Новые правила организации деятельности контрактной службы заказчика
27 ноября 2020 г. вступило в силу новое Типовое положение (регламент) о контрактной службе, разработанное Минфином России (приказ от 31.07.2020 № 158н; далее — Приказ № 158н). Приказ не предусматривает никакого переходного периода, поэтому уже сейчас заказчикам необходимо привести свою структуру и документы в соответствие с новыми правилами, а их немало.
Действующее до недавнего времени Типовое положение было утверждено еще в 2013 г. Минэкономразвития России (приказ от 29.10.2013 № 631; далее — Приказ № 631). Именно после его отмены[1] и вступил в силу новый приказ Минфина России.
Ст. 9 Закона № 44-ФЗ устанавливает один из основополагающих принципов контрактной системы — принцип профессионализма заказчика. Так, деятельность заказчика должна осуществляться исключительно на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Как отмечает Конституционный Суд РФ, этот принцип является основным началом деятельности любого заказчика по вопросам назначения, распределения, исполнения обязанностей его работников[2].
Реализуя данный принцип, заказчик обязан определить и уполномочить своих сотрудников на выполнение функций по организации закупок. Заказчик, совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) которого превышает 100 млн руб., должен создать контактную службу. Впрочем, в случае если СГОЗ менее 100 млн руб., заказчик может создать такую службу в добровольном порядке[3].
Плюсы создания контрактной службы (в сравнении с назначением контрактного управляющего):
- возможность разделить полномочия по осуществлению закупок среди нескольких сотрудников, а не концентрировать их у одного человека, как это происходит при назначении контрактного управляющего;
- взаимозаменяемость работников, возможность возложения функций временно отсутствующего сотрудника (болезнь, отпуск, командировка и т. д.) на другого работника контрактной службы;
- объединение в одном составе различных специалистов, выполняющих работу в сфере закупок, а также оптимизация закупочного процесса за счет его ускорения.
При создании контрактной службы заказчик обязан утвердить положение (регламент), разработанное на основании Типового положения (регламента)[4].
Сейчас у заказчика есть два варианта организации контрактной службы[5]:
1) создание отдельного структурного подразделения;
2) утверждение постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (назовем такой вариант создания контрактной службы «виртуальной» контрактной службой).
Ранее такие же варианты были и в «старом» Типовом положении. Однако сейчас кардинально изменились требования к руководителю контрактной службы. Так, согласно п. 2.3 нового Типового положения руководитель любой контрактной службы назначается на должность приказом руководителя заказчика, уполномоченного лица, исполняющего его обязанности, либо уполномоченного руководителем лица. То есть с 27 ноября исключили действовавшее ранее особое требование к руководителю «виртуальной» контрактной службы о замещении им должности не ниже заместителя руководителя заказчика[6]. Фактически сейчас руководителем контрактной службы, даже «виртуальной», может быть назначен как заместитель руководителя, так и любой рядовой работник заказчика (экономист, главный специалист, консультант, бухгалтер и пр.).
Безусловно данную поправку нельзя назвать удачной. Руководство заказчиков (руководитель, заместители руководителя) и так не всегда охотно вникает в вопросы закупок, стремясь переложить всю ответственность на своих работников. Сейчас же есть совершенно законные основания именно так и поступить. В состав «виртуальной» контрактной службы могут входить работники, относящиеся к совершенно разным категориям должностей. И будет не совсем корректно руководителем контрактной службы, в состав которой включены, например, начальники отделов и заместитель руководителя заказчика, назначить специалиста отдела.
Между тем нельзя забывать и о положительном моменте. Так, ранее заказчики, у которых в штатном расписании не была предусмотрена должность заместителя руководителя, а сам руководитель не хотел брать на себя руководство контрактной службой, не могли создавать «виртуальную» контрактную службу. Теперь же препятствий для создания контрактной службы в этом варианте нет.
Минимальная численность любой контрактной службы — два человека (п. 2.2 нового Типового положения). Максимальная численность контрактной службы не ограничена. Структура и штатная численность определяются руководителем заказчика.
Все работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок[7].
