Об экспертизе результатов исполнения контракта

																					

Большой юридический словарь определяет экспертизу как «изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в той или иной сфере (медицины, криминалистики, искусства, бухгалтерии и др.). Практическим и документальным результатом экспертизы является заключение эксперта или группы экспертов».

В Законе № 44-ФЗ содержание термина «экспертиза» не раскрывается, но в п. 15 ч. 1 ст. 3 регламентировано понятие «эксперт, экспертная организация»: это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Из вышеуказанной нормы можно сформулировать вывод о том, что экспертиза в сфере закупок — это деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы с последующей подготовкой экспертного заключения по вопросам, поставленным заказчиком, в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Законом № 44-ФЗ предусмотрено четыре основания для проведения экспертизы заказчиком (табл. 1).

Таблица 1

Основания для проведения экспертизы заказчиком

Случай проведения экспертизы Норма Закона № 44-ФЗ Цель проведения экспертизы
Экспертная оценка извещения или документации о закупке (в случае, если последняя предусмотрена Законом № 44-ФЗ) ч. 1 ст. 41 Экспертиза НМЦК, описания объекта закупки, проекта контракта, иных документов
Экспертная оценка заявок на участие в закупке ч. 1 ст. 41 Оценка соответствия заявки требованиям извещения / документации о закупке, в т. ч. по ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, определение соответствия представленных документов критериям оценки конкурсных заявок
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом ч. 3 ст. 94 Проверка представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта
Экспертиза при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта ч. 10, 11 ст. 95 Подтверждение нарушений условий контракта, послуживших основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта

При этом действующее законодательство не запрещает заказчикам проводить экспертизу и в иных случаях.

Далее рассмотрим ряд вопросов, возникающих в связи с проведением экспертизы результатов исполнения контракта.

Кто может быть привлечен в качестве внешнего эксперта, экспертной организации?

Деятельность экспертов, как правило, относят к следующим видам экономической деятельности:

  • консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код ОКПД2 70.22);
  • деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации (код ОКПД2 82.11);
  • регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий (код ОКПД2 84.13).

Указанные виды деятельности не требуют дополнительной аккредитации, лицензирования и т. д., но если при исполнении контракта (договора) по поставке товаров, работ и услуг предполагалось наличие у исполнителей лицензий или специальных допусков, то данный факт имеет значение при выборе надлежащих экспертных организаций по оценке соответствующего опыта и квалификации.

Требования к экспертам установлены ч. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ. Это может быть как физическое лицо — индивидуальный предприниматель либо самозанятый гражданин, — так и юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация)[1]. Заказчик сам решает, к кому обращаться, но стоит помнить, что в случае привлечения к экспертизе физического лица нужно будет оплатить налоги и страховые взносы за исполнителя по договору.

И эксперты — физические лица, и работники экспертной организации должны обладать необходимыми специальными познаниями, опытом, квалификацией. Следовательно, заказчик обязан проверить соответствие экспертов и экспертных организаций данным требованиям Закона № 44-ФЗ. Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлен перечень обязательных документов, подтверждающих квалификацию экспертов и работников экспертных организаций, представляет интерес следующая правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Извлечение

Экспертом в области предмета экспертизы может быть российский или иностранный гражданин, обладающий специальными познаниями в области предмета экспертизы, что может подтверждаться его научными исследованиями в области или его практической деятельностью в данной сфере. Наличие специальных познаний эксперта должно быть подтверждено соответствующими доказательствами (дипломами об образовании и повышении квалификации, документами об ученой степени, научными публикациями, документами, подтверждающими опыт практической работы в области иностранного права, и др.).[2]

В связи с изложенным можно сформулировать рекомендации по проверке компетенции экспертов и экспертных организаций.

Что проверяем у экспертов — физических лиц (в т. ч. ИП и самозанятых)

Наличие специальных познаний: документы об образовании, ученые степени, обосновывающие специальные познания в области предмета экспертизы.

Наличие опыта: исполненные договоры, акты выполненных работ, записи в трудовых книжках, иные документы, подтверждающие наличие опыта, связанного с предметом экспертизы.

Квалификация: наличие удостоверений о повышении квалификации, аттестации, аккредитации и другое.

Что проверяем у экспертной организации

Штат работников — экспертов: трудовые книжки, трудовые договоры.

