Выбор кода ОКПД2 при закупке квотируемых товаров по Закону № 223-ФЗ
В соответствии с Законом № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить приоритет (включая минимальную долю закупок) товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к товарам (работам, услугам), происходящим из иностранного государства[1]. Для реализации вышеуказанного положения принято постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее — ПП РФ № 2013), вступившее в силу с 1 января 2021 г. Рассмотрим его более подробно.
Пунктом 1 ПП РФ № 2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Пунктом 2 ПП РФ № 2013 предусмотрено, что товаром российского происхождения в целях соблюдения минимальной доли закупок признается товар, включенный в соответствующие реестры (далее — реестры):
- в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, реестр промышленной продукции, произведенной на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, или в реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС;
- в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Приложением к ПП РФ № 2013 установлен перечень товаров, подлежащих квотированию, с указанием наименования товара, кода по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее — код ОКПД2) и минимальной доли. На момент написания настоящей статьи в перечне содержатся сведения о 279 товарах, подлежащих квотированию.
Многие заказчики, применяющие на практике ПП РФ № 2013, при закупке квотируемых товаров столкнулись с рядом проблем, из которых в качестве основных можно выделить:
- отсутствие в реестрах сведений о закупаемых товарах, что влечет невыполнение норматива по причинам, никак не зависящим от заказчика;
- завышение стоимости закупаемых товаров, поскольку товары из реестров дороже нереестровых аналогов;
- отсутствие понятных механизмов исполнения ПП РФ № 2013, ввиду чего требования о поставке товаров исключительно российского происхождения не может быть установлено заказчиком[2].
Определение и детализация кода ОКПД2 может помочь решить проблемы заказчиков, возникающие при закупке квотируемых товаров, поэтому далее в статье речь пойдет о выборе указанного кода при применении ПП РФ № 2013.
Для более детального рассмотрения порядка выбора кода ОКПД2 при закупках квотируемых товаров последовательно ответим на несколько вопросов.
1. Почему выбор кода ОКПД2 имеет такое большое значение при закупке квотируемых товаров?
Причина в том, что закупка товаров в целях выполнения минимальной доли осуществляется в соответствии с приложением к ПП РФ № 2013, устанавливающим соответствующие коды ОКПД2 товаров. При этом минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД2 является отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году, к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД2[3]. Выполнение заказчиком квоты следует рассчитывать от годового объема закупок каждого конкретного вида товара российского происхождения, в отношении которого ПП РФ № 2013 установлена минимальная доля закупок. Вместе с тем под годовым объемом закупок понимается общий стоимостной объем товаров, поставленных в отчетном году по указанным в приложении к ПП РФ № 2013 кодам ОКПД2[4].
Таким образом, от выбора кода ОКПД2 будет зависеть применение в отношении конкретной закупки норм квотирования, поскольку необходимость применения ПП РФ № 2013 наступает в случае, если у заказчика возникает потребность в закупке товаров, включенных в перечень, предусмотренный указанным постановлением[5]. Следовательно, только в том случае, когда заказчиком осуществляется закупка товаров, код ОКПД2 которых входит в перечень ПП РФ № 2013, такая закупка должна быть учтена при расчете и наборе квоты.
2. Какие требования к определению кода ОКПД2 установлены при осуществлении закупки по Закону № 223-ФЗ и чем при этом должен руководствоваться заказчик?
Код ОКПД2 формируется на стадии подготовки к проведению закупки и устанавливается заказчиком исходя из наименования предмета закупки[6]. При этом необходимость указания заказчиком кода ОКПД2 установлена при планировании закупки в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее — ПП РФ № 932). Исходя из ПП РФ № 932 план закупки товаров (работ, услуг) содержит в т. ч. предмет договора с указанием кода ОКПД2 с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции, а также категорий и подкатегорий продукции.
