Как изменились акты импортозамещения в 2022 году
У детей Новый год ассоциируется с «Щелкунчиком» и подарками под елкой, у работников скорой помощи — с всплеском обращений по поводу пищевых отравлений, а у специалистов по закупкам — с радикальным обновлением Закона № 44-ФЗ[1]. Впрочем, в наступившем 2022 году нам придется иметь дело еще и с множеством принятых в развитие Закона № 44-ФЗ нормативных правовых актов Правительства РФ, которые также будут изложены в новой редакции. В настоящей статье будут рассмотрены те из них, которые устанавливают запреты, ограничения и условия допуска иностранных товаров к участию в закупках.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616[2] (далее — ПП РФ № 616)
27 декабря 2021 г. в полном объеме[3] вступили в силу изменения, внесенные в ПП РФ № 616 постановлением Правительства РФ от 20.11.2021 № 1989.
1. Отредактирован перечень случаев, когда запрет на закупку иностранных промышленных товаров не применяется.
Так, до 15 декабря 2021 г. отсутствие на территории РФ производства товара, включенного в утвержденный ПП РФ № 616 перечень, подтверждалось исключительно разрешением на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, которое выдавалось Минпромторгом России с использованием ГИСП[4]. С указанной даты в подп. «а» п. 3 ПП РФ № 616 предусматривается особое разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне. Выдачей таких разрешений тоже будет заниматься Минпромторг России.
В 2020–2021 гг. одним из наиболее востребованных исключений из-под действия ПП РФ № 616 являлась закупка товара с ценой за единицу менее 100 тыс. руб. и суммарной стоимостью до 1 млн руб. (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 616). С 15 декабря 2021 г. предельная величина цены за единицу увеличена втрое, до 300 тыс. руб.
Кроме того, переопределен перечень товаров, при закупке которых подп. «б» п. 3 ПП РФ № 616 не применяется (табл. 1).
Таблица 1
Товары, подпадающие под запрет даже в том случае, если цена за единицу менее 300 тыс. руб., а суммарная стоимость не превышает 1 млн руб.
Код ОКПД2 | Наименование |
25.73.30 | Инструмент ручной прочий |
25.73.40 | Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) |
25.73.60 | Инструмент прочий |
26.20.40.150 | Устройства числового программного управления |
28.24.1 | Инструменты ручные электрические; инструменты ручные прочие с механизированным приводом |
32.50.50.190 | Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок) |
32.99.11.160 | Средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок) |
Нужно отметить, что перечень «подзапретных» товаров изложен в новой редакции, заслуживающей пристального изучения. Например, если медицинские маски изначально включались в этот перечень на срок до 31 декабря 2021 г., то теперь они будут находиться в нем бессрочно.
Изменился и перечень случаев, когда заказчик не вправе обосновывать неприменение ПП РФ № 616 необходимостью обеспечить взаимодействие товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (подп. «в» п. 3 ПП РФ № 616). Если раньше заказчик не мог ссылаться на это основание при закупке гусеничных тракторов и различного оборудования для промышленного приготовления пищи, то теперь перечень таких товаров гораздо шире и включает в себя 45 позиций обновленного перечня (пункты 40–43, 70–76, 78–86, 94–117 и 134 перечня).
При этом был упразднен такой случай неприменения ПП РФ № 616, как «закупка запасных частей к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией такие машины и оборудование» (подп. «г» п. 3 ПП РФ № 616).
Зато появилось новое основание для неприменения ПП РФ № 616 (подп. «ж» п. 3): «закупки товаров в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и/или ликвидации чрезвычайной ситуации». Это исключение позволит заказчикам не применять ПП РФ № 616 при осуществлении закупок по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[5].
Кроме того, ПП РФ № 616 больше не распространяется на товары, которые берутся в аренду.
2. Упразднено требование об использовании при производстве отдельных товаров легкой промышленности материалов/полуфабрикатов евразийского происхождения.
