Комментарий к новеллам о минимальной доле закупок товаров российского происхождения

																					

3 декабря 2020 г. Правительство РФ приняло два нормативно-правовых акта о минимальной доле закупок товаров российского происхождения, вступивших в силу с 1 января 2021 г.:

  1. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее — ПП РФ № 2013), принятое в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым Правительство РФ вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
  2. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее — ПП РФ № 2014), принятое в соответствии с ч. 3 ст. 14, ч. 25 ст. 22, ч. 4–6 ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного закона Правительством РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничение допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее — минимальная доля закупок), а также перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

В настоящей статье мы рассмотрим и прокомментируем указанные постановления.

Комментарий № 1: механизм достижения минимальной доли закупок (далее также — квоты) товаров российского происхождения различен в закупках для нужд отдельных видов юридических лиц и государственных (муниципальных) нужд: в первом случае минимальная доля закупок должна выполняться в рамках приоритета товарам российского происхождения, во втором — в рамках закупок с ограничением допуска иностранных товаров.

При установлении приоритета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — ПП РФ № 925) отклонение заявки, содержащей предложение товаров, происходящих из иностранных государств, не допускается.

При применении ограничительного правила «третий лишний» в рамках Закона № 44-ФЗ заявку, содержащую предложение товаров, происходящих из иностранных государств, возможно отклонить на этапе рассмотрения при условии, что на участие в закупке подано не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и/или документации о закупке, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕАЭС (за исключением радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции);
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Закона № 135-ФЗ, при сопоставлении заявок (окончательных предложений) (за исключением пищевых продуктов).

Таким образом, в рамках Закона № 44-ФЗ вероятность выполнения минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения выше (за счет возможности отклонения заявки с предложением по товарам иностранного происхождения), нежели в рамках Закона № 223-ФЗ.

Рассмотрим более подробно каждое постановление по квотированию.

Комментируемый тезис

В соответствии с п. 1 ПП РФ № 2013 минимальная доля закупок товаров российского происхождения определяется в процентном отношении к объему закупок товаров (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Комментарий № 2: чтобы определить долю закупок российского товара, заказчику необходимо в течение года вести учет страны происхождения товара в документах о приемке как по договорам поставки, так и по договорам на выполнение работ, оказание услуг, при исполнении которых товар передается заказчику по отдельным документам бухгалтерской отчетности: товарной накладной или акту приема-передачи, принимается к бухгалтерскому учету заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[1].

Комментарий № 3: в целях определения доли закупок товаров российского происхождения заказчику необходимо вести учет только по товарам соответствующего вида из Приложения к указанному постановлению, которые будут закуплены в 2021, 2022 и в 2023 гг. Учет необходимо вести раздельный в рамках закупок, проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ или в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Комментарий № 4: в ПП РФ № 2013 не указано, каким образом определяется объем закупок: в стоимостном (в рублях по платежным документам или по документам о приемке) или в количественном (в штуках, упаковках, тоннах, метрах и т. д.) выражении или иным образом. Установлен только размер минимальной доли закупок товаров российского происхождения. Исходя из этого, заказчик имеет возможность самостоятельно решить, каким образом определять объем закупок поставленных товаров и, соответственно, долю закупок товаров российского происхождения[2].

Минфин России в письме от 15.01.2021 № 24-03-07/1390 указал, что минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году, к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД2. Таким образом, по мнению Минфина, минимальная доля считается в стоимостном выражении.

Комментируемый тезис

В соответствии с п. 2 ПП РФ № 2013 товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616[3] (далее — ПП РФ № 616);
  • в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878[4] (далее — ПП РФ № 878).

Комментарий № 5: несмотря на то что ПП РФ № 616 предусматривает два реестра: российской промышленной продукции и евразийской промышленной продукции, — минимальная обязательная доля закупок российских товаров выполняется заказчиком только по товарам, включенным в реестр российской промышленной продукции.

В реестр российской электронной продукции товары государств — членов ЕАЭС не включаются, следовательно, квота по радиоэлектронным товарам выполняется также только по товарам российского происхождения.

Комментарий № 6: для подтверждения соответствия товаров требованиям ПП РФ № 2013 заказчикам целесообразно с 2021 г. требовать от участников закупок предоставления в составе заявок:

  • по реестру российской промышленной продукции: либо выписки из этого реестра с указанием номера реестровой записи, либо декларации о нахождении промышленной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи (реестр российской промышленной продукции позволяет формировать выписку в режиме онлайн);
  • по реестру российской электронной продукции: декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи (реестр российской радиоэлектронной продукции не предусматривает возможности формирования выписки из этого реестра).

Не ясно, почему соответствующие документы не упомянуты в самом ПП РФ № 2013, в то время как Федеральным законом от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» предусмотрено право заказчика требовать в составе заявки документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства РФ, принятым в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Как указывалось выше в комментарии № 1, при отсутствии документов, подтверждающих соответствие российских товаров требованиям ПП РФ № 2013, заявка участника не подлежит отклонению, но такая закупка не засчитывается в выполнение квоты, т. к. такой товар не признается российским.

Иные документы, подтверждающие страну происхождения товара: сертификат о происхождении товара, акт экспертизы и др., — не могут являться подтверждением российского происхождения товара в целях выполнения минимальной доли закупок.

На практике может сложиться ситуация, когда срок действия заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ[5], на основе которого и формируется выписка из реестра российской промышленной продукции:

  • истек на момент подачи заявки;
  • истекает ранее, чем срок исполнения обязательств поставщика по поставке товара.