Учитывая изложенное, заказчиками при определении и детализации кода ОКПД2 необходимо исходить из предмета закупки, а также руководствоваться ПП РФ № 932[7]. Вместе с тем в указанном постановлении отсутствуют как ограничения по выбору кода ОКПД2, так и ответственность за ненадлежащее указание кода ОКПД2.
3. Может ли выбор заказчиком неверного кода ОКПД2 рассматриваться в качестве нарушения требований ПП РФ № 2013?
Заказчики для цели выбора способа закупки самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции кода ОКПД2 с учетом специфики закупки. Не допускается выбор заказчиком кода ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода[8]. При этом в ПП РФ № 2013 отсутствуют требования, предусматривающие, что при закупке квотируемых товаров заказчик должен использовать ограниченное число способов закупки. Достижение минимальной доля закупок товаров российского происхождения обеспечивается путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок в соответствии с положением о закупке заказчика[9].
Таким образом, соответствующих неблагоприятных последствий ввиду ошибочного указания заказчиком кода ОКПД2 при закупке квотируемых товаров не может быть установлено, поскольку ПП РФ № 2013 не ограничивает заказчика в выборе конкретного способа закупки (формы закупки). Даже в случае ошибочного указания заказчиком кода ОКПД2 данное обстоятельство не может служить основанием для вывода о нарушении заказчиком каких-либо императивных требований Закона № 223-ФЗ[10]. Фактически, контрольные органы в сфере закупок не обладают полномочиями по определению правомерности присвоения конкретного кода ОКПД2 при формировании заказчиками информации об объекте закупки[11].
Стоит сказать, что правильность присвоения кода ОКПД2 может также влиять на релевантный поиск закупки потенциальными участниками закупки, поскольку расширенный поиск закупок, предусмотренный функционалом ЕИС, позволяет неопределенному кругу лиц осуществлять поиск закупок посредством использования кодов ОКПД2, которые должны максимально соотносится с предметом закупки[12]. Вместе с тем функционалом ЕИС предусмотрена возможность поиска закупок не только по кодам ОКПД2, но и по предмету закупки, в связи с чем практически невозможно доказать, что используемый код ОКПД2 каким-либо образом затрудняют поиск конкретной процедуры[13]. Кроме того, при обжаловании действий заказчика, связанных с тем, что используемый код ОКПД2 влечет невозможность поиска закупки в ЕИС, комиссия УФАС может задать заявителю резонный вопрос: «если поиск закупки в ЕИС невозможен, то как податель жалобы смог найти ее в ЕИС?»[14].
Справедливо будет отметить, что ошибочное указание заказчиком кода ОКПД2 в некоторых случаях может рассматриваться как нарушение Закона № 223-ФЗ. К таким случаям можно отнести, например, замену кода ОКПД2 с целью неприменения заказчиком постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» и проведения закупки в бумажной форме[15].
Еще одним примером может быть замена кода ОКПД2 в случае, если заказчик не заинтересован в проведении закупки, участниками которой могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, при условии, что корректный код ОКПД2 включен в перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется только у указанных субъектов[16].
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что выбор кода ОКПД2 осуществляется заказчиком самостоятельно исходя из предмета закупки, а присвоение некорректного кода не является прямым нарушением ПП РФ № 2013. Следовательно, указание в закупке кода ОКПД2, включенного в перечень ПП РФ № 2013, влечет за собой применение в отношении данной закупки норм квотирования и наоборот.
4. Может ли заказчик для целей неприменения ПП РФ № 2013 использовать менее детализированный код ОКПД2?
В приложении к ПП РФ № 2013 установлен перечень товаров, подлежащих квотированию, с указанием кодов ОКПД2. При этом в данном постановлении для разных товаров установлена различная детализация структуры кодов ОКПД2: от менее детализированного кода, содержащего 4 цифровых знака (группа), до наиболее детализированного, включающего 9 цифровых знаков (подкатегория).