Вместо этого введен запрет на допуск иностранных устройств и систем числового программного управления, а также управляющих программно-аппаратных комплексов при закупке различных иностранных станков (пункты 62–66 перечня)[6]. Обойти этот запрет можно будет только в том случае, если на территории РФ/ЕАЭС нужный товар не производится. Доказать отсутствие производства нужно будет в стандартном порядке, установленном подп. «а» п. 3 ПП РФ № 616.
3. Участники закупок должны по-новому подтверждать соответствие предлагаемых к поставке товаров требованиям ПП РФ № 616.
Российское происхождение промышленных товаров в общем случае по-прежнему будет подтверждаться наличием сведений в реестре российской промышленной продукции (далее — РРПП).
Исключение — товары, российское происхождение которых подтверждается сведениями из единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее — РРЭП). Для удобства читателей перечислим эти товары в табл. 2.
Таблица 2
Товары, российское происхождение которых подтверждается наличием сведений в РРЭП
Код ОКПД2 | Наименование |
26.11.30 | Схемы интегральные электронные |
26.12.30 | Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты) |
26.20.11 | Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника |
26.20.13 | Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных |
26.20.14 | Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных |
26.20.15 | Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода |
27.40.39 | Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки |
А вот подтверждением производства промышленной продукции на территории государства — члена ЕАЭС с 15 декабря 2021 г. является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств — членов ЕАЭС (далее — ЕРПТ). В прежней редакции ПП РФ № 616 этот реестр назывался иначе: «реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС».
Порядок формирования и ведения ЕРПТ определен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105[7] (далее — Решение № 105).
Участникам закупок больше не потребуется предоставлять в составе заявки выписки из РРПП/РРЭП/ЕРПТ. Достаточно будет отразить в заявке номер реестровой записи в соответствующем реестре, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ/ЕАЭС, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719[8] (далее — ПП РФ № 719) или Решением № 105.
В новой редакции ПП РФ № 616 подчеркивается, что предоставление в заявке информации из РРПП/РРЭП/ЕРПТ без указания совокупного количества баллов, предусмотренного ПП РФ № 719 или Решением № 105, или такого количества баллов, которое не соответствует требованиям названных актов, будет приравниваться к предложению иностранной продукции (а значит, повлечет отклонение заявки).
Заказчикам необходимо обратить внимание, что по новым правилам в контракт нужно включать не только номер реестровой записи, но и сведения о совокупном количестве баллов[9]. Таким образом, в контракте будет фиксироваться совокупное количество баллов, актуальное на момент его заключения. Поскольку в реестровую запись в будущем могут вноситься изменения (в т. ч. в отношении необходимого совокупного количества баллов), такая фиксация будет отнюдь не лишней.
При этом, как и прежде, при осуществлении закупок для нужд обороны страны и безопасности государства промышленных товаров, не включенных в утв. ПП РФ № 616 перечень, никакие реестровые записи в заявках участников не потребуются. Участнику закупки достаточно будет включить в состав заявки декларацию о стране происхождения товара (в прежней редакции ПП РФ № 616 этот документ назывался «декларацией о происхождении товара»)[10].
Не предоставляются номера реестровых записей и при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и/или при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1». Это логично, т. к. информация о таких товарах в РРПП/РРЭП не включается.
Нужно заметить, что в 2020–2021 гг. участники закупок довольно часто объясняли непредставление выписки из РРПП/РРЭП тем фактом, что предлагаемый к поставке товар принят на снабжение силовыми ведомствами. В ряде случаев контрольные органы принимали сторону таких участников.
Пример
Вместо выписки из РРПП участник закупки включил в заявку информационное письмо, согласно которому предлагаемый к поставке экскаватор одноковшовый ЭО-2202 производства ООО «ДонСтройМаш» принят на снабжение в Вооруженные Силы РФ приказом Минобороны России от 28.04.2007 № 75. Из чего участником закупки был сделан вывод о том, что данный товар в силу п. 10 ПП РФ № 616 не подлежит включению в РРПП.