Такая же ситуация может сложиться и при закупке товаров из реестра российской радиоэлектронной продукции: по номеру реестровой записи в реестре может быть указана информация: «статус не действителен». Это также свидетельствует о том, что срок действия заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ истек.

Что происходит в указанных случаях с минимальной долей закупок российских товаров?

Если срок действия заключения Минпромторга России истек на момент подачи заявки, предложенный в заявке товар не может считаться российским товаром. Если срок действия такого заключения истекает ранее, чем срок исполнения обязательств поставщика, на этапе рассмотрения заявки предложенный товар должен считаться российским. Целесообразно повторно запросить у поставщика выписку из реестра российской промышленной продукции (или декларацию с номером реестровой записи) или декларацию с номером реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции на момент поставки товара. Если поставщик предоставит соответствующую свежую информацию или документ, то такая закупка в квоту (в минимальную долю) засчитывается, а если не предоставит, то, увы, товар закупили, но квоту в рамках такой закупки не выполнили.

Как в описанной ситуации соотносятся условие о предоставлении приоритета в соответствии с ПП РФ № 925 и требование о выполнении минимальной доли закупок товаров российского происхождения?

Необходимо отметить, что приоритет товарам российского происхождения, за исключением радиоэлектронной продукции, предоставляется на основе декларации участника закупки наименования страны происхождения поставляемого товара (подп. «а» п. 5 ПП РФ № 925). Следовательно, предоставление приоритета не связано с наличием в составе заявки документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям ПП РФ № 2013. Но при закупке товара, в отношении которого в составе заявки отсутствовали документы, подтверждающие соответствие товаров требованиям ПП РФ № 2013, или истек срок действия соответствующих документов, в квоту такая закупка не засчитывается (как уже указывалось выше), даже если продекларировано наименование страны происхождения поставляемого товара «Российская Федерация».

По вопросу предоставления приоритета российской радиоэлектронной продукции Минфин России 2 декабря 2020 г. указал[6], что «цена договора снижается на 30 % от предложенной победителем закупки [при закупке путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на шаг, установленный в документации о закупке] в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр радиоэлектронной продукции. В то же время условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Учитывая изложенное, в случае если при осуществлении закупки поданы заявки, содержащие только предложения о поставке товаров российского происхождения, приоритет, предусмотренный ПП РФ № 925, не предоставляется».

Административная практика по приоритету российской радиоэлектронной продукции различна, но она не является предметом настоящей статьи.

Комментарий № 7: в Приложении к ПП РФ № 2013 указана минимальная доля закупок по ряду товаров, коды ОКПД2 которых отсутствуют в российских реестрах промышленной или радиоэлектронной продукции[7] (например, 08.12.12.140 «Щебень»). Следовательно, у заказчика нет возможности выполнения квоты по данным товарам, а значит, и нет обязанности по ее выполнению.

При этом необходимо отметить, что по некоторым квотируемым товарам коды ОКПД2 могут отсутствовать в перечне товаров, в отношении которых ПП РФ № 616 устанавливает запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), но в реестр российской промышленной продукции такие товары включены (например, код ОКПД2 25.21.12 «Котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления» в Приложении к ПП РФ № 616 отсутствует, но в реестр российской промышленной продукции включено пять позиций по котлам[8]). То есть заказчику необходимо ориентироваться исключительно на реестр российской промышленной продукции[9], а не на «запретительный» перечень в Приложении к ПП РФ № 616.

По реестру российской радиоэлектронной продукции сходная проблема отсутствует, т. к. все квотируемые радиоэлектронные и телекоммуникационные товары, включенные в Приложение к ПП РФ № 2013, содержатся и в перечне товаров, в отношении которых ПП РФ № 878 устанавливает ограничительное правило «третий лишний». Исключение составляет код группы ОКПД2 28.23 «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования». Этот код теоретически может попадать как в реестр промышленной продукции (по коду категории 28.23.11.110 «Машины пишущие»), так и в реестр радиоэлектронной продукции (по всем остальным кодам, входящим в указанную группу), но этот код не включен ни в приложения к постановлениям № 616, 878, ни в реестры российской промышленной продукции, российской радиоэлектронной продукции. Остается нерешенным вопрос, с какой целью по этому коду установлена квота.

Также возникает закономерный вопрос, зачем производители продукции включали ее в реестр российской промышленной продукции, если код такой продукции по ОКПД2 не попадает ни в одно постановление Правительства РФ по импортозамещению в рамках Закона № 44-ФЗ, в котором содержится ссылка на этот реестр[10] (например, по коду ОКПД2 27.51.13 «Машины стиральные бытовые и машины для сушки одежды» в реестре 324 записи), ведь никаких иных преференций товарам, включенным в реестр российской промышленной продукции, не предусмотрено. В надежде, что в будущем будут внесены изменения в соответствующие постановления Правительства РФ? Или исходя из инсайдерской информации о том, что по данной продукции будут установлены минимальные доли закупок?

Комментарий № 8: в ОКПД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. То есть если минимальная обязательная доля устанавливается относительно группы товаров по ОКПД2, например 28.94 «Оборудование для текстильного, швейного и кожевенного производства», следовательно, квотирование распространяется на все подгруппы, виды, категории и подкатегории товаров, входящих в указанную группу.