Как уже было сказано выше, детализация кода ОКПД2 предусмотрена требованиями ПП РФ № 932, а применение ПП РФ № 2013 напрямую зависит от кода ОКПД2, выбранного заказчиком при проведении конкретной закупки. Следовательно, если заказчиком указан верхнеуровневый код, а в перечне ПП РФ № 2013 он имеет более глубокую детализацию, то закупка не будет учтена при расчете и наборе квоты.
Приведем пример, связанный с различной детализацией структуры кодов ОКПД2 при применении ПП РФ № 2013.
В перечень ПП РФ № 2013 включены коды ОКПД2 26.20.11 — 26.20.17, к которым применяются нормы квотирования. Если заказчиком при проведении закупки будет указан код ОКПД2 26.20.1, то при проведении данной закупки у заказчика нет обязанности по выполнению квоты закупки товаров российского происхождения, поскольку указанный код отсутствует в приложении к ПП РФ № 2013[17].
Таким образом, степень детализации кода ОКПД2 при проведении закупки определяется на усмотрение заказчика. Выбор заказчиком более или менее детализированного кода ОКПД2 не может являться нарушением ПП РФ № 2013 и ПП РФ № 932[18].
5. Может ли заказчик для целей неприменения ПП РФ № 2013 заменять код ОКПД2?
Подмена кода ОКПД2 с целью ухода от применения норм квотирования не является нарушением Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 2013, поскольку ни в законе, ни в постановлении не установлен специальный порядок определения кодов ОКПД2. Указание заказчиком кода ОКПД2, в целом, предназначено для участников закупок, поскольку участники, определив код предлагаемой ими продукции/услуги в процессе поиска интересующих закупок руководствуются указанными в извещении о проведении закупки заказчиками кодами ОКПД2[19].
Также стоит рассмотреть ситуацию, при которой заказчик за счет замены кодов ОКПД2 допускает подмену понятия «поставка оборудования» на «услуги/работы по…». Данные действия заказчика также не могут свидетельствовать о нарушении ПП РФ № 2013, поскольку выбор кода ОКПД2 осуществляется на усмотрение заказчика.
Приведем пример замены кода ОКПД2 с целью неприменения ПП РФ № 2013.
В перечень ПП РФ № 2013 включен код ОКПД2 26.30.11.160 «Средства связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий». Заказчиком при проведении закупки указан код ОКПД2 46.52 «Услуги по оптовой торговле электронным и телекоммуникационным оборудованием и его частями». Указанные действия не нарушают требований законодательства, поскольку присвоенный код полностью отвечает потребностям заказчика и не исключает возможности поставки оборудования[20]. При этом в отношении закупки не будут применяться нормы квотирования.
6. Может ли возникнуть ситуация, когда заказчику необходимо будет преднамеренно присвоить закупке код ОКПД2, отсутствующий в перечне ПП РФ № 2013?
Да. Преднамеренная замена кода ОКПД2 может быть обусловлена тем, что у заказчика может возникнуть потребность в осуществлении закупок товаров иностранного происхождения в связи с тем, что имеющиеся реестровые товары российского происхождения по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не удовлетворяет потребностям заказчика. В указанном случае при расчете достижения заказчиком минимальной доли закупок объем таких закупок рассматривается как объективная причина невыполнения заказчиком минимальной доли закупок[21]. Фактически можно утверждать, что в случае, если заказчик проводит закупку товаров, не имеющих реестровых аналогов (ни в одном из реестров требуемый товар не содержится), нормы ПП РФ № 2013 к закупке данного товара не будут применяться[22]. Таким образом, отсутствие оборудования российского происхождения, отвечающего всем требованиям технического задания, свидетельствует о нераспространении на закупку действия ПП РФ № 2013[23].
