Требования к исполнителям услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» — с этих слов начинается Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее Закон — № 124-ФЗ).
Заказчики, осуществляющие закупки услуг для несовершеннолетних, должны осознавать всю полноту возложенной на них ответственности. Такие закупки должны производиться с особой тщательностью и вниманием, и допускать к участию в них следует лишь таких исполнителей, которые соответствуют законодательно установленным требованиям. Изучение этих требований, а также анализ практики их применения и составляют предмет настоящей статьи.
Нахождение участника закупки в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления
Чтобы понять, какие требования должны устанавливаться в извещении о закупке в отношении участников, оказывающих услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению, обратимся к ч. 2.1 ст. 12 Закона № 124-ФЗ. В силу указанной нормы организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Давайте обратимся к практике применения данной нормы при осуществлении закупок.
Пример
Заказчик объявил конкурс на оказание услуг по организации отдыха детей в санаториях и санаторных оздоровительных лагерях в учебное время. При этом со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, ч. 2.1 ст. 12 и ч. 5 ст. 12.2 Закона № 124-ФЗ к участникам закупки предъявлялось требование о наличии сведений о них в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления.
Контрольный орган признал установленное требование правомерным[1].
Таким образом, при закупке услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в извещение о закупке включается требование о нахождении участника закупки в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления. Соответственно, указание на необходимость нахождения исполнителя в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления будет правомерным и в проекте контракта.
Наличие лицензии на медицинскую деятельность
Нужна ли лицензия на медицинскую деятельность участникам закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления? Это не такой простой вопрос, как может показаться. Рассмотрим пример из правоприменительной практики, который хорошо поясняет, в чем могут заключаться затруднения.
Пример
Заказчиком было объявлено пять[2] закупок на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Смоленской области. От участников закупок требовалось не только наличие в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, но и наличие лицензии на медицинскую деятельность (допускалось также предоставление копии договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию). В этой части установленные заказчиком требования были обжалованы.
Позиция заказчика: в Смоленской области действует Порядок приобретения, распределения и предоставления путевок в организации отдыха детей и их оздоровления детям, проживающим на территории данного субъекта РФ[3]. Указанный Порядок предусматривает направление детей, в организации отдыха детей и их оздоровления на основании путевок, которые бывают следующих видов:
1) санаторные путевки — в санатории, санатории-профилактории, расположенные на территории РФ, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности (далее — оздоровительные организации санаторного типа);
2) оздоровительные путевки — в организации отдыха детей и их оздоровления сезонного и круглогодичного действия, расположенные на территории РФ и Республики Беларусь;
3) путевки для детей-инвалидов с сопровождением — в оздоровительные организации санаторного типа.
Позиция УФАС: примененная заказчиком позиция КТРУ 55.90.19.000 «услуги по предоставлению временного жилья прочие, не включенные в другие группировки» не требует наличия у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность, т. к. законодателем уже определена возможность участия в таких закупках исключительно лиц, включенных в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, имеющих либо собственную лицензию на медицинскую деятельность, либо договор об оказании медицинской помощи, заключенный между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией. Таким образом, требование о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность является излишним[4].
Однако в дальнейшем заказчик оспорил решение антимонопольного органа, т. к. последний не учел, что в трех конкурсах закупались оздоровительные путевки, а в двух других — санаторные.
Правовая оценка суда: установив требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность при закупке оздоровительных путевок, заказчик действительно необоснованно ограничил количество участников оспариваемых закупок[5]. Однако в двух закупках из трех[6] участниками, имеющими право оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей, могут быть исключительно санатории-профилактории, т. к. предметом этих двух закупок является приобретение санаторных путевок. В силу положений ст. 15 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» данный вид деятельности требует наличия собственной лицензии на оказание медицинских услуг у организации-претендента[7].
Таким образом, требование о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность будет излишним только в том случае, если одновременно:
а) устанавливалось требование о нахождении участников закупки в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления;
б) действующее законодательство не требует наличия у лица, оказывающего услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению, собственной лицензии на оказание медицинских услуг.
В иных случаях заказчикам необходимо требовать предоставления участниками закупки выписки из соответствующего реестра лицензий[8].
