Основания внесения изменений в контракт в сфере строительства
Закон № 44-ФЗ предусматривает, пожалуй, наибольшее количество оснований для внесения изменений в контракт в сфере строительства. Под таким контрактом в рамках данной статьи будут пониматься не только контракты, предметом которых выступает непосредственно новое строительство, но также контракты, предметом которых является реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, а также проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Все предусмотренные Законом № 44-ФЗ основания для внесения изменений в вышеуказанные контракты условно можно разделить на две группы: «общие» и «специальные». Общие основания для внесения изменения в контракт могут быть применены не только к контрактам в сфере строительства, но и к любым другим контрактам (например, к контрактам на поставку товаров, выполнение иных работ, оказание услуг). Специальные основания применимы исключительно к контрактам в сфере строительства.
К общим основаниям внесения изменений контракт в сфере строительства, например, относятся: изменение цены контракта в сторону уменьшения при сохранении первоначально предусмотренного контрактом объема работ (п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ); изменение цены по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 2–4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) и другие. В рамках данной статьи мы не будем рассматривать такие основания, за исключением одного. Оно предусмотрено ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ и было принято в качестве специальной антикризисной меры в условиях возложения на Российскую Федерацию различных санкций.
Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ стороны контракта могут изменить любые его условия и в любых пределах (например, увеличить цену контракта в 3 раза или продлить срок его исполнения в 2 раза), если соответствующее решение принято Правительством РФ, высшем исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Единственное условие — подписание дополнительного соглашения о внесении изменений должно произойти в 2022 году.
Специальные основания можно, в свою очередь, разделить на две подгруппы: 1) основания, которые применяются ко всем контрактам в сфере строительства и 2) основания, которые применяются исключительно к контрактам «под ключ». Рассмотрим данные подгруппы более детально.
Специальные основания внесения изменений в контракты
в сфере строительства
В качестве первого специального основания внесения изменений в контракты в сфере строительства следует рассмотреть основание, предусмотренное п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Оно допускает возможность сторон изменить виды, содержание, объем работ, установленные в контракте, любым образом и на любой размер, в т. ч. полностью заменить первоначально предусмотренные виды работ на другие. Главное условие — первоначальная цена контракта должна измениться на сумму не более чем 10 %.
Основной вопрос при применении указанного основания на практике состоит в том, как определить стоимость новых видов работ, которые включаются в контракт. Отдельные заказчики полагают, что стоимость таких работ определяется по соглашению сторон в пределах 10 % цены заключенного контракта. Однако такой подход к определению цены является в корне неверным и может привести к завышению стоимости работ при соблюдении вышеуказанного условия о 10 %.
Порядок определения стоимости новых видов работ установлен приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Согласно документу цена новых видов работ определяется в данном случае по формуле:
Ц доп. раб. = Ц подр. раб. × К инф. × К тенд.,
где:
Ц подр. раб. — цена ранее не предусмотренных проектной документацией видов работ и (или) затрат в уровне цен на дату утверждения сметной документации;
К инф. — индексы-дефляторы, индексы инфляции, примененные при расчете НМЦК;
К тенд. — коэффициент снижения НМЦК, определенный по результатам закупочных процедур.
Данный аспект необходимо учитывать сторонам при применении п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Вторым специальным основанием для внесения изменений в ранее заключенный контракт в сфере строительства является п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, который получил широкое распространение и огласку в связи с удорожанием стоимости строительных материалов. В отличие от первого рассмотренного нами основания, при котором стороны контракта самостоятельно принимают решение о внесении изменений в контракт, применение п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ возможно только при соблюдении ряда условий:
1) изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов, доведенных до федерального государственного заказчика. Если заказчиком выступает федеральное бюджетное учреждение, то оно также вправе воспользоваться данным основанием для внесения изменений в контракт, но только условие в отношении лимитов на такое учреждение применяться не будет, т. к. бюджетное учреждение не является получателем средств бюджета;
2) изменение существенных условий не ведет к изменению сроков исполнения контракта и его цены более чем на 30 %;
3) контракт, в который вносятся изменения, должен иметь цену свыше 1 млн руб. и быть заключен на срок более 1 года (при условии, что сама дата заключения контракта приходится на дату не позднее 31 декабря 2022 г. В переходный период федеральные государственные заказчики могут применить п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ к контрактам, заключенным на срок менее 1 года, но вносить изменения в такие контракты по рассматриваемому основанию можно исключительно в 2022 году (ч. 70 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Данные условия для федеральных заказчиков определены постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 (далее — ПП РФ № 1315). Как показала практика, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации на своем уровне утвердили аналогичные условия применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ своими нормативными актами. Соответственно все, что справедливо для федеральных заказчиков, справедливо и для большинства заказчиков субъектов РФ и муниципальных образований по данному основанию.