В ряде случаев остается неясным механизм построения перечня товаров, по которым установлены квоты.

Так, минимальная доля закупок установлена по коду группы 27.90 «Оборудование электрическое прочее», в т. ч. на 2021 г. 78 %. При этом отдельной позицией выделен код категории 27.90.32.110 «Комплектующие (запасные части) электрических машин и оборудования для пайки мягким и твердым припоем и сварки, не имеющие самостоятельных группировок» с квотой на 2021 г. 50 %. Означает ли это, что по иным кодам, включенным в реестр российской промышленной продукции и попадающим в группу 27.90 ОКПД2 (например, код вида продукции 27.90.11 «Машины электрические и аппаратура специализированные» — в реестр российской промышленной продукции по этому коду включены в т. ч. блоки антиюзовые), заказчик должен выполнить квоту 78 %?[11] Или подобное построение Приложения к ПП РФ № 2013 означает, что если заказчик выполнит по категории 27.90.32.110 квоту 50 %, по иным кодам, включенным в реестр российской промышленной продукции и попадающим в группу 27.90, он должен выполнить 28 %, что в сумме с 50 % и дает необходимую минимальную долю по группе 27.90, равную 78 %?[12]

Похожая ситуация с кодом вида продукции 28.25.14 «Оборудование и установки для фильтрования или очистки газов, не включенные в другие группировки». Наряду с кодом вида продукции в квоты включены коды двух категорий — 28.25.14.110 «Оборудование и аппараты для фильтрования, обеззараживания и/или очистки воздуха» и 28.25.14.120 «Оборудование газочастотное и пылеулавливающее». При этом в ОКПД2 по этому коду вида продукции содержатся исключительно коды указанных категорий, иные коды отсутствуют. Остается неясным, зачем надо было указывать код вида продукции с квотой на 2021 г. 50 %, когда минимальные доли по каждой категории установлены в размере 65 и 45 % соответственно?

Также возникает вопрос, может ли заказчик выполнить минимальную долю закупок по товарам, коды по ОКПД2 которых попали под квоты, но наименование этих товаров в реестре российской промышленной продукции отличается от наименования товара в Приложении к ПП РФ № 2013? Например: в Приложении к ПП РФ № 2013 присутствует код категории 28.14.13.110 «Клапаны запорные». В реестр российской промышленной продукции по этому коду ОКПД2 включены товары с наименованием «клапан запорный» и «стационарное отсечное устройство». Если заказчик будет осуществлять закупки исключительно стационарных отсечных устройств, такие закупки засчитаются в минимальную долю по позиции «клапаны запорные»?[13]

Комментируемый тезис

В соответствии с п. 3 и 4 ПП РФ № 2013 закупки товаров, работ, услуг, начатые до 1 января 2021 г., завершаются по правилам, которые действовали до вступления в силу настоящего постановления. ПП РФ № 2013 вступает в силу с 1 января 2021 г. и применяется к закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым с 1 января 2021 г.

Комментарий № 9: по закупкам, начатым до 1 января 2021 г., минимальную долю выполнять не требуется даже в случаях, если закупка завершится в 2021 г. или договор, заключенный в 2020 г., будет исполняться в 2021 г.

Если извещение размещено в ЕИС или приглашение принять участие в закрытой конкурентной закупке направлено в 2021 г. и заказчиком закупается товар, включенный в Приложение к ПП РФ № 2013, минимальную долю закупок по товарам российского происхождения необходимо выполнять.

Комментарий № 10: в отличие от ПП РФ № 2014, ПП РФ № 2013 не содержит формы отчета об объеме закупок российских товаров, а также требований к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров. Это связано с тем, что в соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить только минимальную долю закупок товаров российского происхождения и не вправе устанавливать иные положения и формы документов, связанных с выполнением этой доли.

В соответствии с ПП РФ № 2014 в рамках Закона № 44-ФЗ отчет об объеме закупок российских товаров подготавливается (за исключением проведения закрытых закупок) в ЕИС автоматически путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в ЕИС. То есть объем товаров, закупаемый по договорам (контрактам), не включенным в реестр контрактов, в зачет минимальной обязательной доли не входит.

Поскольку в ПП РФ № 2013 в рамках Закона № 223-ФЗ нет формы отчета, заказчик не ограничен в выборе способа закупки, в соответствии с которым он будет выполнять квоту по российским товарам. То есть квота может выполняться путем проведения конкурентных и неконкурентных способов закупки, включая закупки, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ[14].

В ПП РФ № 2013 отсутствуют механизмы выполнения квоты по российским товарам. Не предусмотрена возможность отклонения заявок, содержащих иностранный товар, описания характеристик товара исходя исключительно из характеристик российских товаров, особенности обоснования начальной (максимальной) цены договора исходя исключительно из цены российских товаров, что затруднит достижение минимальной обязательной доли закупок таких товаров.

Рассмотрим ПП РФ № 2014, устанавливающее минимальную обязательную долю закупок российских товаров в рамках Закона № 44-ФЗ.

Комментируемые положения

Указанным постановлением установлены:

  • минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ);
  • особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (далее — ЦКЕП), начальной цены единицы товара (далее — НЦЕТ) (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок (в соответствии с ч. 23 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  • положение о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в ЕИС таких отчета и обоснования (далее — Положение об отчете) (в соответствии с п. 1, 2 ч. 4 ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ);
  • положение о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее — Положение об оценке) (в соответствии с ч. 6 ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ).

