О закупках услуг по проведению специальной оценки условий труда
По общему правилу, не реже чем один раз в пять лет работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда (далее — СОУТ) на рабочем месте. Это следует из ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ).
СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Если работодатель является заказчиком, обязанным руководствоваться в своей хозяйственной деятельности Законом № 44-ФЗ, то у такого работодателя возникает необходимость в осуществлении закупки услуг по проведению СОУТ в соответствии с указанным законом. Особенностям осуществления таких закупок и посвящается настоящая статья.
Содержание СОУТ и общие требования к закупке таких услуг
Следуя определению из ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ, СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Иными словами, СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, после чего принимают решение о том, насколько такие показатели соответствуют установленным нормативам (классам).
Рассматриваемая услуга имеет код ОКПД2 71.20.19.130 «Услуги по оценке условий труда». Позиций КТРУ, соответствующих указанному коду, на момент написания данной статьи не обнаружено. Следовательно, в силу п. 7 Правил использования КТРУ[1] описание объекта закупки в этом случае осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ. В таком описании необходимо отразить:
- сроки проведения услуги;
- количество рабочих мест, подлежащих оценке;
- место оказания услуги;
- нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения СОУТ: Закон № 426-ФЗ, приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н[2] и др.;
- требования к результату услуги.
Организация, проводящая СОУТ, должна составить отчет о ее проведении, в который включаются результаты СОУТ в соответствии со ст. 15 Закона № 426-ФЗ. Сведения о результатах проведения СОУТ подлежат передаче в информационную систему учета организацией, проводящей оценку.
Пример технического задания приводится в типовом контракте на оказание услуг по проведению СОУТ[3]. В 2022 году указанный типовой контракт подлежит применению в части, не противоречащей актуальной редакции Закона № 44-ФЗ, до утверждения Правительством РФ в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ новых типовых условий контрактов[4] на проведение СОУТ (в настоящее время не утверждены). В частности, подлежат корректировке условия типового контракта о сроке оплаты результатов исполнения контракта, порядке оформления документов о приемке (с учетом обязательности электронного актирования).
При заключении контракта на проведение СОУТ в соответствии с п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ применение типового контракта является правом, а не обязанностью заказчика (см. ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Самое сложное при закупке услуг по проведению СОУТ — это установление в извещении о закупке требований к организации, оказывающей такие услуги. Остановимся на этом аспекте закупки подробнее.
Требования к организациям, осуществляющим СОУТ, и требования к участникам закупки, предъявляемые на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ
В силу ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать следующим требованиям:
1) в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение СОУТ;
2) в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в т. ч. не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из следующих специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
3) наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра), областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п. 1–11 и 15–23 ч. 3 ст. 13 Закона № 426-ФЗ, с учетом требований, установленных ч. 4 ст. 12 указанного закона.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599[5] (далее — ПП РФ № 599). Указанное постановление также определяет правила регистрации организаций, проводящих СОУТ, в реестре таких организаций, порядок приостановления и прекращения деятельности по проведению СОУТ, а также порядок формирования и ведения реестра организаций, проводящих СОУТ[6] (далее — реестр).
Согласно п. 5 Правил, утвержденных ПП РФ № 599, регистрации в реестре подлежат организации, соответствующие требованиям Закона № 426-ФЗ и представившие в Минтруд России заявление о регистрации в реестре. В таком заявлении отражаются в т. ч. сведения о фактическом соответствии организации-претендента вышеизложенным требованиям ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ (о наличии в штате организации не менее 5 экспертов, наличии аккредитованной лаборатории и т. д.). По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации.
Таким образом, чтобы Минтруд России внес организацию в реестр организаций, проводящих СОУТ, такая организация уже должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ.
Выборочный анализ размещенных в ЕИС закупок на оказание услуг по проведению СОУТ показывает, что различные заказчики устанавливают требования к участникам таких закупок абсолютно по-разному:
- ограничиваются дословным воспроизведением положений ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ;
- требуют предоставить в составе заявки некий абстрактный «документ, подтверждающий наличие участника в реестре организаций, проводящих СОУТ»;
- уточняют, что должна быть предоставлена копия уведомления Минтруда России о включении в реестр организаций, проводящих СОУТ (по виду услуг в области охраны труда: «Специальная оценка условий труда»);
- требуют предоставления еще и действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории, областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п. 1–11 и 15–23 ч. 3 ст. 13 Закона № 426-ФЗ;
- вообще не предъявляют никаких требований в рамках п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Как показывает анализ правоприменительной практики, контрольные органы считают необходимым и достаточным требование о регистрации участника закупки в реестре организаций, проводящих СОУТ, с предоставлением документа, подтверждающего наличие такой регистрации.
Пример
Со ссылкой на положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ заказчик потребовал от участников закупки предоставления в состав заявки копий документов, подтверждающих:
- наличие аккредитации испытательной лаборатории;
- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение СОУТ;
- наличие в организации не менее 5 экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в т. ч. не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Кроме того, требовалось предоставить копию уведомления о включении участника закупки в реестр организаций, оказывающих услуги в проведении СОУТ.