Вывод УФАС: заявка участника закупки неправомерно признана не соответствующей требованиям аукционной документации[11].
Однако такой подход представляется недостаточно основательным: если рассуждать подобным образом, то недолго вывести из-под требования о наличии в РРПП/РРЭП любой товар, принятый на снабжение каким-либо силовым ведомством. Между тем из п. 10 ПП РФ № 616 следует, что в реестр не включаются исключительно вооружение, военная и специальная техника, разработанные в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1».
Пример аргументации
Предложенная к поставке «Универсальная машина дорожная УМД-67» не является спецтехникой в понимании п. 10 ПП РФ № 616, поскольку разработана не в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1», что является обязательным условием при разрешении вопроса об отнесении техники к вооружению, военной или специальной технике.
Довод участника закупки о том, что указанная техника была ранее закуплена Росгвардией и МВД России для обеспечения своих нужд, не может являться достаточным, поскольку использование данной техники указанными заказчиками по ее прямому назначению, а именно для уборки территории, не дает оснований относить ее к вооружению, военной и специальной технике, принятой на вооружение, снабжение или в эксплуатацию[12].
Представляется, что указанный подход сохранит актуальность и в 2022 году.
4. Поставщики (подрядчики, исполнители) должны по-новому подтверждать соответствие поставленных товаров требованиям ПП РФ № 616.
Согласно нововведенному п. 10(3) ПП РФ № 616 при передаче товара (результатов работы) поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в РРПП/РРЭП/ЕРПТ.
На каком основании продукция включается в РРПП, мы можем узнать из п. 7 ПП РФ № 616: это заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ[13], выданное Минпромторгом России в соответствии с ПП РФ № 719.
Документы, на основании которых радиоэлектронная продукция включается в РРЭП, перечислены в подп. «з» п. 4 Правил формирования и ведения РРЭП[14] (см. табл. 3).
Таблица 3
Документы, на основании которых радиоэлектронная продукция включается в РРЭП
Категория продукции | Документ, на основании которого продукция включается в РРЭП |
Российская радиоэлектронная продукция | Заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное в соответствии с ПП РФ № 719 |
Российское телекоммуникационное оборудование (далее — ТКО) | Решение Минпромторга России о присвоении ТКО статуса ТКО российского происхождения и включении ТКО в РРЭП, принятое в соответствии с Правилами формирования и ведения РРЭП |
Поскольку ТКО не входить в перечень «подзапретных» товаров (см. табл. 2), подтверждением российского происхождения товара для целей применения ПП РФ № 616 во всех случаях будет заключение Минпромторга России, выданное в соответствии с ПП РФ № 719.
А вот с документом, на основании которого продукция включается в ЕРПТ, не все так просто.
Как следует из Решения № 105, «документ, подтверждающий выполнение при производстве промышленного товара государства-члена условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государства-члена, и выдаваемый уполномоченным органом/организацией государства-члена в соответствии с его законодательством» — это акт экспертизы[15]. Логично предположить, что именно акт экспертизы должен предоставляться при передаче товара.
Однако в п. 17 Правил, утвержденных Решением № 105, читаем, что основанием для включения в ЕРПТ сведений о промышленном товаре государства-члена и его производителе является «подача заявителем заявления в электронном виде по форме согласно приложению № 5 с использованием информационного ресурса Комиссии». Акт экспертизы — всего лишь приложение к такому заявлению.
Налицо предпосылки для возникновения неразберихи относительного того, что считать «документом, подтверждающим страну происхождения товара, на основании которого осуществляется включение продукции в ЕРПТ». С высокой вероятностью появятся:
- позиция, согласно которой достаточно предоставления акта экспертизы;
- позиция об обязательном предоставлении заявления по форме согласно приложению № 5 к Правилам, утвержденным Решением № 105 (с приложением акта экспертизы).
Пока не сформируется единая правоприменительная практика, рекомендуем заказчикам придерживаться второго из указанных вариантов как наиболее соответствующего букве Решения № 105.
