные
У заказчика один пост охраны, в будние дни охранные услуги оказываются на протяжении 15,5 часов, а в выходные и праздничные дни пост работает круглосуточно.
Задача: произвести расчет НМЦК при разном количестве часов оказания услуг на протяжении всего периода их оказания.
Считаем, что здесь есть два пути решения.
1. В соответствии с п. 2 Порядка при закупке охранных услуг НМЦК определяется по супер-формуле, приведенной выше.
В первую очередь, необходимо рассчитать прямые затраты Си, а затем умножить их на количество часов работы работника по контракту на и-ом посту охраны за весь срок оказания услуг, т. е. высчитать общее количество часов за весь период.
Однако при расчете прямых затрат заказчик столкнется с проблемой, не урегулированной Порядком.
В соответствии с п. 5 Порядка расчет прямых затрат производится по формуле:
Си = (БЗП + Дн + Двп + Дрк + РО + СВ) × U,
где U — корректирующий коэффициент, который рассчитывается по формуле:
U = Uб + Uд1 + Uд2 + Uд3 + Uд4 + Uд5,
В случае «смешанного» количества часов оказания услуг сложности возникают при определении значения Uб — базового коэффициента для поста охраны со смешанным количеством часов охраны в сутки. Данный коэффициент определяется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Возможные значения базового коэффициента Uб
№ п/п | Базовые коэффициенты | Uб |
1. | Пост охраны в составе одного работника с режимом работы 24 часа | 1 |
2. | Пост охраны в составе одного работника с режимом работы 12 часов | 1,5 |
3. | Пост охраны в составе одного работника с режимом работы, отличным от 24 и 12 часов. Не более 24 часов, не менее 3 часов |
По формуле: Uб = 2 – 0,0417 × Количество часов работы поста |
Один из возможных выходов — рассчитать значение Uб в соответствии с п. 3 таблицы 1, то есть по формуле: Uб = 2 – 0,0417 × Количество часов работы поста, при этом высчитав среднее количество часов работы поста, т. е. общее количество часов за весь период оказания услуг разделить на количество дней оказываемых услуг.
На все остальные расчеты в соответствии с Порядком смешанное количество часов в сменах не влияет.
2. Вторым возможным вариантом решения проблемы (и, по нашему мнению, наиболее правильным) является расчет стоимости одного поста охраны с разной продолжительностью оказываемых услуг в будние и нерабочие дни путем суммирования двух расчетов, выполненных с учетом различной продолжительности оказываемых услуг.
В связи с тем, что расчет прямых затрат Си производится для каждого поста отдельно, мы предлагаем сначала произвести расчет для «поста № 1», работающего только в будние дни (по 15,5 часов в день), и отдельно для «поста № 2», работающего исключительно в выходные и праздничные дни (с применением всех необходимых надбавок за работу в выходные и праздничные дни).
Данная жизненная ситуация побудила нас предусмотреть в Модуле возможность указать режим работы поста охраны «только в выходные дни», а также возможность указать часы работы не только целым значением, но и десятичной дробью.
Иные вопросы
При расчете НМЦК у пользователей нередко появляются вопросы о том, относятся ли закупаемые ими услуги к видам охранных услуг, в отношении которых формируются прямые затраты, или же это дополнительные услуги, стоимость которых рассчитывается методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вопрос 1. Заказчику необходимы услуги по вооруженной охране и транспортировке материальных ценностей. Услуги будут оказываться в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по заявке заказчика, которая будет направляться один раз в месяц (итого 12 услуг в год). Как применить Порядок для расчета НМЦК на указанные охранные услуги?
Ответ. В соответствии с п. 4 Порядка для частных охранных организаций прямые затраты формируются в отношении следующих видов охранных услуг:
4.1. Охрана объектов и/или имущества (в т. ч. при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и/или имущества, предусмотренных подп. 4.3 п. 4 настоящего Порядка.
4.2. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
4.3. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных подп. 4.4 п. 4 настоящего Порядка.
4.4. Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Как следует из ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право на действия, перечисленные в указанной статье.
Таким образом, охрана и транспортировка материальных ценностей относятся к прямым затратам, а их стоимость должна рассчитываться по формуле, указанной в п. 5 Порядка.
Вопрос 2. Необходимо ли при расчете НМЦК по оказанию услуг по охране с помощью кнопки тревожной сигнализации рассчитывать стоимость прямых затрат, если нет поста охраны с работником?
Ответ. Мы считаем некорректным рассматривать группу быстрого реагирования, которая приезжает по сигналу тревожной кнопки, как пост охраны.
Пост охраны — это место постоянного физического присутствия охранника. При охране же с помощью тревожной кнопки охранники не присутствуют на территории заказчика на постоянной основе, а приезжают при срабатывании технических средств охраны. Следовательно, приезд группы быстрого реагирования представляет собой «реагирование на сигналы технических средств охраны», т. е. услугу, входящую в состав СТСО.