Третьим специальным основанием для внесения изменений в ранее заключенный контракт в сфере строительства является п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Данное основание допускает однократное изменение срока действия ранее заключенного контракта на срок, не превышающий срок действия контракта. Иными словами, если контракт в сфере строительства был заключен на 1 год, то срок его действия можно продлить еще на 1 год, а если срок действия контракта был 5 лет, то его можно продлить еще на 5 лет. При этом нужно понимать, что если заказчик является получателем средств бюджета, то подписание соответствующего соглашения возможно только в пределах и на срок доведенных до такого заказчика лимитов.
В качестве четвертого (последнего) специального основания внесения изменений в контракт следует рассмотреть основание, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 (далее — ПП РФ № 680). Названное постановление принято в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ и прямо не поименовано в Законе № 44-ФЗ. Основной вопрос у заказчиков состоит в том, кто таким постановлением может руководствоваться. Исходя из текста постановления, оно применяется исключительно к государственным и муниципальным контрактам и, следовательно, распространяется исключительно на государственных и муниципальных заказчиков. Бюджетные учреждения, применяющие Закон № 44-ФЗ, к государственным и муниципальным заказчикам не относятся и не вправе руководствоваться нормами ПП РФ № 680.
ПП РФ № 680 предусматривает возможность изменения фактически любых условий контракта в сфере строительства. Главное, чтобы соглашение об изменении таких условий было подписано сторонами в 2022 году. При этом рассматриваемое постановление, в отличие от всех вышеуказанных оснований для внесения изменений в контракт, нельзя применить контрактам на строительство «под ключ», т. к. о них нет специального упоминания в тексте постановления.
Основания, применяемые исключительно к контрактам «под ключ»
С внесением изменений в контракты «под ключ» ситуация обстоит намного сложнее, чем с обычными контрактами в сфере строительства. В частности, с 1 января 2022 г. Закон № 44-ФЗ предусматривает новый случай закупки «под ключ»: выполнение инженерных изысканий, проектирования и строительства объекта на основе типовой проектной документации (ч. 16.3 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Однако данный случай не нашел своего отражения в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и, следовательно, практически ни одно из оснований для внесения изменений в контракт к контрактам, заключенным по ч. 16.3 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, не применимо.
Иначе обстоит дело с контрактами, заключенными по ч. 16, ч. 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. К ним применимы все те же основания для внесения изменений в контракт, что и для обычных контрактов в сфере строительства. При этом к таким контрактам применяются ряд дополнительных оснований. Они предусмотрены п. 11 ч. 1 ст. 95 и ч. 1.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Суть данных оснований заключается в том, что если при проведении государственной экспертизы проектной документации, разрабатываемой по таким контрактам, цена строительства увеличилась, то стороны вправе увеличить цену контракта в пределах 30 % от первоначальной цены. Если же экспертиза утвердила меньшую стоимость — обязаны снизить цену контракта. Увеличение цены осуществляется только на основании отдельного решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Снижение же цены осуществляется сторонами без получения такого разрешения.
Отдельного внимания заслуживают контракты, заключенные по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Дело в том, что при внесении изменений в такие контракты применяются нормы ч. 62 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. При первом прочтении указанных норм каких-либо вопросов не возникает. Однако, если присмотреться более внимательно, то можно увидеть, что одним из случаев внесения изменений в такие контракты является случай, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Мы его уже рассматривали выше.
В рамках п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ Правительством РФ для федеральных заказчиков действует ПП РФ № 1315, которым закреплены условия применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Нужно отметить, что из текста ПП РФ № 1315 не следует, что данное постановление распространяется на контракты, заключенные по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Упоминания о таких контрактах нет и в самом п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, на день подготовки настоящей статьи к публикации Правительством РФ не определены случаи, при которых п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ мог бы применяться к контрактам, заключенным по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.
Несмотря на это, Минстроем России подготовлены разъяснения, согласно которым в отношении сметы комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой № 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном ПП РФ № 1315 и Методикой № 841/пр. При этом ПП РФ № 1315 не предусматривает возможность изменения цены комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства[1].
Вместе с тем данная позиция изложена в письме органа и не закреплена в нормативных актах. Таким образом, возможность внесения изменений в контракты, заключенные по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, является спорной, а учитывая, что на региональном и муниципальном уровне приняты нормативные акты по аналогии с ПП РФ № 1315, данное утверждение относится не только к контрактам федеральных заказчиков, но также к контрактам заказчиков субъектов РФ и муниципальных образований.
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 10.