Отметим также, что в случае закупки товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства (за исключением товаров, вошедших в утв. ПП РФ № 616 перечень) поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) должен будет подтвердить страну происхождения товара документами, предусмотренными извещением и условиями контракта. Как указывалось выше, таким документом является декларация о стране происхождения товара[16].
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617[17] (далее — ПП РФ № 617)
Изменения, внесенные в ПП РФ № 617 постановлением Правительства РФ от 04.12.2021 № 2201, направлены на приведение текста ПП РФ № 617 в соответствие с редакцией Закона № 44-ФЗ, действующей с 1 января 2022 г.:
- Исключены упоминания об окончательных предложениях, т. к. этот термин связан с запросом предложений — способом закупки, который с 1 января 2022 г. упразднен.
- «Срабатывание» ПП РФ № 617 привязано к наличию как минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям извещения о закупке, документации о закупке (если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). Это изменение связано с тем, что в открытых конкурентных процедурах документация о закупке больше не предусматривается. Она будет составляться только при проведении закрытых конкурсов и аукционов.
Однако косметическими правками изменения не ограничиваются.
1. Изменился порядок подтверждения страны происхождения товара для целей реализации ПП РФ № 617.
Подтверждением российского/евразийского происхождения товаров, включенных в утв. ПП РФ № 617 перечень, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из РРПП/ЕРПТ. Ранее возможность подтверждения евразийского происхождения товаров сведениями из ЕРПТ не предусматривалась.
По аналогии с обновленным ПП РФ № 616, новая редакция ПП РФ № 617 требует от участников закупок наряду с номером реестровой записи указывать в заявке совокупное количество баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ/ЕАЭС. Конечно, это актуально только для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов в соответствии с ПП РФ № 719 или Решением № 105.
На случай отсутствия сведений о предлагаемом товаре в РРПП/ЕРПТ новой редакцией ПП РФ № 617 предусматривается еще один способ подтверждения его российского/евразийского происхождения: достаточно указать в заявке регистрационный номер сертификата СТ-1, выданного уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС[18].
Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) или регистрационный номер сертификата СТ-1 о поставляемом товаре включаются в контракт.
При передаче товара (результатов работы) поставщик (подрядчик, исполнитель) должен будет представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в РРПП/ЕРПТ (что это за документы, рассказывалось в предыдущем разделе). В случае отсутствия сведений о товаре в РРПП/ЕРПТ передается сертификат СТ-1.
2. Появились новые случаи неприменения ПП РФ № 617, а именно[19]:
а) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;
б) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878[20] (далее — ПП РФ № 878)
Наряду с косметическими правками, направленными на приведение текста ПП РФ № 878 в соответствие с новой редакцией Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 06.12.2021 № 2213 предусматривает несколько важных изменений, вступающих в силу с 1 января 2022 г.
1. ПП РФ № 878 больше не предусматривает случаев, когда ограничение допуска иностранных товаров может не устанавливаться.
Таким образом, закрыт вопрос, мучивший заказчиков с 31 августа 2021 г.[21]: как быть, если в РРЭП нет товаров, отвечающих их потребностям, а получить разрешение Минпромторга России на закупку иностранных товаров невозможно?
К сожалению, способ, каким была решена эта проблема, нельзя назвать оптимальным. Поскольку установление ограничения, предусмотренного ПП РФ № 878, автоматически влечет запрет на включение в описание объекта закупки характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ[22], созданная Минпромторгом России правовая конструкция фактически является инструментом принуждения заказчиков к закупке товаров, которые не отвечают их потребностям. Иначе говоря, к неэффективному и нецелевому использованию бюджетных средств.
Пример аргументации
Наличие (отсутствие) дополнительных функций не изменяет назначения оборудования, отсутствие дополнительных возможностей у техники не означает ее непригодность для целей заказчика[23].
Данный подход не раз подвергался критике на страницах журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ за свою абсурдность[24]. В связи с этим отрадно отметить, что в конце 2021 года противоположный подход находил достаточно широкое распространение.