Относительно образования работников контрактной службы до сих пор существуют неоднозначные подходы. Так, еще в 2016 и 2017 гг. Минэкономразвития России разъясняло, что являться работником контрактной службы может лицо без высшего профильного образования в сфере закупок, но в этом случае специалист обязательно должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок[8]. Однако уже в 2020 г. Минфин России предложил другую альтернативную трактовку требований к образованию работников контрактной службы: «работник контрактной службы <…> должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок»[9].
Полагаем, что к разъяснениям Минфина России следует относиться с осторожностью. Помимо требований ст. 9 и 38 Закона № 44-ФЗ, необходимо учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок. Так, например, профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»[10] требует наличия у работника контрактной службы не только любого среднего профессионального образования или высшего образования, но и дополнительного профессионального образования в сфере закупок. При этом если высшего образования (любой направленности) у специалиста нет, то дополнительное профессиональное образование должно быть получено работником как в форме профессиональной переподготовки, так и в форме повышения квалификации.
Напомним, что повышение квалификации реализуется по образовательным программам объемом не менее 16 часов, а профессиональная переподготовка — не менее 250 часов[11], для государственных гражданских служащих РФ количество часов увеличивается до 500[12].
Обратите внимание, что отдать на аутсорсинг работу по Закону № 44-ФЗ не получится — работниками контрактной службы могут быть только лица из числа сотрудников заказчика. Привлечь к работе контрактной службы специалиста, работающего у заказчика по договору гражданско-правового характера, также нельзя[13].
Функционал контрактной службы установлен в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, а также в разделе III Типового положения:
1) разрабатывает план-график, осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график, размещает в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
2) осуществляет подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
3) обеспечивает осуществление закупок, в т. ч. заключение контрактов;
4) участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
5) организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
Далее разберем, какие изменения произошли в функционале контрактной службы. Функционал контрактной службы не только привели в соответствие с действующей редакцией Закона № 44-ФЗ, но и значительно скорректировали. Все функции объединили в пять разделов:
- Планирование закупок (пункт 3.1).
- Определение поставщика (исполнителя, подрядчика) (пункт 3.2).
- Заключение контракта (пункт 3.3).
- Исполнение, изменение, расторжение контракта (пункт 3.4).
- Иные функции, полномочия (пункт 3.5).
Из ключевых изменений:
Из этапа планирования закупок исключили этап организации утверждения плана-графика: контрактная служба только разрабатывает план-график и размещает его в ЕИС. Утверждается же план посредством подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика[14].
Сейчас контрактная служба должна отвечать за подготовку актов о нормировании закупок[15] (ранее работники контрактной службы только принимали участие в этом процессе).
Теперь контрактная служба осуществляет описание объекта закупки, т. е. самостоятельно разрабатывает техническое задание[16] (по старому типовому положению контрактная служба лишь организовывала этот процесс и осуществляла подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, за исключением описания объекта закупки).
Если такое описание делают работники ведомственных подразделений заказчика по своему профилю, как обычно это происходит у большинства заказчиков в настоящее время, то их необходимо будет включить в состав контрактной службы. Если же расширять численность контрактной службы заказчик не планирует, то указанный функционал необходимо возложить на существующих работников контрактной службы.
Из функционала контрактной службы исключили проверку соответствия участника закупки требованиям ст. 31 Закона № 44-ФЗ[17]. Но при этом именно контрактная служба осуществляет оформление и размещение в ЕИС протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)[18].
Подробно расписан этап заключения контракта. Контрактная служба осуществляет весь процесс заключения контракта, включая рассмотрение протокола разногласий и банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта[19], направление сведений для включения в реестр контрактов[20] (ранее контрактная служба только организовывала этот процесс).
На этапе исполнения контракта контрактная служба обеспечивает исполнение условий контракта, в т. ч. в части выплаты аванса[21], обеспечивает приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (т. е. только организует этот процесс). Но при этом именно контрактная служба осуществляет оформление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, выполнения работы, оказания услуги[22].
Сейчас контрактная служба должна обеспечивать процесс одностороннего расторжения контракта, направлять сведения об исполнении, изменении контрактов в реестр контрактов, направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков[23] (ранее либо не было таких функций, либо контрактная служба только организовывала этот процесс).