Комментарий № 11: как уже указывалось выше, в соответствии с ПП РФ № 2014 квоты по закупкам товаров российского происхождения должны выполняться заказчиками при условии применения ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленных Правительством РФ.

Если внимательно рассмотреть квоты в Приложении к ПП РФ № 2014, становится понятным, что их необходимо выполнять при закупке:

  • отдельных видов промышленных товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617[15] (далее — ПП РФ № 617);
  • радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878;
  • отдельных видов медицинских изделий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102[16] (далее — ПП РФ № 102).

По пищевым продуктам и лекарственным препаратам, включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по которым также имеются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств[17], квоты не установлены.

Таким образом, исходя из изложенного, закупки товаров, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть учтены заказчиками в целях выполнения квот.

Но анализ перечня товаров, по которым установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения в Приложении к ПП РФ № 2014, показывает, что под запретительное ПП РФ № 616 попал код категории 26.51.44.000[18] по подгруппе 26.51.4 «Приборы для измерения электрических величин или ионизирующих излучений» (код подгруппы включен в квоты). Следовательно, заказчик не имеет возможности закупить товар по указанной категории под ограничительным ПП РФ № 878, в которое включен код класса 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое»[19], т. к. заказчик должен применять по коду категории запретительное ПП РФ № 616. Минимальную обязательную долю закупки по этому товару заказчику выполнить будет непросто. Единственный вариант — закупить эту продукцию без установления запрета на допуск иностранных товаров в соответствии с п. 3 ПП РФ № 616. Если запрет не будет установлен, заказчик сможет закупить эту продукцию в соответствии с ограничительным ПП РФ № 878.

Под запретительное ПП РФ № 616 попал и код подкатегории 28.25.13.111 «Шкафы холодильные», который также включен в ПП РФ № 2014 по позиции «Медицинские морозильники, холодильники комбинированные лабораторные, соответствующие кодам 143910, 261620, 321680 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий». Но в этом случае заказчик может применить второй код категории по этой позиции, указанный в ПП РФ № 2014, код 28.25.13.115, и осуществить закупку в соответствии с ПП РФ № 102.

Заказчику необходимо помнить: если в документации о закупке содержалось обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878, но договор в итоге по результатам такой закупки заключается на поставку российского товара, в минимальной обязательной доле закупок такие товары учитываться не будут, т. к. закупка по факту была осуществлена без ограничений допуска.

Отметим также, что заказчики не могут выполнить квоты по закупкам российских товаров посредством осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением закупки в соответствии с ч. 12 указанной статьи (закупка через «электронный магазин» с 1 апреля 2021 г.). В извещении о такой закупке в т. ч. указывается информация по п. 10 ст. 42 Закона № 44-ФЗ об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Нерешенным остается вопрос: если заказчик проводил конкурентную закупку продукции, которая включена в ПП РФ № 2014, закупка признана несостоявшейся, у заказчика есть возможность осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие закупки могут быть учтены при расчете доли закупок российского товара?

По мнению автора статьи, если в результате закупки в соответствии с п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупается российский товар, включенный в ПП РФ № 2014, такая закупка должна засчитываться в выполнение квоты.

Комментарий № 12: поскольку содержание п. 1 ПП РФ № 2014 аналогично таковому в ПП РФ № 2013 и минимальная обязательная доля закупок российских товаров определена в т. ч. для товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, заказчику целесообразно ознакомиться с комментариями № 2 и 3.

В отличие от ПП РФ № 2013 в ПП РФ № 2014 определено (в Положении об отчете), что объем закупок товаров (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) измеряется в стоимостном показателе — в рублях — на основании информации о приемке товара, внесенной в отчетном году в реестр контрактов. Следовательно, и доля закупок товаров российского происхождения определяется в процентах от стоимости всего поставленного товара соответствующего вида в отчетном году, информация о приемке которого внесена в реестр контрактов.

Комментарий № 13: в соответствии с п. 2 ПП РФ № 2014 для цели достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС, т. е. квоту можно выполнить, закупив как российский товар, так и товар из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики.

Этот пункт не распространяется на закупки радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878, т. к. товары государств — членов ЕАЭС в реестр российской радиоэлектронной продукции не включаются. Исключение составляют закупки радиоэлектронной продукции, классифицируемой кодами 27.31 «Кабели волоконно-оптические» и 27.32 «Провода и кабели электронные и электрические прочие», по которым допускается закупка продукции из государств — членов ЕАЭС.

Комментируемый тезис

В соответствии с п. 3 ПП РФ № 2014 при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с ч. 13 и 14 ст. 22 Закона № 44-ФЗ заказчик учитывает исключительно товары:

  • происходящие из государств — членов ЕАЭС (в т. ч. включенные в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС, за исключением РФ, предусмотренные ПП РФ № 616, единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный ПП РФ № 878,
  • а также включенные в КТРУ функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.

Комментарий № 14: даже если иностранный товар имеет одинаковые (является идентичным) или сходные (является однородным) характеристики с российским товаром, информация о стоимости такого иностранного товара не может быть использована при обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕТ для цели достижения минимальной доли закупок.