Пример аргументации
В целях недопущения ситуации, при которой поставляемое оборудование не сможет выполнять возложенные на него функции в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи, в описание объекта закупки включены уточнения требуемой комплектации оборудования, с обоснованием их применения.
Учитывая, что позиции КТРУ не позволяют надлежащим образом определить необходимое заказчику медицинское оборудование, а также учитывая, что достижение эффективности и результативности закупки невозможно в отсутствие надлежащего описания объекта закупки, соответствующего потребности заказчика, заказчиком в описании объекта закупки правомерно дополнительно указаны уточняющие характеристики необходимого медицинского оборудования[25].
Полагаем, эта аргументация останется востребованной и в 2022 году.
2. Исправили ошибку в условиях, когда заявка предложением российской/евразийской продукции приравнивается к заявкам с иностранным товаром.
В период с 31 августа по 31 декабря 2021 г. в абз. 4 п. 3(1) ПП РФ № 878 указывалось, что заявка приравнивается к предложениям о поставке иностранных товаров, если участником представлена информация из РРЭП или ЕРПТ «без указания совокупного количества баллов или с указанием совокупного количества баллов, установленного для целей осуществления закупок ПП РФ № 719 или Решением № 105 соответственно» (не хватало слов «не соответствующего требованиям указанных актов»).
С 1 января 2022 г. эта нелепая логическая ошибка прекратит свое существование. Заявки, содержащие номера реестровых записей из РРЭП/ЕРПТ, будут приравниваться к предложениям иностранной продукции, если в них не указано совокупное количество баллов, предусмотренное ПП РФ № 719 или Решением № 105, или указано такое количество баллов, которое не соответствует требованиям названных актов.
3. Изменили порядок подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции.
Предусматривается переходный период, в течение которого подтвердить российское/евразийское происхождение радиоэлектронной продукции, отсутствующей в РРЭП/ЕРПТ, можно будет сертификатом СТ-1 (табл. 4).
Таблица 4.
Подтверждение страны происхождения радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878 с 1 января 2022 г.
Условие | Подтверждение соответствия |
а) наличие сведений о продукции в РРЭП и соответствие информации о совокупном количестве баллов требованиям ПП РФ № 719 (если есть такие требования) | Указание номера реестровой записи в РРЭП + информации о совокупном количестве баллов по ПП РФ № 719 (если есть) |
б) наличие сведений о такой продукции в ЕРПТ и соответствие совокупного количества баллов требованиям Решения № 105 (если есть такие требования) | Указание номера реестровой записи в ЕРПТ + информации о совокупном количестве баллов по Решению № 105 (если есть) |
в) наличие сертификата СТ-1:
| Копия сертификата СТ-1 |
При этом из ПП РФ № 878 исключили условие о том, что при передаче товара (результатов работы) поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в РРЭП/ЕРПТ.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102[26] (далее — ПП РФ № 102), приказ Минфина России № 126н[27] (далее — Приказ № 126н)
Изменения в ПП РФ № 102[28] минимальны и направлены на приведение его текста в соответствие с новой редакцией Закона № 44-ФЗ [исключены упоминания об окончательных предложениях, «срабатывание» ПП РФ № 102 привязано к наличию как минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям извещения о закупке, документации о закупке (если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке)].
Аналогичны по смыслу и поправки к Приказу № 126н, внесенные приказом Минфина России от 15.11.2021 № 175н[29].
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289[30] (далее — ПП РФ № 1289)
В период с 8 августа 2020 г. до 31 декабря 2021 г. при наступлении условий для «срабатывания» ПП РФ № 1289 подлежали отклонению заявки с предложениями о поставке иностранных (и приравненных к иностранным) препаратов, за исключением оригинальных или референтных лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения несовершеннолетних граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной или родственных им тканей. Перечень таких препаратов был определен в приложении к ПП РФ № 1289.