Контрактная служба должна осуществлять хранение документов о закупках, но только в отношении «бумажных» закупок и закрытых процедур[24].
Сейчас контрактная служба участвует в рассмотрении жалоб не только на действия заказчика, но и на действия комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки[25].
При осуществлении своей деятельности контрактная служба взаимодействует с другими подразделениями (службами) заказчика[26]. Но в новом порядке исключили требование о необходимости разрабатывать порядок такого взаимодействия, а также порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий.
Можно ли на контрактную службу возлагать иные полномочия, которых нет в Типовом положении? Полагаем, что да. Так, согласно ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законом. Например, дополнительно на контрактную службу можно возложить организацию регистрации работников заказчика в ЕИС и на электронных площадках, организацию получения электронных подписей на работников заказчика, размещение информации в Электронном бюджете, в региональных (муниципальных) информационных системах, взаимодействие с уполномоченным органом (уполномоченным учреждением), иные функции, исходя из специфики деятельности конкретного заказчика.
Обратите внимание, что часть функций контрактной службы носит организационный характер — контрактная служба организует или обеспечивает определенный процесс (т. е. непосредственное выполнение функций может быть закреплено за иными подразделениями (службами) заказчика, например проведение приемки результатов контракта). Но часть функций входит в непосредственные обязанности работников контрактной службы: контрактная служба самостоятельно совершает необходимые действия, функции нельзя возложить на иных сотрудников заказчика, не являющихся работниками контрактной службы (например, нельзя исключить из полномочий контрактной службы работу по подготовке обоснования НМЦК, разработку технического задания, подготовку протоколов заседаний комиссии и т. п.).
Что делать заказчику, если в какой-то момент Типовое положение о контрактной службе «отстанет» от очередной версии Закона № 44-ФЗ? По мнению Минфина России, в этом нет ничего страшного и в случае возможного несоответствия Типового положения Закону № 44-ФЗ заказчикам при разработке положения о контрактной службе необходимо руководствоваться Законом № 44-ФЗ в актуальной редакции[27]
Что необходимо сделать заказчику в связи с принятием нового Типового положения?
Во-первых, при необходимости, переназначить руководителя контрактной службы.
Во-вторых, решить вопрос с организацией процесса подготовки описания объекта закупки (технического задания).
В-третьих, органам власти и муниципальным органам необходимо включить в состав своей контрактной службы работников, отвечающих сейчас за нормирование закупок у заказчика.
В-четвертых, скорректировать свое положение о контрактной службе, пересмотреть функционал контрактной службы.
В-пятых, внести необходимые изменения в должностные инструкции работников контрактной службы.
- Приказ Минэкономразвития России от 20.08.2020 № 547. ↑
- Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 601-О. ↑
- Ст. 38 Закона № 44-ФЗ. ↑
- Ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. ↑
- П. 2.1 Типового положения, утвержденного Приказом № 158н. ↑
- П. 9 старого Типового положения, утвержденного Приказом № 631. ↑
- Ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, п. 2.5 нового Типового положения. ↑
- Письма Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-345, от 26.01.2017 № Д28и-32, от 21.03.2017 № Д28и-1222. ↑
- Письмо Минфина России от 27.08.2020 № 24-01-06/75331. ↑
- Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. ↑
- П. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». ↑
- П. 11 Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 21.02.2019 № 68. ↑
- Письма Минфина России от 22.07.2020 № 24-01-08/63845, от 06.07.2020 № 24-01-08/58085. ↑
- П. 3 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279. ↑
- П. 3.1.4 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.2.2.2 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.2.6 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.2.5 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.3.2 и 3.3.3 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.3.9 и 3.4.5 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.4.2 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.4.3.3 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.4.5, 3.4.7, 3.5.1 «нового» Типового положения. ↑
- П. 3.3.7 нового Типового положения. Сроки хранения документов установлены приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». ↑
- П. 3.5.3 нового Типового положения. ↑
- П. 1.3 нового Типового положения. ↑
- Письмо Минфина России от 20.08.2018 № 24-03-07/58931. ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 1.