Проводя анализ рынка, заказчик должен направлять запросы тем поставщикам (производителям), информация о которых включена в соответствующие реестры, размещенные в государственной информационной системе промышленности. Но возможна ситуация, когда по товару квота установлена, но производители в соответствующие реестры этот товар не внесли (например, по коду 32.30.11.110 «Лыжи» нет ни одной реестровой записи в реестрах промышленной продукции) или только один производитель внес свой товар в реестр (например, по коду 28.13.13 «Насосы роторные объемные прочие для перекачки жидкостей» в реестр российской промышленной продукции включен насос только одного производителя — ООО «Научно-производственное объединение «Нефтегазовое машиностроение и специальное автомобилестроение»). В этом случае все равно нельзя направить запрос производителям, которые выпускают российские товары, но в реестр их не вносят?[20] Если нельзя, то, следовательно, надо найти соответствующую информацию в реестре контрактов. А если и в реестре информации нет? Не закупать?

Пример: в соответствии с ПП РФ № 2014 установлена минимальная обязательная доля по маммографам (коды ОКПД2 26.60.11.112 и 26.60.11.113), в т. ч. соответствующим коду 191110 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий («Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая»)[21]. Каким образом заказчик может обосновать НМЦК, если в реестр российской радиоэлектронной продукции включен маммограф рентгеновский цифровой «Маммо-5МТ» в семи вариантах исполнения только одного производителя — АО «МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Лтд»? Если в реестре радиоэлектронной продукции было бы несколько производителей, какие характеристики в запросе поставщикам о цене маммографа должен указывать заказчик, когда в реестре радиоэлектронной продукции и на сайте производителя характеристики отсутствуют? Только указанные в КТРУ?

Такие же вопросы возникают, в случае если товар, по которому установлена квота, будет закупаться под ограничительным постановлением (например, под ПП РФ № 102), но в соответствующие реестры данный товар не включен (например, «Материалы клейкие перевязочные, в т. ч. пропитанные или покрытые лекарственными средствами» по коду категории ОКПД2 21.20.24.110), кому направлять запрос о предоставлении ценовой информации?[22]

Остается неясным, зачем в ПП РФ № 2014 упоминается реестр промышленной продукции из ЕАЭС: по товарам, включаемым в этот реестр, квота не устанавливается, т. к. этот реестр относится исключительно к запретительному ПП РФ № 616, а квота выполняется по ограничительным постановлениям Правительства РФ.

Заказчику необходимо помнить, что в случае, если производитель, продукция которого включена в соответствующие реестры, почему-то указывает в ответ на запрос о предоставлении ценовой информации информацию по товару, происходящему не из государства — члена ЕАЭС, такое ценовое предложение не должно приниматься к расчету НМЦК.

Ценовую информацию из реестра контрактов по иностранному товару также нельзя использовать для целей обоснования НМЦК.

Комментарий № 15: особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕТ установлены Правительством РФ для цели достижения минимальной доли закупок. Обязан ли заказчик руководствоваться данными особенностями, если минимальная доля закупок им выполнена (и перевыполнена), но потребность в товаре сохраняется? Позиция автора статьи — не обязан.

Пример в обоснование позиции: заказчик запланировал в 2021 г. одну закупку ноутбуков по коду 26.20.11 на сумму 1 млн. руб.; обосновал НМЦК, исходя из стоимости российских ноутбуков в реестре российской радиоэлектронной продукции; в извещении установил ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с ПП РФ № 878; провел электронный аукцион и заключил контракт на поставку 10 российских ноутбуков DEPO VIP C1X производства ООО «ДЕПО электроникс» на сумму 800 тыс. руб.; принял ноутбуки по товарной накладной; включил информацию о приемке в реестр контрактов. Поскольку заказчик больше не планировал закупки ноутбуков, получается, что он единственной закупкой выполнил квоту по ноутбукам в размере 100 % (т. к. все поставленные ноутбуки российские) при задаче выполнить ее (квоту) в размере 50 % в соответствии с требованиями ПП РФ № 2014.

По итогам закупок в течение 2021 г. у заказчика образовалась экономия в размере 500 тыс. руб., которую заказчик также решил направить на еще одну закупку ноутбуков. Понятно, что даже если не будет снижения НМЦК и цена заключенного контракта составит 500 тыс. руб., объем поставленного товара составит 1 млн 300 тыс. руб. (800 тыс. + 500 тыс. руб.). Доля закупок российского товара не опустится ниже 61 %, даже если по второй закупке будет осуществлена закупка иностранного товара (800 тыс. руб. / 1 млн 300 тыс. руб. × 100 = 61,5 %). Следовательно, заказчик может совершенно спокойно закупить и иностранные ноутбуки.

Как технически возможно развести закупки, осуществляемые в целях достижения минимальной доли закупок, и без этих целей?

Автор статьи считает, что в случае, когда закупка осуществляется в целях достижения минимальной доли закупок, в извещении об осуществлении закупок и документации о закупке заказчик указывает соответствующее ограничительное постановление Правительства РФ (например, пишет, что установлено ограничение допуска в соответствии с ПП РФ № 878), а также указывает, что применяется ПП РФ № 2014. Участникам закупки, контрольным органам при таком содержании извещения и документации становится понятным, что заказчик в т. ч. учитывает особенности определения НМЦК, установленные Правительством РФ для цели достижения минимальной доли закупок, а также требования ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которыми при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, заказчиком указываются характеристики российского товара, в т. ч. содержащиеся в КТРУ.

Если минимальная доля закупок товара российского происхождения выполнена, то в извещении об осуществлении закупок и документации о закупке заказчик указывает только соответствующее ограничительное постановление Правительства РФ без указания на применение ПП РФ № 2014[23].

