ООО, от которого поступила заявка на участие в нашей закупке, декларирует свое соответствие критериям, предусмотренным ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ. Как проверить, обладает ли учредитель данной организации статусом общероссийской общественной организации инвалидов?

																					

Ответ

Согласно ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ преимущества предоставляются:

  • общероссийским общественным организациям инвалидов (в т. ч. созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80 %;
  • организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 %.

ФАС России сформулировала позицию, согласно которой преимущества, предусмотренные ст. 29 Закона № 44-ФЗ, не предоставляются региональным (местным) общественным объединениям, созданным в качестве структурных подразделений общероссийской общественной организации инвалидов.

Извлечение

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Региональные (местные) общественные объединения, созданные в качестве структурных подразделений общероссийского общественного объединения, осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ (в пределах территории органа местного самоуправления) и общероссийским статусом в силу положений ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не обладают.

Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в т. ч. общественной организации), преимущества, установленные ст. 29 Закона № 44-ФЗ, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные.

Таким образом, преимущества, предоставляемые в соответствии со ст. 29 и ч. 3 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, в отношении иных организаций не предоставляются[1].

Что касается методологии проверки фактического соответствия участника закупки требованиям ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, то она была предложена в письме ФАС России от 28.03.2018 № ИА/21098/18.

Извлечение

Если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет в т. ч. информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, выписке из ЕГРЮЛ, в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в ст. 29 Закона № 44-ФЗ.

В случае обнаружения аукционной комиссией в представленных в составе заявки документах недостоверной информации, в т. ч. информации о том, что участник закупки исходя из представленных документов не соответствует критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, но при этом продекларировал свое соответствие таким критериям, заявка такого участника закупки подлежит отклонению.

В настоящее время Закон № 44-ФЗ не предусматривает изучение заказчиком учредительных документов участника закупки — юридического лица, однако анализ выписки из ЕГРЮЛ по-прежнему возможен. Как следует из представленной вместе с вашим вопросом выписки из ЕГРЮЛ, учредителем ООО является региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество интеграции и адаптации инвалидов». Если следовать позиции ФАС и Минфина России, заявка участника закупки должна быть отклонена по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в связи с выявлением в ней недостоверной декларации о принадлежности к организации инвалидов, предусмотренной ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ. Как показывает анализ правоприменительной практики, антимонопольные органы признают такие отклонения правомерными[2].

Вместе с тем суды чаще всего считают, что региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов является структурным подразделением последней и в этом качестве имеет полное право на преимущества, предусмотренные ст. 29 Закона № 44-ФЗ.

Пример правовой оценки

В соответствии с Уставом общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее — ВОИ), территориальная сфера деятельности ВОИ — общероссийская. Структурные подразделения ВОИ — региональные и местные организации ВОИ — осуществляют свою деятельность в субъектах РФ в соответствии с законодательством РФ на основании Устава ВОИ и собственных уставов.

Тюменская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее — ТОРО ООО «ВОИ») является структурным подразделением ВОИ, действует на территории Тюменской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, Уставом ВОИ и своим собственным Уставом.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что ТОРО ООО «ВОИ» является структурным подразделением ВОИ. Следовательно, на ООО «Благомед», учредителем которого выступает ТОРО ООО «ВОИ», распространяется действие ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ[3].

Соответственно, если опираться на судебную практику, участнику закупки следует предоставить преимущества, предусмотренные ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ.

Если суд посчитает отказ заказчика от предоставления ценовой преференции неправомерным, организация инвалидов сможет заявить иск о взыскании убытков.

Пример

Победителем электронного аукциона стало ООО «ОГИС ТРЕЙД», единственным учредителем которого является Сергиево-Посадская районная организация Московской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее — ВОИ). Заказчик посчитал, что ООО «ОГИС ТРЕЙД» не имеет права на получение преимуществ, предусмотренных ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, поскольку его учредителем является районное подразделение областной организации инвалидов, а не общероссийская организация инвалидов.

В дальнейшем ООО «ОГИС ТРЕЙД» успешно взыскало с заказчика убытки в связи с непредоставлением преференций по государственному контракту в размере 1 011 490 руб.

Аргументация суда: в ст. 17 Устава ООО ВОИ закреплено, что структурными подразделениями ВОИ являются региональные и местные организации ВОИ. Структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Структурные подразделения (региональные и местные) являются неотъемлемой частью структуры ВОИ (его территориальными подразделениями), благодаря которой ВОИ и обретает статус общероссийской общественной организации инвалидов. Таким образом, Сергиево-Посадская районная организация Московской областной организации ВОИ является структурным подразделением ВОИ и имеет право на получение преимуществ, предусмотренных ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ[4].

  1. Письмо ФАС России от 10.07.2024 № МШ/60841/24. Аналогичные доводы приводились ранее в письмах Минфина России от 03.07.2020 № 24-05-07/57496, от 14.02.2018 № 24-01-07/9059, от 16.05.2017 № 24-03-07/29544, от 07.09.2020 № 24-05-07/78250.
  2. См. решения Московского УФАС России от 21.03.2024 по делу № 077/06/106-3595/2024 (изв. № 0373200407024000001), Пермского УФАС России от 06.05.2024 по закупке № 1056500002924000032, Брянского УФАС России от 16.04.2024 по делу № 032/06/106-333/2024 (изв. № 0227100000824000081).
  3. Постановление АС Дальневосточного округа от 14.12.2023 по делу № А51-4179/2023. Суд сослался на выводы, изложенные в определении Верховного Суда РФ от 18.09.2019 № 307-ЭС19-15772 по делу № А44-8183/2018.
  4. Постановление Шестнадцатого ААС от 06.03.2023 по делу № А18-985/2022. Аналогично постановление Девятнадцатого ААС от 27.12.2022 по делу № А14-8162/2022.
  5. Постановление Восьмого ААС от 18.06.2024 по делу № А75-25269/2023.