Данное исключение вводилось постановлением Правительства РФ от 03.08.2020 № 1164 на срок до 31 декабря 2021 г.
Вместе с тем Минпромторгом России подготовлен проект изменений в ПП РФ № 1289 (ID проекта 02/07/10-21/00121413; далее — проект), который наверняка будет принят до 31 декабря 2021 г. Проектом предусматривается закрепление вышеуказанного исключения в тексте ПП РФ № 1289 на постоянной основе в приложении № 1.
Разумеется, в ПП РФ № 1289 планируются и формальные изменения, аналогичные описанным выше поправкам в ПП РФ № 102. Но главное изменение заключается в расширении спектра задач, которые будут решаться за счет применения ПП РФ № 1289. Это отразится уже в новом наименования ПП РФ № 1289: «Об ограничениях и условиях допуска лекарственных препаратов, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, и происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
ПП РФ № 1289 дополняется приложением № 2, текст которого соответствует Перечню стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ (утв. распоряжением Правительства РФ от 06.07.2010 № 1141-р). При закупке лекарственных препаратов из этого перечня заказчик будет отклонять все заявки, за исключением содержащих предложение о поставке стратегически значимого лекарственного препарата, все стадии производства которого (в т. ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются исключительно на территории ЕАЭС.
Условием для такого отклонения будет наличие не менее одной заявки, отвечающей следующим требованиям:
- соответствие требованиям извещения (документации о закупке, если проводится закрытый конкурс или аукцион);
- наличие предложения о поставке стратегически значимых лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства — члены ЕАЭС;
- соответствие предлагаемого препарата требованию об осуществлении всех стадий его производства исключительно на территории ЕАЭС.
Подтверждением соответствия лекарственного препарата последнему из указанных требований будет документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного препарата для медицинского применения, осуществляемых на территории ЕАЭС. Такой документ должен подтверждать производство фармацевтической субстанции на стадии до получения молекулы на территории государств — членов ЕАЭС. Выдавать подобные документы будет Минпромторг России.
Необходимо обратить внимание, что лекарственный препарат с МНН Ритуксимаб входит в оба приложения к ПП РФ № 1289 (в нов. ред.). В связи с этим представляется важным уточнение, что новый механизм отклонения заявок, не содержащих предложений о поставке стратегически значимого лекарственного препарата, не распространяется на заявки с предложениями о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов.
Будет урегулирован и вопрос о последовательности применения приложений к ПП РФ № 1289 (в нов. ред.): в отсутствие оснований для отклонения заявок, не содержащих предложений о поставке стратегически значимого лекарственного препарата, заказчик переходит к «стандартному» применению ПП РФ № 1289.
-
См.: Гурин О. Ю. Июльские поправки к Закону № 44-ФЗ: какими станут конкурентные процедуры с 1 января 2022 г. // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 8; Гурин О. Ю. Июльские поправки к Закону № 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 9. ↑
-
«Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства». ↑
-
За исключением того, что лифты пассажирские (код ОКПД2 28.22.16.111) подпадают под действие ПП РФ № 616 с 24 мая 2022 г. ↑
-
Порядок выдачи таких разрешений определен приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755. ↑
-
Как разъяснил Минпромторг России в письме от 24.07.2020 № ПГ-12-9638, действие ПП РФ № 616 распространяется на все предусмотренные Законом № 44-ФЗ способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в т. ч. на закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). ↑
-
См. п. 5 ПП РФ № 616 (нов. ред.). ↑
-
«Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок». ↑
-
«О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». ↑
-
См. нов. ред. п. 10 ПП РФ № 616. ↑
-
См. нов. ред. п. 10(2) ПП РФ № 616. ↑
-