Опыт, квалификация, специальные познания работников экспертной организации проверяются так же, как у экспертов — физических лиц.

Также стоит учитывать следующее:

  • если предмет закупки содержит государственную тайну, к экспертизе могут допускаться исключительно лица, имеющие соответствующий допуск к государственной тайне;
  • при установлении дополнительных требований к экспертам в сфере закупок заказчики могут также ссылаться на приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта „Эксперт в сфере закупок“».

Кто не может быть допущен к проведению экспертизы

В ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ содержится перечень лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в силу сомнения в их беспристрастности. К их числу относятся:

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками [родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами], усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 % вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и/или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

В случае нарушения требований ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ проведенная экспертиза может быть признана судом дефектной.

Пример

Для принятия выполненных по контракту работ заказчик назначил комиссию, в состав которой был включен генеральный директор ООО. Между тем указанное общество, согласно размещенной в ЕИС информации о проведении закупки, являлось участником проведения электронного аукциона, по результатам которого и был заключен настоящий контракт, т. е. имелся имущественный интерес в отношении заключенного контракта.

Кроме того, ООО было связано обязательственными отношениями с заказчиком по иному заключенному контракту на обслуживание сетей уличного освещения и в силу этого являлось финансово зависимо от заказчика, в связи с чем заказчик мог оказывать влияние на результат проводимой оценки качества работ[3].

В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

Обязанность эксперта, экспертной организации уведомить стороны контракта о допустимости своего участия в проведении экспертизы

В силу ч. 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в т. ч. об отсутствии рассмотренных выше оснований для недопуска к проведению экспертизы).

Нельзя утверждать, что нарушение этой нормы в 100 % случаев приводит к признанию экспертного заключения недопустимым доказательством. Суды устанавливают фактическое наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих участию экспертной организации в проведении экспертизы. Приведем пример, когда отсутствие уведомления со стороны экспертной организации не помешало суду учесть результаты экспертизы при вынесении решения.

Пример

Доводы поставщика о том, что экспертиза товара была проведена заказчиком с нарушением требований Закона № 44-ФЗ, были оценены судами и отклонены с указанием на то, что положения Закона № 44-ФЗ не предоставляют поставщику возможности влиять на выбор экспертного учреждения, за исключением случаев, когда выбранный заказчиком эксперт не может быть допущен к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Доказательств заинтересованности сотрудника — эксперта в проведении экспертизы, иных сведений о необъективности и предвзятости эксперта представлено не было. Полномочность эксперта в проведении исследований картриджей данного производителя подтверждена.

При наличии сомнений в обоснованности, ясности и полноте заключения экспертизы поставщик вправе был ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, однако своим правом не воспользовался, в связи с чем он несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.

Представленная поставщиком рецензия на экспертное заключение, в которой указано на необоснованность выводов эксперта, не принята судами в качестве допустимого доказательства, поскольку рецензия подготовлена вне рамок судебного процесса. Проведение экспертизы указанным лицам судом в рамках настоящего дела не поручалось, из приложенных к рецензии материалов не следует, что лицо, выдавшее рецензию, обладает официальными полномочиями оценивать правильность и законность действий другого эксперта[4].

Вместе с тем случаи признания экспертного заключения недопустимым доказательством в связи с неуведомлением экспертной организацией сторон контракта о допустимости своего участия в проведении экспертизы не так уж редки. Обычно это нарушение идет рука об руку с неуведомлением поставщика о дате, времени и месте проведения экспертизы.

Пример

Суды признали необоснованным отказ заказчика от оплаты выполненных работ, мотивированный ссылкой на заключение экспертной организации.

Экспертная организация не уведомила в письменной форме подрядчика о допустимости своего участия в проведении экспертизы. Подрядчику не было известно о проведении экспертизы. Ни заказчик, ни экспертная организация не уведомили подрядчика о дате проведения экспертизы, в связи с чем были нарушены права подрядчика на присутствие при проведении экспертизы.

Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Экспертиза результатов работ проведена ответчиком до сдачи результата работ подрядчиком. Согласно справке экспертной организации о соответствии объемов работ в связи с погодными условиями невозможно определить фактические объемы выполненных работ[5].