Обязательный медицинский осмотр и наличие сведений о судимости сотрудников исполнителя
Не менее важны требования, предъявляемые к лицам, которые будут непосредственными исполнителями услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Так, ст. 351.1 ТК РФ накладывает ряд ограничений на лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. К такой деятельности не допускаются лица, указанные в абз. 3 и 4 ст. 331 ТК РФ, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение следующих преступлений:
- против жизни и здоровья (ст. 105–125, гл. 16 УК РФ);
- против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы) (ст. 126–127.1, гл. 17 УК РФ);
- против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131–135, гл. 18 УК РФ);
- против семьи и несовершеннолетних (ст. 150–157, гл. 20 УК РФ);
- против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228–245, гл. 25 УК РФ);
- против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275–284.1, гл. 29 УК РФ);
- против мира и безопасности человечества (ст. 353–361, гл. 34 УК РФ);
- против общественной безопасности (ст. 205–227, гл. 24 УК РФ).
Ограничения касаются также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за иные, не указанные выше умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Кроме того, работодатель обязан отстранять от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за вышеуказанные преступления. Работник отстраняется (не допускается к работе) на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда[9].
Далее, в силу ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей обязаны проходить обязательные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Вопрос заключается в следующем: нужно ли устанавливать вышеуказанные требования в проекте контракта?
На основании ст. 12.1 Закона № 124-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в данном случае это Минобрнауки России) разработаны примерные положения об организациях отдыха детей и их оздоровления[10]. Указанными положениями предусмотрено, что к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления допускаются лица, не имеющие установленных законодательством РФ ограничений на занятие соответствующей трудовой деятельностью, а также работники, прошедшие обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Аналогичные требования содержатся в п. 4.9.3.5 ГОСТ Р 52887-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления» (далее — ГОСТ Р 52887-2018).
Таким образом, при закупке услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению нет необходимости устанавливать в проекте контракта:
- требование о наличии у лиц, непосредственно контактирующих с несовершеннолетними, справки об отсутствии у них судимости;
- о предоставлении документов, подтверждающих прохождение обязательного медицинского осмотра.
Само по себе нахождение участника закупки в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления является гарантией того, что персонал участника закупки не имеет никаких законодательных ограничений для работы с несовершеннолетними, в т. ч. накладываемых трудовым законодательством или законодательством в области охраны здоровья граждан. Соответствующий контроль за деятельностью таких организаций возложен на уполномоченные органы и к компетенции заказчика не относится.
Перевозка детей при оказании услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению
Согласно п. 5.10 ГОСТ Р 52887-2018 при оказании услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению транспортные услуги предоставляются в следующем составе и формах:
- обеспечение транспортных перевозок детей (при необходимости) к местам отдыха и обратно;
- обеспечение транспортных перевозок детей на экскурсии, в туристические походы и другие проводимые организацией отдыха детей и их оздоровления мероприятия в сопровождении работников организации отдыха и оздоровления.
Обязан ли заказчик включать указанные услуги в описание объекта закупки? Практика показывает, что каждый заказчик волен самостоятельно принимать решение по этому вопросу, сообразуясь со своими потребностями.
Пример
Довод жалобы: при закупке услуг по организации отдыха и оздоровления детей заказчик не предусмотрел возможность предоставления транспортных услуг для перевозки детей к месту отдыха, что не соответствует ГОСТ Р 52887-2018.
Правовая оценка УФАС: из раздела 5.10 ГОСТ Р 52887-2018 следует, что транспортные перевозки детей к местам отдыха и обратно осуществляются при необходимости. Следовательно, условие об обеспечении транспортных перевозок детей в соответствии с вышеуказанным национальным стандартом является факультативным и может применяться или не применяться заказчиком в зависимости от определяемой им потребности в таких услугах. В связи с изложенным нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика не усматривается[11].
Таким образом, заказчик должен самостоятельно решать вопрос о необходимости оказания транспортных услуг, исходя из собственных потребностей.
Если в рамках закупки услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению необходимо организовать также и перевозку детей автобусами, то возникает вопрос: нужна ли участниками закупки собственная лицензия на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами? Ведь согласно п. 24 ч. ст. 12 Закона № 99-ФЗ указанная деятельность является лицензируемой!
Практика показывает, что в случае, когда контракт не предусматривает возможность привлечения субподрядчиков, участник закупки должен лично обладать необходимой лицензией.
Пример
При закупке услуг по организации отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста в санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях заказчик не устанавливал требование о наличии и будущего исполнителя контракта лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами.