Заявка участника была отклонена ввиду непредставления документов и информации о наличии в организации не менее 5 экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в т. ч. не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям
Вывод УФАС: поскольку включение организации в реестр организаций, проводящих СОУТ, осуществляется на основании предоставления в т. ч. документов, указанных в п. 5 Правил, утвержденных ПП РФ № 599, в числе которых содержится также сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, установленные заказчиком требования к перечню предоставляемых в составе заявки документов являются излишними[7]. Единственным необходимым документом, подтверждающим соответствие организации требованиям Закона № 426-ФЗ, является уведомление Минтруда России о регистрации организации в реестре организаций, проводящих СОУТ.
Предоставление участником закупки вместо запрошенного заказчиком уведомления о регистрации в реестре каких-либо иных документов дает комиссии заказчика основание для отклонения заявки.
Пример
Заказчик потребовал, чтобы участник закупки был допущен к деятельности по проведению СОУТ, в подтверждение чего в составе заявки должна была предоставляться копия уведомления Минтруда России. Вместо этого участник закупки представил в составе заявки выписку из реестра организаций, проводящих СОУТ.
Вывод УФАС: участник закупки не предоставил в составе заявки необходимое уведомление, вследствие чего его заявка была правомерно отклонена[8].
Но насколько верным будет утверждать, что участники закупки услуг по проведению СОУТ обязаны предоставлять в составе заявке именно копию уведомления Минтруда России о том, что участник закупки допущен к деятельности по проведению СОУТ? По мнению автора, при закупке услуг по проведению СОУТ в извещении о закупке достаточно установить требование о наличии сведений об участниках закупки в реестре организаций, проводящих СОУТ. Предоставление каких-либо документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанному требованию, является излишним, т. к. единственным необходимым подтверждением допуска организации к осуществлению деятельности по проведению СОУТ является запись в реестре Минтруда России, а комиссия заказчика может (и должна) проверить этот факт самостоятельно.
Организация считается допущенной к деятельности по проведению СОУТ с даты принятия Минтрудом России решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась (п. 2 Правил, утвержденных ПП РФ № 599). Минтруд России направляет соответствующее уведомление организации в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа. Параллельно в реестр вносится запись о регистрации организации либо о приостановлении/возобновлении/прекращении ее деятельности.
Поскольку на доставку письма адресату требуется время, то неизвестно, какое событие наступит ранее — получение адресатом письма с соответствующим уведомлением либо внесение соответствующей записи в реестр. Реестр же является общедоступным источником информации, из которого комиссия заказчика может получить всю необходимую информацию о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Отметим также, что ПП РФ № 599 утрачивает силу с 1 сентября 2022 г. в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2332[9], которое прямо предусматривает, что подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению СОУТ является запись в реестре (см. п. 12 Порядка, утвержденного указанным постановлением). Вышеизложенная позиция автора согласуется с данной нормой.
Если в момент рассмотрения заявки в реестре обнаружится запись о приостановлении либо о прекращении деятельности участника закупки в качестве организации, проводящей СОУТ, то заявка такого участника будет подлежать отклонению в связи с его несоответствием требованиям, установленным в извещении о закупке в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Отдельно стоит отметить неправомерность требования о предоставлении в составе заявки копии аттестата аккредитации испытательной лаборатории. В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) является документом, формируемым в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющим аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования. Росаккредитация прекратила с 30 июля 2018 г. выдачу аттестатов аккредитации на бумажном носителе (дубликатов аттестата аккредитации).
На неправомерность требования о предоставлении аттестата аккредитации указывает и правоприменительная практика.
Пример
На основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закон № 426-ФЗ заказчик потребовал от участников закупки предоставления в составе заявки копии аттестата аккредитации испытательной лаборатории.
Правовая оценка УФАС: в настоящее время подтверждением аккредитации испытательной лаборатории является запись в реестре аккредитованных лиц, при этом выдача аттестата аккредитации на бумажном носителе не осуществляется[10].
***
Автор надеется, что представленный в статье материал будет полезен специалистам в сфере закупок при подготовке закупки, предметом которой является проведение СОУТ.
-
Утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. ↑
-
«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». ↑
-
Утв. приказом Минтруда России от 24.12.2018 № 834н. ↑
-
См. ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ. ↑
-
«О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда». ↑
-
Указанный реестр находится в свободном доступе на сайте http://akot.rosmintrud.ru ↑
-
Решение Татарстанского УФАС России от 06.07.2020 (изв. № 0711200000320000019). ↑
-
Решение Якутского УФАС России от 21.05.2021 по делу № 014/06/59-899/2021. ↑
-
«О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда». ↑
-
Решение Московского УФАС России от 26.05.2020 по делу № 077/06/57-8843/2020. ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 6.