Эффективность осуществления конкурентных закупок с применением преимуществ для учреждений и предприятий УИС
В настоящей статье исследуются эффективность и целесообразность предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (УИС) преимуществ, предусмотренных ст. 28 Закона № 44-ФЗ.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» к учреждениям и предприятиям УИС относит:
- базы материально-технического снабжения УИС;
- центры инженерно-технического обеспечения УИС;
- научно-исследовательские институты;
- образовательные учреждения высшего, среднего, начального образования (учебные центры) УИС;
- санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения УИС;
- предприятия УИС, осуществляющие лесоводство и лесозаготовки, производство сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов и оборудования для их изготовления, швейное производство, производство обуви, обработку древесины и производство изделий из дерева, строительство, производство, ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, торговлю, организацию перевозок грузов;
- редакции периодических изданий системы УИС;
- подразделения, обеспечивающие охрану психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа;
- подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий;
- следственные изоляторы.
Согласно размещенной на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) краткой характеристике уголовно-исполнительной системы РФ по состоянию на 1 февраля 2021 г.[1], в ведении ФСИН России находится 29 федеральных государственных унитарных предприятий. Производственная деятельность, связанная с привлечением осужденных к труду, организована в 603 центрах трудовой адаптации осужденных и 74 производственных мастерских.
В Едином реестре участников закупок, размещенном в ЕИС, зарегистрировано 605 учреждений, входящих в УИС, из них 596 казенных учреждений и 11 унитарных предприятий.
В силу ст. 28 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок[2] заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15 % в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем товаров, работ, услуг. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги» (далее — Перечень).
Практика[3] применения преимуществ организациям УИС показывает, что заказчик обязан формировать объект закупки исключительно из товаров, включенных в Перечень, не допуская их объединения с товарами, не включенными в него.
Данный тезис подтверждается планами законодателя по развитию норм о закупках у организаций УИС. Законопроектом от 26.01.2021 № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»[4] (т. н. второй оптимизационный пакет) предлагается в ст. 28 Закона№ 44-ФЗ закрепить, что предметом контракта не могут быть одновременно товары, работы, услуги, включенные в перечень, предусмотренный ст. 28 Закона № 44-ФЗ, и не включенные в него.
Законодатель обязует заказчика строго исполнять требования о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям УИС и грозит наказанием тем, кто не соблюдает данные правила. За непредоставление, а также за необоснованное предоставление положенных учреждениям УИС преимуществ в закупочной документации предусмотрена ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. За размещение извещений о закупке без указания положенных преимуществ предусмотрена ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
По логике законодателя данные меры должны оказать поддержку учреждениям УИС, стимулировать развитие производства на предприятиях УИС и их коммерческую инициативу. Но насколько эффективны эти меры в действительности, остается вопросом.
Сопоставим количество извещений о закупках с установленными преимуществами для организаций УИС и количество заключенных с ними контрактов[5] (табл. 1).
Таблица 1
Год проведения закупки | Количество извещений с установленным преимуществом для УИС[6] | Количество контрактов, заключенных с предприятиями УИС[7] | Процент заключенных контрактов[8] |
2014 | Более 43 000 | 255 | 0,59 |
2015 | Более 44 000 | 420 | 0,95 |
2016 | Более 42 000 | 457 | 1,09 |
2017 | Более 44 000 | 383 | 0,87 |
2018 | Более 41 000 | 384 | 0,94 |
2019 | Более 42 000 | 296 | 0,70 |
2020 | Более 37 000 | 326 | 0,88 |
В таблице 1 указано абсолютное число контрактов с организациями УИС. При этом далеко не во всех извещениях, по результатам которых были заключены контракты, устанавливались преимущества таким организациям. В большинстве случаев закупались товары (работы, услуги), не включенные в Перечень.
Всего в конкурентных закупках учреждения УИС принимали участие 4257 раз[9].
В силу п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе закупать у единственного поставщика товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) учреждениями УИС, в т. ч. для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов УИС, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, который утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Данный перечень действует с 1 января 2014 г.
С целью более предметного разбора проведен анализ[10] закупок всех организаций, подведомственных ФСИН. Топ-10 организаций с наибольшим количеством заключенных контрактов по итогам конкурентных процедур (табл. 2) показывает, что организации УИС не принимают активного участия в конкурентных процедурах.
Таблица 2
№ |
Организация |
ИНН |
Заключено контрактов по итогам |
|
торговых процедур |
закупки у единственного поставщика |
|||
1. |
ФКУ [11] «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» |
5514001763 |
181 |
252 |
2. |
ФГУП [12] «Центр информационно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний» |
4305000250 |
174 |
17 |
3. |
ФКУ «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю» |
4100008829 |
84 |
92 |
4. |
ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» |
5504045948 |
60 |
329 |
5. |
ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» |
1321117605 |
47 |
21 |
6. |
ФКУ «Исправительная колония № 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» |
3812062165 |
46 |
596 |
7. |
ФКУ «Следственный изолятор № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» |
5611014253 |
44 |
86 |
8. |
ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» |
5646000068 |
40 |
377 |
9. |
ФКУ «Колония-поселение № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области — Кузбассу» |
4244001119 |
36 |
329 |
10. |
ФКУ «Исправительная колония № 35 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» |
1901045802 |
32 |
137 |