Таким образом, рассчитывать прямые затраты не нужно. СТСО рассчитывается в соответствии с требованиями п. 6.1 и 7 Порядка (на основании коммерческих предложений, полученных от потенциальных участников закупки).
Что у нас получилось?
Для ответа на этот вопрос зайдите на сайт прогосзаказ.рф, пройдите по ссылке «Калькуляторы и модули расчета» и выберите «Калькулятор НМЦК (охрана)»[6]. Мы старались сделать Модуль максимально простым и интуитивно понятным. К тому же он полностью бесплатный, для его использования не требуется никакой регистрации.
В качестве примера приведем итоговую таблицу, автозаполнение которой, собственно говоря, и являлось целью создания Модуля.
Параметры расчета
Период действия контракта: с 20 декабря 2021 г. по 20 декабря 2022 г.
Количество постов: 2, по одному работнику в смену на каждом.
Режим работы поста 1: круглосуточно, предусмотрено наличие спецсредств у работника.
Режим работы поста 2: с 08:00 до 18:00, будние дни, дополнительные коэффициенты не предусмотрены.
МРОТ: 12 972 руб.
Районный коэффициент: 1.
Дополнительные услуги: работы по монтажу × объем работ по монтажу = 20 000 руб. (без НДС).
Результат использования Модуля представлен на рис. 2.
Рисунок 2. Результат использования Модуля.
На внесение в Модуль исходных данных требуется не более двух минут. Как видно из таблицы, стоимость услуг для каждого поста охраны в текущем году рассчитана отдельно, т. к. индекс инфляции для 2021 года и 2022 года будет различным.
В итоговой таблице используется единица измерения «час», что соответствует единице измерения, установленной в КТРУ. Стоимость прямых затрат на каждый период рассчитывается отдельно с учетом косвенных расходов, прибыли, индекса инфляции и НДС. Ки (общее количество часов работы поста) рассчитывается Модулем автоматически исходя из календарных дат, указанных в общих сведениях порядка расчета.
Стоимость дополнительных услуг также указывается отдельно и отражается в итоговой таблице уже с учетом НДС и индекса инфляции.
Пользователю остается лишь скачать и сохранить файл расчета, в котором приведены все используемые в соответствии с Порядком формулы, а также указаны все значения, используемые при расчете НМЦК. В дальнейшем этот файл может использоваться в качестве обоснования НМЦК при публикации извещения о закупке.
Напоследок хотелось бы затронуть еще одну важную тему. Большинство пользователей ЭИС ПРОГОСЗАКАЗ.РФ говорят о том, что стоимость охранных услуг, рассчитанная в соответствии с Порядком, значительно превышает рыночную стоимость. Как шутят коллеги, при расчете НМЦК в соответствии с Порядком получается такая цена, которой хватит, чтобы нанять в охранники настоящих ниндзя. Несмотря на отсутствие у заказчиков средств для объявления закупок с НМЦК, рассчитанной в соответствии с Порядком, административная практика однозначно указывает на необходимость использования Порядка при определении НМЦК на охранные услуги[7].
Поскольку проблема эта нешуточная, представляет интерес письмо Минфина России от 06.10.2021 № 24-06-06/80818, где указывается, что законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством предусмотрена возможность осуществления закупки только на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении и в пределах лимитов бюджетных обязательств. За более детальными разъяснениями ведомство рекомендует обращаться в Росгвардию.
В связи с этим советуем читателям досконально разобраться с применением Порядка[8] и познакомиться с приемами приведения НМЦК к величине лимитов бюджетных обязательств[9].
***
Приглашаем всех, кому необходимо произвести расчет в соответствии с Порядком, воспользоваться нашим Модулем. Работа над ним не прекращается, поэтому ждем ваших отзывов и предложений. Уверены, что сообща мы сможем сделать нашу работу чуточку проще.
-
Стоимость выполнения работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. ↑
-
Стоимость оказания услуги по защите жизни и здоровья граждан. ↑
-
Косвенные расходы, устанавливаются в размере 20 %. ↑
-
Прибыль, определяется на основании среднеотраслевых показателей рентабельности продукции (услуги) за предшествующий год по данным ФНС России (в случае отсутствия официальных сведений по указанному показателю в рассматриваемой отрасли принимается равной 5%). ↑
-
https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ ↑
-
Либо введите в адресной строке своего браузера адрес https://прогосзаказ.рф/guards-calculator ↑
-
См. решение Крымского УФАС России от 05.07.2021 по делу № 092/06/105-197/2021. ↑
-
См.: Ткачев А. Ю., Гурин О. Ю. Как рассчитать НМЦК на охранные услуги по новым правилам // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 7. ↑
-
Гурин О. Ю. Что делать, если начальная (максимальная) цена контракта превышает лимиты бюджетных обязательств? // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2016. № 5. ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 1.