Решение Крымского УФАС России от 05.10.2020 по делу № 082/06/106-1805/2020. См. также решение Пермского УФАС России от 22.10.2020 по закупке № 0156600022720000050. ↑
-
Решение Московского УФАС России от 03.02.2021 по делу № 077/06/106-1452/2021. ↑
-
Для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий), указанное заключение содержит информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий). ↑
-
Утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. ↑
-
Абз. 2 п. 2 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением ЕЭК № 105. ↑
-
См. нов. ред. п. 10(2) ПП РФ № 616. ↑
-
«Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ↑
-
Форма сертификата СТ-1 установлена Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. ↑
-
См. нов. ред. п. 11 ПП РФ № 617. ↑
-
«О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». ↑
-
С даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432, которым были внесены соответствующие изменения в ПП РФ № 878. ↑
-
См. подп. «а» п. 5 Правил использования КТРУ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. ↑
-
Решение Крымского УФАС России от 01.12.2021 по делу № 092/06/105-325/2021 (изв. № 0174500001121004695). См. также решения Центрального аппарата ФАС России от 29.11.2021 по делу № 28/06/105-1521/2021 (изв. № 0121100007621000055), от 07.10.2021 по делу № 050/06/39307эп/2021 (изв. № 0848300062721000450), решения Санкт-Петербургского УФАС России от 10.11.2021 по делу № 44-4986/21 (изв. № 0372200082821000029), Московского областного УФАС России от 09.11.2021 по делу № 50/06/42663эп/21 (изв. № 0348300003021000196), Камчатского УФАС России от 28.10.2021 по делу № 041/06/14-534/2021 (изв. № 0338300036821000027), Омского УФАС России от 14.10.2021 № 055/06/33-996/2021 (изв. № 0352100018221000033), Псковского УФАС России от 02.11.2021
по делу № 060/06/33-638/2021 (изв. № 0357200030021000281), Ростовского УФАС России от 29.11.2021 по делу № 061/06/69-1891/2021 (изв. № 0194100003221000049), Смоленского УФАС России от 23.11.2021 по делу № 067/06/33-505/2021 (изв. № 0163300000421000057), Ставропольского УФАС России от 23.11.2021 по делу № 026/06/64-2497/2021 (изв. № 0321100022121000054), Ульяновского УФАС России от 10.11.2021 по делу № 073/06/64-613/2021 (изв. № 0168500000621004039) — во всех этих решениях отмечалась незаконность дополнительных требований к товару, не предусмотренных позицией КТРУ. ↑ -
См. Раев К. В., Гурин О. Ю. Осенние изменения в импортозамещении: постановление Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432 и поправки к нему // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 10; Александров Г. А. Александров Г. А. Медицинские закупки: итоги 2021 года // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 12. ↑
-
Решение Чувашского УФАС России от 01.10.2021 № 021/06/64-1014/2021 (изв. № 0115200001121001884). См. также решения Московского УФАС России от 18.11.2021 по делу № 077/06/106-20351/2021 (изв. № 0173200001421001619), Ямало-Ненецкого УФАС России от 08.10.2021 № 089/06/64-579/2021 (изв. № 0190300003721000705), Сахалинского УФАС России от 18.11.2021 по делу № 065/06/106-697/2021 (изв. № 0361200015021006228), Краснодарского УФАС России от 29.11.2021 по делу № 023/06/64-5543/2021 (изв. № 0118300018721000961), Вологодского УФАС России от 17.11.2021 № 035/06/33-631/2021 (изв. № 0830500000221002934), Ульяновского УФАС России от 24.11.2021 по делу № 073/06/64-650/2021 (изв. № 0168500000621004470), Владимирского УФАС России от 30.11.2021 № 033/06/33-1062/2021 (изв. № 0128200000121007547), Томского УФАС России от 18.10.2021 по делу № 070/06/106-206/2021 (изв. № 0265200000121000032) — во всех этих решениях контрольные органы пришли к выводу, что лучше нарушить подп. «а» п. 5 Правил использования КТРУ, чем допустить нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств. ↑
-
«Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ↑
-
«Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ↑
-
Внесены постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 2014. ↑
-
Зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 2021 г., рег. № 66415. ↑
-
«Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ↑
Статья была опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2022, № 1.