Вместе с тем функционалом ЕИС с 1 октября 2021 г. в рамках ежемесячной отчетности предусмотрена форма предоставления сведений о закупках товаров российского происхождения. Заполнение указанных сведений происходит в автоматическом режиме за счет информационного взаимодействия с реестром договоров, а именно: если информация о приемке квотируемых товаров (по коду ОКПД2) внесена заказчиком в реестр договоров, то информация о них будет включена в отчет о закупках товаров российского происхождения. Следовательно, если заказчиком проводится закупка товаров, не имеющих реестровых аналогов, заказчику необходимо преднамеренно присвоить данной закупке код ОКПД2, отсутствующий в перечне ПП РФ № 2013, поскольку на проводимую закупку нормы квотирования не распространяются. Присвоение иного кода ОКПД2 обусловлено, в первую очередь, тем, что при указании корректного кода ЕИС автоматически включит сведения о такой закупке в отчет о закупках товаров российского происхождения.
Подводя итоги, можно сказать, что определение заказчиком кода ОКПД2 имеет очень большое значение при закупке квотируемых товаров, поскольку от выбора указанного кода будет зависеть применение ПП РФ № 2013 в отношении конкретной закупки. Действия по замене и указанию менее детализированного кода ОКПД2 являются легальными механизмами, позволяющими заказчику сильно сократить объем квоты закупок товаров российского происхождения.
В завершении стоит отметить, что на момент написания настоящей статьи для заказчиков по Закону № 223-ФЗ не установлена административная ответственность за неисполнение требований ПП РФ № 2013. Однако уже сейчас подготовлены вступающие в силу с 1 января 2023 г. изменения в КоАП РФ[24], предусматривающие ответственность за несоблюдение минимальной доли закупок товаров российского происхождения, что в краткосрочной перспективе может повлиять на изменение правоприменительной практики в части присвоения кодов ОКПД2 при закупке квотируемых товаров.
-
П. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. ↑
-
Решение Московского УФАС России от 11.01.2022 № 077/07/00-23153/2021. ↑
-
Письмо Минфина России от 15.01.2021 № 24-03-07/1390. ↑
-
Письмо Минпромторга России от 19.03.2021 № ПГ-12-2780. ↑
-
Письмо Минфина России от 25.02.2021 № 24-03-07/13038. ↑
-
Решение Алтайского краевого УФАС России от 29.04.2021 № 2127/8. ↑
-
Письмо Минфина России от 23.11.2021 № 24-07-07/94565. ↑
-
Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 24-03-08/36404. ↑
-
Письмо Минфина России от 15.01.2021 № 24-03-07/1390. ↑
-
Решение Волгоградского УФАС России от 18.01.2021 № 034/01/18.1-1397/2020. ↑
-
Решение Тамбовского УФАС России от 26.04.2021 № 068/07/3-336/2021. ↑
-
Решение Московского УФАС России от 15.04.2021 № 077/07/00-4934/2021. ↑
-
Решение Московского УФАС России от 30.11.2021 № 077/07/00-20096/2021. ↑
-
Решение Хакасского УФАС России от 07.04.2021 № 019/10/18.1-283/2021. ↑
-
Решение Якутского УФАС России от 28.07.2020 № 014/07/3/4-2097/2020. ↑
-
Решение Иркутского УФАС России от 18.05.2021 № 038/545/21. ↑
-
Решение Брянского УФАС России от 22.07.2021 № 032/10/18.1-728/2021. ↑
-
Решение Московского УФАС России от 23.08.2021 № 077/07/00-13726/2021. ↑
-
Решение Московского УФАС России от 16.12.2021 № 077/07/00-21615/2021. ↑
-
Решение Московского УФАС России от 27.10.2021 № 077/07/00-18262/2021. ↑
-
Письмо Минпромторга России от 26.03.2021 № ПГ-12-3071. ↑
-
Письмо Минпромторга России от 24.11.2021 № ПГ-11-11399. ↑
-
Решение Пермского УФАС России от 13.04.2021 № 004401-21. ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 6.