Существуют ли какие-то ограничения на максимальный размер привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНКО в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ?

																					

Если заказчиком устанавливается условие о привлечении исполнителем контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНКО, то минимальный процент согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466[1] — это 5 %. На максимальный размер привлечения никаких прямых ограничений нет. Бывало, что заказчики требовали отдать субподрядчикам (соисполнителям) из числа СМП, СОНКО 60, 70 и даже 80 % от цены контракта — и ни в одном из этих случаев контрольные органы не усматривали каких бы то ни было нарушений со стороны заказчика[2].

Вместе с тем в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570[3] (далее — ПП РФ № 570), устанавливается обязанность подрядчика выполнить определенный объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и/или муниципальному контрактам. В таких случаях нужно следить за тем, чтобы требования о самостоятельном выполнении работ и о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНКО не входили в противоречие друг с другом.

Пример

На основании ПП РФ № 570 заказчиком в извещении указано, что исполнитель обязан выполнить самостоятельно работы по устройству искусственных сооружений в объеме не менее 25 % от цены контракта. В то же время устанавливается обязанность исполнителя контракта, не являющегося СМП/СОНКО, привлечь субподрядчиков/соисполнителей из числа СМП/СОНКО в объеме 90 % от цены контракта.

Правовая оценка УФАС: учитывая положения ПП РФ № 570 о том, что исполнитель по контракту обязан самостоятельно исполнить работы на сумму не менее 25 % от цены контракта, объем привлечения СМП/СОНКО не может составлять более чем 75 % от цены контракта[4].

  1. «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
  2. См. решения Свердловского УФАС России от 18.06.2018 по жалобе № 960-З (изв. № 0162200011818000901), Московского областного УФАС России от 08.11.2021 по делу № 050/06/42452эп/2021 (изв. № 0148300062721000272), Тверского УФАС России от 09.01.2023 № 05-6/1-227-2022 (изв. № 0136500001122006553) соответственно.
  3. «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам…».
  4. Решение Татарстанского УФАС России от 02.08.2022 по закупке № 0311200024922000136. Пример взят из публикации: Гурин О. Ю. О применении постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 // Медиа-портал Учебного центра АО «РАД».