Комментарий № 16: поскольку содержание п. 6 ПП РФ № 2014 аналогично содержанию п. 4 ПП РФ № 2013 (по порядку вступления в силу постановления), заказчику целесообразно ознакомиться с комментарием № 9.

При анализе перечня товаров, по которым установлены квоты в ПП РФ № 2014, так же как и в ПП РФ № 2013, остается неясным механизм построения перечня товаров по некоторым группам: 26.11 «Компоненты электронные», 26.12 «Платы печатные смонтированные», 26.40 «Техника бытовая электронная», 26.60. «Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях». Наряду с распространением квоты на код группы товаров по ОКПД2, квоты также распространяются в одном случае на коды категорий и подкатегорий товаров, входящих в группу, в другом случае — на коды подгрупп и видов товаров.

Пример: рассмотрим группу 26.12 «Платы печатные смонтированные», как она выглядит в ОКПД2, и по каким кодам установлена квота на 2021 г.

Код по ОКПД2Наименование товараМинимальная доля на 2021 г., %
26.12Платы печатные смонтированные50
26.12.1Платы печатные смонтированные 
26.12.10Платы печатные смонтированные90
26.12.10.000Платы печатные смонтированные 
26.12.2Платы звуковые, видеоплаты, сетевые и аналогичные платы для машин автоматической обработки информации 
26.12.20Платы звуковые, видеоплаты, сетевые и аналогичные платы для машин автоматической обработки информации 
26.12.20.000Платы звуковые, видеоплаты, сетевые и аналогичные платы для машин автоматической обработки информации 
26.12.3Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)90
26.12.30Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты) 
26.12.30.000Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты) 

Если заказчик выполнит квоту по подгруппе 26.12.3 «Карта со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)» на все 90 %, означает ли это, что он автоматически выполнил квоту по группе? Или он выполняет отдельную квоту по группе в размере 50 %?[24]

Почему квота установлена на подгруппу 26.12.3, а на подгруппу 26.12.1 не установлена?

Если заказчик не закупает продукцию по виду 26.12.10 и по подгруппе 26.12.3, но закупает продукцию по подгруппе 26.12.2, он должен выполнить квоту в размере 50 %? Если должен[25], то как будет выглядеть отчет об объеме закупок российских товаров по графе 2? Будет указываться код 26.12 или все-таки код 26.12.2?[26]

Комментарий № 17: к Положению об отчете.

Отчет по открытым способам закупок будет формироваться в ЕИС по форме согласно приложению автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в ЕИС.

По закрытым способам закупок заказчик будет формировать отчет на бумажном носителе в соответствии с п. 12 Положения об отчете. Отчет направляется в Минпромторг России в соответствии с подп. «а» п. 5 Положения об оценке.

Два месяца — февраль и март — даются заказчику, чтобы он сделал обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок и разместил отчет в ЕИС не позднее 1 апреля.

Если в рамках централизации закупок по ст. 26 Закона № 44-ФЗ на уполномоченный орган или уполномоченное казенное учреждение возложены полномочия по исполнению контрактов, в т. ч. по приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, то отчет об объеме закупок российских товаров делают они.

Если в рамках централизации на уполномоченный орган или уполномоченное казенное учреждение возложены только полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, то отчет об объеме закупок российских товаров делают заказчики.

В случае наделения учреждения, предприятия, иного юрлица полномочиями государственного или муниципального заказчика, отчет об объеме закупок российских товаров делают такие учреждения, предприятия, иные юрлица от лица того, кто эти полномочия им передал.

Комментарий № 18: по порядку заполнения граф отчета об объеме закупок российских товаров.

Номер и содержание графыКомментарий и примеры
В графе 5 указывается (указываются) уникальный номер (уникальные номера) реестровой записи (реестровых записей) из реестра контрактов, заключенных заказчиками, в отношении контракта (контрактов), при исполнении которого (которых) в отчетном году в такой реестр включена информация о приемке товара (в т. ч. поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3

Возможно, что в отчетном году закупка товара, по которому надо выполнить квоту, осуществлялась неоднократно.

В графе 5 указываются все контракты, по которым в реестр контрактов была в отчетном году внесена информация о приемке поставленного товара соответствующего вида.

Пример: заказчик заключил в 2021 г. два контракта по коляскам инвалидным.

Первый контракт на поставку иностранных колясок с твердой ценой и определенным объемом на поставку 20 колясок, цена одной коляски 45 тыс. руб., цена контракта 900 тыс. руб., срок исполнения 20 декабря 2021 г.

Второй контракт на услуги по изготовлению и доставке российских колясок. При этом закупка осуществлялась по НЦЕТ, цена единицы в контракте 60 тыс. руб., отгрузка происходит по заявкам заказчика, максимальная цена контракта 2 млн руб., срок исполнения 20 декабря 2022 г. (т. е. контракт заключен на два года).

В 2021 г. поставщик по первому контракту полностью выполнил свои обязательства, заказчик внес информацию в реестр контрактов о том, что он принял и оплатил по товарным накладным иностранные коляски на сумму 900 тыс. руб.

Поставщик по второму контракту изготовил и доставил в 2021 г. 20 российских колясок на сумму 1 млн 200 тыс. руб.; заказчик внес информацию в реестр контрактов о приемке, но оплатить коляски в 2021 г. не успел. Оплата будет в 2022 г.

Поскольку по обоим контрактам в реестр контрактов включена информация о приемке товара, в т. ч. поставленного при оказании услуг, независимо от факта оплаты в графе 5 должна появиться информация об уникальных номерах реестровых записей по таким контрактам из реестра контрактов.

