При закупке автобуса для перевозки детей установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616

																					

При закупке автобуса для перевозки детей установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616[1] (далее — ПП РФ № 616). Участник закупки представил в заявке выписку из реестра российской промышленной продукции, выданную 13 декабря 2021 г. и действующую по 31 марта 2023 г., согласно которой информация о совокупном количестве баллов (3550) соответствует для целей закупок промышленной продукции. Вместе с тем с 1 января 2023 г. для признания автобусов российской промышленной продукцией по постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719[2] (далее — ПП РФ № 719) требуется не менее 4300 баллов. Какими требованиями следует руководствоваться при рассмотрении заявки — действовавшими на момент получения выписки участником закупки или действующими на момент рассмотрения заявки?

Ответ

Из п. 10 ПП РФ № 616 следует, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых к поставке товаров из перечня, утвержденного указанным постановлением, участник закупки указывает в заявке:

  • номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в п. 22–27 и 29 перечня);
  • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено ПП РФ № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий).

В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции без указания совокупного количества баллов или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям ПП РФ № 719, такая заявка приравнивается к заявкам с предложениями о поставке иностранных товаров.

В п. 5 примечания к ПП РФ № 719 указано, что для целей закупок в рамках Закона № 44-ФЗ автобусов и построенных на их базе автомобилей скорой медицинской помощи при производстве каждой единицы продукции автомобилестроения должны выполняться операции (условия), которые оцениваются следующим совокупным количеством баллов:

  • с 1 января 2019 г. — не менее 1700 баллов;
  • с 1 января 2021 г. — не менее 2900 баллов;
  • с 1 января 2023 г. — не менее 4300 баллов;
  • с 1 января 2025 г. — не менее 5600 баллов.

Таким образом, для автобусов с 1 января 2023 г. совокупное количество баллов должно быть не менее 4300. Если в составе заявке представлена выписка из реестра российской промышленной продукции, в которой указано меньшее количество баллов, то в 2023 г. такая заявка подлежит отклонению на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.

Пример

Участник закупки представил в составе заявки выписку из реестра российской промышленной продукции от 09.12.2020 № 3724\5\2020, в которой указывалось совокупное количество баллов, равное 2200 (достаточное для признания продукции соответствующей требованиям ПП РФ № 719 в 2020 г., когда была сформирована выписка).

Однако заявка рассматривалась в 2021 г., когда для признания автобуса российской промышленной продукцией требовалось уже не менее 2900 баллов, поэтому она была правомерно признана не соответствующей требованиям ПП РФ № 719 и, как следствие, требованиям ПП РФ № 616[3].

Также может возникнуть вопрос, нужно ли принимать во внимание постановление Правительства РФ от 01.04.2022 № 553 «О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ» (далее — ПП РФ № 553), из которого следует, что действующие документы о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданные Минпромторгом России и ТПП РФ до 1 апреля 2022 г. действительны до 1 апреля 2023 г.

Согласно п. 3 ПП РФ 553 требования данного постановления не распространяются на продукцию, включенную в:

  • раздел II приложения к ПП РФ № 719 (продукция автомобилестроения);
  • раздел IV приложения к ПП РФ № 719 (продукция железнодорожного машиностроения);
  • раздел IV приложения к ПП РФ № 719 (продукция фотоники и светотехники) в части кодов ОКПД2 26.11.22.200 «Светодиоды, включая светодиодные модули по технологии chip-on-board и иные модификации сборок светоизлучающих полупроводниковых кристаллов», 27.40.39 «Светильник светодиодный, включая иные светодиодные светотехнические изделия».

Ввиду того, что автобусы с кодом ОКПД2 29.10.3 включены в раздел II ПП РФ № 553 (продукция автомобилестроения), положения ПП РФ № 553 на них не распространяются. Это подтверждает и правоприменительная практика.

Пример правовой оценки

Поскольку установленный заказчиком код ОКПД2 29.10.41.112 «Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т» включен в раздел II приложения к ПП РФ № 719, то в рассматриваемом случае требования ПП РФ № 553 не применяются и не подтверждают довод заявителя жалобы о неправомерном отклонении его заявки[4].

  1. «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
  2. «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
  3. Решение Иркутского УФАС России от 13.04.2021 по закупке № 0134300028121000027.
  4. Решение Хакасского УФАС России от 07.06.2022 по делу № 019/06/48-296/2022 (изв. № 0380200000122002266).