Вывод контрольного органа: непосредственный исполнитель по контракту, оказывающий услуги по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, должен иметь действующую лицензию на оказание таких услуг на основании п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ. При этом заказчиком не предусмотрена возможность исполнения контракта посредством привлечения субподрядных организаций. Следовательно, неустановление заказчиком требования о наличии у исполнителя по контракту лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами нарушает требования действующего законодательства[12].
В то же время автор считает целесообразным предусматривать в проекте контракта возможность привлечения субподрядных организаций, имеющих соответствующую лицензию. Требование о наличии у участника закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению собственной лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами может быть признано неправомерным, т. к. объектом закупки в рассматриваемом случае является все-таки именно отдых и оздоровление детей.
Данный вывод основывается на следующей известной позиции Верховного Суда РФ[13]: «если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности».
Дополнительные требования к участникам
В ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ закреплено право Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. К участникам закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровления такие требования предусмотрены п. 35 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571[14] (далее — ПП РФ № 2571).
Дополнительное требование в данном случае состоит в необходимости наличия у участников закупки опыта исполнения контракта/договора на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК проводимой закупки.
Дополнительные требования могут не устанавливаться заказчиком в случае, если при осуществлении закупки НМЦК не превышает 500 тыс. руб.[15] Но, такие требования становятся обязательными если НМЦК закупки будет превышать 500 тыс. руб. При этом дополнительные требования должны будут применяться при осуществлении любой конкурентной закупки, будь то электронный аукцион или электронный запрос котировок[16].
В качестве подтверждения дополнительным требованиям участник закупки обязан представить:
1) контракт, заключенный и исполненный в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, или договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом № 223-ФЗ[17];
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
При этом исполнителем должны быть выполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае их начисления)[18].
Опытом исполнения договора, также будет считается опыт исполнения контракта, исполненного участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой оказанных услуг будет считаться сумма цен услуг, оказанных по такому контракту[19].
Более подробно порядок применения дополнительных требований к участникам закупок, предусмотренных ПП РФ № 2571, разбирался в предыдущем выпуске журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ[20].
***
Автор надеется, что приведенный в настоящей статье материал будет полезен заказчикам и поможет корректно провести закупку услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
-
Решение Свердловского УФАС России от 13.05.2021 № 066/06/99-1652/2021. Минфин России также высказывался о правомерности данного требования: см. письмо от 13.03.2020 № 24-05-08/19307. ↑
-
Реестровые номера извещений в ЕИС: 0163200000321000108; 0163200000321000109; 0163200000321000152; 0163200000321000154; 0163200000321000155. ↑
-
Утв. постановлением Администрации Смоленской области от 13.04.2018 № 192 «Об утверждении порядка приобретения, распределения и предоставления путевок в организации отдыха детей и их оздоровления детям, указанным в пунктах 2–4 части 2 статьи 7 Областного закона „Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Смоленской области“». ↑
-
Решение Смоленского УФАС России от 19.02.2021 по делу № 067/06/31-30/2021. ↑
-
Реестровые номера извещений в ЕИС: 0163200000321000109; 0163200000321000154; 0163200000321000155. ↑
-
Реестровые номера извещений в ЕИС: 0163200000321000108; 0163200000321000155. ↑
-
Постановление Двадцатого ААС от 10.09.2021 по делу № А62-1725/2021. ↑
-
При этом следует учитывать изменения, произошедшие в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 99-ФЗ), а также подп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, согласно которым с 1 января 2022 г. сведения о наличии лицензии необходимо подтверждать только выпиской из реестра лицензий, а не копией документа, оформленного на бумажном носителе, как это было возможно ранее. ↑
-
Абз. 2 ст. 351.1 ТК РФ. ↑
-
Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления». ↑
-
См. решение Свердловского УФАС России от 27.04.2021 № 066/06/99-1548/2021. ↑
-
См. решение Свердловского УФАС России от 19.06.2019 по жалобе № 066/06/54.3-1353/2019. ↑
-
П. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). ↑
-
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». ↑
-
Абз. 8 подп. «а» п. 3 ПП РФ № 2571. ↑
-
Абз. 1 подп. «а» п. 3 ПП РФ № 2571, ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ. ↑
-
Абз. 5 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. ↑
-
Абз. 6 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. ↑
-
Абз. 13 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. ↑
-
Хидиров Г. А, Гурин О. Ю. Как изменились дополнительные требования к участникам закупок с 1 января 2022 года // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2022. № 1. ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 3.