В отчете по 2022 г. также должна появиться информация о номере реестровой записи по второму контракту, если поставщик будет поставлять коляски в 2022 г., исходя из заявок заказчика на оставшуюся сумму 800 тыс. руб. (максимальная сумма контракта = 2 млн руб. В 2021 г. отгружено колясок на 1 млн 200 тыс. руб.).

Некоторое отступление от примера: в теории ситуация могла развиваться более драматично: по второму контракту поставщик изготовил и доставил коляски 30 декабря 2021 г. Акт по этой партии подписан 30 декабря, но в реестр контрактов заказчик информацию не внес, т. к. у него есть 5 рабочих дней на внесение информации в реестр контрактов. В графе 5 должна появиться информация только по первому контракту, а поскольку по нему закупались иностранные коляски, квоту заказчик по 2021 г. не выполнил.

В графе 6 указывается объем товара (в т. ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3, в отношении которого в отчетном году в реестр контрактов, заключенных заказчиками, включена информация о его приемке. В случае если в графе 5 указано несколько уникальных номеров реестровых записей из реестра контрактов, заключенных заказчиками, такой объем указывается в отношении каждого контракта

Объем поставленного товара указывается в рублях на основании документа о приемке.

Необходимо понимание, что товар может быть поставлен в 2021 г., а оплачен в 2022 г., как в примере выше. Если в реестр контрактов документ о приемке включен в 2021 г., такой контракт включается в отчет по 2021 г. Если по одному и тому же товару было несколько контрактов, и по ним в реестр занесена информация о приемке поставленного товара, объем в рублях заносится по каждому контракту.

Вернемся к примеру, приведенному по графе 5.

В графу 6 будут занесены 2 реестровых записи, по 1 записи будет указан объем — 900 000,00 руб.; по 2 записи — 1 200 000,00 руб.

в графе 7 указывается объем российского товара (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которого в отчетном году в реестр контрактов, заключенных заказчиками, включена информация о его приемке. В случае если в графе 5 указано несколько уникальных номеров реестровых записей из реестра контрактов, заключенных заказчиками, такой объем указывается в отношении каждого контракта

Вернемся к примеру, приведенному по графе 5.

В графу 7 будет занесена реестровая запись только по второму контракту с указанием объема 1 200 000,00 руб.

В графе 8 указывается размер достигнутой доли закупок российского товара (в т. ч. товара, поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), который рассчитывается путем деления объема товара, указанного в графе 7, на объем товара, указанный в графе 6, и последующего умножения на 100. В случае если в графе 5 указано несколько уникальных номеров реестровых записей из реестра контрактов, заключенных заказчиками, осуществляется деление суммы объемов товара, указанных в графе 7 по всем контрактам, уникальные реестровые номера которых указаны в графе 5, на сумму объемов товара, указанных в графе 6 по всем таким контрактам

Вернемся к примеру, приведенному по графе 5.

Рассчитаем размер достигнутой доли закупок российского товара:

1 200 000,00 / (900 000,00 + 1 200 000,00) = 0,571

0,571 × 100 = 57,1 %

Минимальная обязательная доля закупки российских колясок инвалидных в размере 50 % выполнена.

В случае если размер, указанный в графе 8, менее размера, указанного в графе 4, в графе 9 указывается код, установленный для случая невозможности достижения минимальной доли закупок, принимающий следующие значения:

01 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;

02 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативно-правовыми актами Правительства РФ обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона;

03 — иное.

Графа 9 не может заполняться автоматически. Обоснование невозможности достижения минимальной обязательной доли закупок (код причины) заказчик будет указывать, по-видимому, в ручном режиме по каждому уникальному номеру реестровой записи, т. к. в случае, если по одному и тому же товару в течение отчетного года было проведено несколько закупок, коды причины невозможности достижения квоты могут быть разные.

Код 01 указывается, если на закупку участники с российскими товарами не вышли (подано 0 российских заявок).

Код 02, по мнению автора статьи, указывается, если закупили и приняли иностранный товар, но при закупке не сработало правило «третий лишний», поскольку подана только одна российская заявка или все российские заявки были отклонены на этапе рассмотрения.

В каких случаях в графе 9 будет указываться код 03 «иное», без начала практической реализации ПП РФ № 2014 прокомментировать невозможно.

Комментируемый тезис

В соответствии с п. 11 Положения об отчете заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, вносит изменения в размещенный в соответствии с настоящим Положением в ЕИС отчет в случае внесения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 6 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, изменений в отношении предусмотренной п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ информации об исполнении контракта.

Комментарий № 19: воспользоваться такой возможностью заказчику также придется, когда из автоматически сформированного отчета об объеме закупок российских товаров становится понятно, что в реестр контрактов внесены ошибочные сведения: например, неправильно указана страна происхождения товара, вследствие чего минимальная доля закупок российских товаров не выполняется.

Комментарий № 20: к Положению об оценке.

Минпромторг России уполномочен на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

Месяц (апрель) дается Минпромторгу России:

  • для проведения оценки по критериям, установленным п. 6 настоящего Положения, на основании автоматически сформированной в ЕИС информации, а также на основании отчетов по закрытым способам закупки;
  • формирования отчета о результатах оценки достижения заказчиками минимальной доли закупок в отчетном году;
  • направления такого отчета в Правительство РФ, а также в Минфин России.