Требования к содержанию заключения, подготовленного по результатам независимой экспертизы

Несмотря на то что в Законе № 44-ФЗ требования к экспертам, экспертным заключениям сформулированы без конкретных критериев, некоторые судебные инстанции считают возможным проводить аналогию с требованиями, изложенными в ст. 8 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которым эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Пример правовой оценки

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.

Согласно условиям договора по спорной ситуации заказчик должен был подготовить экспертное заключение результатов оказанных предпринимателем услуг по организации лечебного питания. Суды ошиблись, приняв протоколы лабораторных испытаний в качестве надлежащих доказательств проведения экспертизы, не дали оценку их содержанию на соответствие вышеназванным положениям Закона № 44-ФЗ и условиям договора[6].

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени дает письменное заключение и подписывает его. Если экспертиза проводится экспертной организацией, то подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью соответствующего экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

  • время и место производства экспертизы;
  • основания производства экспертизы;
  • сведения о заказчике экспертизы;
  • сведения об экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в экспертном учреждении, но могут быть предоставлены заказчику по его требованию.

Подчеркнем, что применение данных требований по оформлению экспертного заключения при осуществлении закупок является правом (не обязанностью) заказчика.

Вправе ли провести экспертизу в процессе приемки результатов исполнения контракта исполнитель контракта?

Действительно, может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) по своей инициативе привлечь экспертные организации для оценки качества и полноты выполненных работ? И будут ли выводы экспертной организации, привлеченной исполнителем, иметь приоритет по отношению к мнению приемочной комиссии заказчика, не обладающей специальными познаниями в соответствующей области?

Данный вопрос был предметом изучения Конституционного Суда РФ, который пришел к выводу, что Законом № 44-ФЗ экспертиза со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрена[7]. Действительно, в силу ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Проведение экспертизы результатов исполнения контракта, по сути, является составляющей частью осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а следовательно, порядок проведения экспертизы определяется заказчиком в условиях заключенного контракта. Данный вывод согласуется с позицией Минфина России от 20.05.2020 № 24-03-06/41781.

Экспертиза может быть:

  • внутренняя (проводится силами заказчика, порядок проведения экспертизы устанавливается локальным актом, который утверждается руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом)[8];
  • внешняя (проводится с привлечением экспертов, экспертных организаций).

В случае если Законом № 44-ФЗ и актами Правительства РФ не установлена обязанность заказчика проводить экспертизу путем привлечения к ее проведению экспертов, экспертных организаций, то заказчик вправе проводить экспертизу своими силами путем привлечения должностных лиц заказчика в соответствии с требованиями законодательства РФ о труде.

При этом решение о порядке проведения экспертизы силами заказчика принимается заказчиком самостоятельно. Если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги)[9].

Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в т. ч. с указанием срока их устранения (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии со ст. 41 № 44-ФЗ также именно заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. В свою очередь, ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Таким образом, экспертиза результатов исполнения контракта по инициативе исполнителя контракта Законом № 44-ФЗ не предусмотрена, а потому в случае проведения такой экспертизы ее результаты правового значения иметь не будут.

  1. Как разъяснял регулятор контрактной системы, в качестве эксперта может выступать любое физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области, либо юридическое лицо, имеющее в штате соответствующих физических лиц — работников (письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 № Д28и-97, от 29.01.2015 № Д28и-58).
  2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158 (п. 21).
  3. Постановление АС Дальневосточного округа от 11.12.2019 по делу № А80-537/2018.
  4. Постановление АС Центрального округа от 15.02.2021 по делу № А14-15982/2019. См. также постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.01.2022 по делу № А03-4670/2021.
  5. Постановление АС Поволжского округа от 19.05.2021 по делу № А57-12907/2020. См. также постановления АС Уральского округа от 29.06.2023 по делу № А76-4594/2021, АС Северо-Западного округа от 19.06.2017 по делу № А56-93995/2015, АС Поволжского округа от 21.04.2022 по делу № А12-16239/2021 (отказное определение Верховного Суда РФ от 19.09.2022 № 306-ЭС22-12016).
  6. Постановление АС Уральского округа от 12.11.2019 по делу № А07-26508/2018.
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 747-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества…».
  8. Как разъяснил Минфин России в письме от 20.05.2020 № 24-03-06/41781, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги).
  9. Письмо Минфина России от 20.05.2020 № 24-03-06/41781.

Опубликовано в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2024. № 5.