Оценка по критериям, предусмотренным п. 6 Положения, проводится Минпромторгом России в отношении источников финансирования закупок, а также в отношении субъектов РФ, муниципальных районов, муниципальных или городских округов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований. То есть достижение (недостижение) минимальной доли закупок российских товаров каждым конкретным заказчиком оцениваться Минпромторгом России не будет.

В заключение отметим, что в КоАП РФ в настоящее время не предусмотрена административная ответственность заказчиков за недостижение минимальной доли закупок российских товаров как в рамках Закона № 223-ФЗ, так и в рамках Закона № 44-ФЗ.

В то же время ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, а именно административный штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц — 500 000 руб.

Неразмещение заказчиками, применяющими ПП РФ № 2014, отчета об объеме закупок российских товаров может рассматриваться как нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и наказываться соответствующим административным штрафом.

В январе 2021 г. на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован[27] проект Федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ, согласно которому несоблюдение заказчиками порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части недостижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, ‎при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, влечет предупреждение или наложение административного штрафа ‎на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо освобождается от административной ответственности за указанное административное правонарушение в случае положительной оценки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным ‎на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Вступление в силу будущего Федерального закона отнесено на 1 января 2022 г.

  1. В соответствии с позицией ФАС России о поставляемом товаре (письмо от 25.06.2020 № ИА/93616/20).

  2. Согласно ПП РФ № 2014 минимальная доля закупок будет определяться в рублях в соответствии с документами о приемке товара.

  3. «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

  4. «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

  5. Указывается в выписке из реестра промышленной продукции.

  6. Письмо от 02.12.2020 № 24-03-08/105336.

  7. По состоянию на 21 декабря 2020 г.

  8. Производители котлов вносят их в реестр российской промышленной продукции, т. к. эта продукция попала в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства от 30.04.2020 № 617.

  9. https://gisp.gov.ru/pp719/p/pub/products/.

  10. Ссылка на реестр российской промышленной продукции содержится в ПП РФ № 616, а также в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  11. По этому вопросу необходимы пояснения федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку ПП РФ № 2013.

  12. Позиция автора: должен выполнить 28 %.

  13. По этому вопросу необходимы пояснения федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку постановления № 2013.

  14. Закупка товаров, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

  15. «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  16. «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  17. Соответствующие ограничения установлены Постановлениями Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  18. Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Приборы для частотных измерений» (частотомеры электронно-счетные с верхней частотой диапазона частот менее 37,5 ГГц; преобразователи частоты).

    Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Приборы для наблюдения, измерения и исследования формы сигнала и спектра» [осциллографы цифровые (с верхней частотой полосы пропускания менее 500 МГц); анализаторы спектра (с верхней частотой диапазона частот менее 40 ГГц); анализаторы сигналов].

    Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Приборы для измерения мощности» [ваттметры проходящей мощности (измерение средней мощности в диапазоне частот менее 18 ГГц; измерение импульсной мощности); ваттметры поглощаемой мощности (измерение средней мощности в диапазоне частот менее 18 ГГц; измерение импульсной мощности)].

    Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Приборы для измерения напряженности поля и радиопомех» (антенны измерительные с верхней частотой диапазона частот менее 37,5 ГГц).

    Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Приборы для измерения параметров элементов и трактов с распределенными постоянными» [измерители модуля коэффициентов передачи и отражения (анализаторы цепей скалярные) с верхней частотой диапазона частот менее 37,5 ГГц; измерители комплексных коэффициентов передачи и отражения (анализаторы цепей векторные) с верхней частотой диапазона частот менее 37,5 ГГц].

    Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Приборы для наблюдения характеристик радиоустройств» (измерители характеристик шума с верхней частотой диапазона частот менее 37,5 ГГц).

    Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Аттенюаторы и приборы для измерения ослаблений» (приборы для измерений ослаблений с верхней частотой диапазона частот менее 37,5 ГГц).

    Приборы и аппаратура для телекоммуникаций в части группы средств измерений «Генераторы радиоизмерительные» (генераторы сигналов с верхней частотой диапазона частот менее 37,5 ГГц).

  19. За исключением кода 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», в отношении которого установлен запрет на закупку иностранных товаров Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

  20. По этому вопросу необходимы пояснения федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку ПП РФ № 2014.

  21. В КТРУ включен код 26.60.11.113-00000090 «Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая» и установлены характеристики этой системы.

  22. По поставленным в статье вопросам необходимы пояснения федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку ПП РФ № 2014.

  23. Отметим, что есть и иная позиция. Так, Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края в письме от 21.12.2020 № 45-05-10-2238/20 «О минимальной доле закупок российских товаров» указал, что минимальная обязательная доля закупок российских товаров определена в рамках действующих ограничений допуска товаров, установленных в рамках реализации ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в связи с чем в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке какие-либо сведения в рамках исполнения именно ПП РФ № 2014 в качестве информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров не указываются.

  24. Позиция автора: отдельную квоту по группе выполнять не требуется.

  25. По мнению автора, должен.

  26. Этот вопрос особенно важен, т. к. отчет будет формироваться автоматически путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в ЕИС. И в случае, если заказчик укажет неправильный код ОКПД2, отчет может оказаться недостоверным.

  27. https://regulation.gov.ru/projects?fbclid=IwAR27G85z1omCX9_9dq9QwFV6IJKTnPAm8GFaW-XvM6ZgAPUQlsxuP9oMTL8#npa=112175.

    Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 3.