Обзор изменений в Законе № 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года

																					

Июль — месяц, с которого начинается второе полугодие, поэтому к 1 июля часто оказывается привязано вступление в силу едва ли не меньшего количества изменений в Законе № 44-ФЗ, чем к 1 января. Июль 2022 года не стал исключением, и в этой статье мы разберем те нововведения, которые появились в контрактной системе в этом месяце.

Изменения в Законе № 44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2022 г.

Новые правила урегулирования конфликта интересов

Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ (далее — Закон № 160-ФЗ) расширил круг лиц, на которых распространяются требования ст. 38 Закона № 44-ФЗ: если раньше это были только работники контрактной службы и контрактные управляющие, то теперь это в т. ч. и любые другие должностные лица заказчика (обратите внимание на новое название статьи).

Для всех этих лиц (руководителей и работников контрактной службы, контрактных управляющих и иных должностных лиц заказчика) установлена обязанность при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции).

При этом должна учитываться информация, предоставленная заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Указанная норма предусматривает обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры на сумму более чем 10 % контракта, если НМЦК превышает:

  • 1 млрд руб. при осуществлении закупки для федеральных нужд;
  • 100 млн руб. при осуществлении закупки для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд[1].

Важное значение имеет отсылка к определению конфликта интересов в соответствии с Законом о противодействии коррупции. В силу ч. 1 ст. 10 указанного закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в т. ч. имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо иных выгод и преимуществ. Получателем таких благ могут быть:

  • само должностное лицо;
  • его родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры);
  • его свойственники (т. е. братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);
  • граждане или организации, с которыми должностное лицо, его родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Как видим, в антикоррупционном законодательстве под конфликтом интересов понимается более широкий круг отношений, нежели предусмотрено, например, в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (в действующей редакции[2]). Этот круг отношений включает не только родственников, но и свойственников должностного лица.

Правовые последствия данного различия проявлялись на практике и до вступления в силу Закона № 160-ФЗ, поскольку должностные лица государственных заказчиков[3] зачастую имеют статус государственных служащих. Государственный гражданский служащий, который стал стороной конфликта интересов и не принял мер по его предотвращению или урегулированию, подлежит увольнению с гражданской службы в связи с утратой доверия[4].

Пример

Заказчик — орган государственной власти. Председатель аукционной комиссии, будучи госслужащим, не уведомил нанимателя о том, что в одном из аукционов принял участие брат его жены. По результатам служебной проверки госслужащий был уволен.

Однако, по его мнению, никакого конфликта интересов в данном случае не было. Личной заинтересованности в победе свойственника он не имел, на результаты аукциона влияния не оказывал. К тому же Закон № 44-ФЗ не признает конфликтом интересов участие в закупке лиц, находящихся в свойстве с членами закупочной комиссии.

Тем не менее суд посчитал распоряжение об увольнении госслужащего законным[5]. Непринятие госслужащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он оказался, — это дисциплинарный проступок коррупционной направленности, влекущий увольнение в связи с утратой доверия[6].

Теперь обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые раньше распространялись лишь на госслужащих, действуют в отношении должностных лиц любых заказчиков, применяющих Закон № 44-ФЗ.

Меры по предотвращению конфликта интересов, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, заключаются в следующем:

1. Должностное лицо обязано уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно[7], а также заявить о самоотводе и/или отказаться от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

2. Если работодателю станет известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, работодатель обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов путем осуществления отвода такого лица и/или изменения его должностного или служебного положения.

Аналогичные нормы в отношении предотвращения и урегулирования конфликта интересов введены Законом № 160-ФЗ и в отношении членов комиссии по осуществлению закупок. Новая редакция ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ запрещает включать в комиссию физических лиц, которые имеют личную заинтересованность[8] в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К таким лицам относятся в т. ч. физические лица:

  • подавшие заявки на участие в закупке;
  • состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими заявки на участие в закупке;
  • являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке.

Членам комиссии вменено в обязанность незамедлительно сообщать заказчику, создавшему комиссию, о возникновении любого из обстоятельств, указанных в ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ. А заказчик, в свою очередь, обязан незамедлительно заменить таких лиц другими физическими лицами, соответствующими требованиям об отсутствии конфликта интересов.

Однако наиболее проблематичной видится норма, изложенная в нововведенной ч. 10 ст. 39 Закона № 44-ФЗ. Эта норма обязывает членов комиссии при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Законом о противодействии коррупции в т. ч. с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Напомним, что задача комиссии по осуществлению закупок — принимать решения о судьбе заявок, поступивших на участие в конкурентных процедурах определениях поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Отсюда следует, что после публикации протокола, в котором определен победитель конкурентной процедуры, полномочия комиссии исчерпываются.

Вместе с тем в силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ «закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта». А ч. 10 ст. 39 Закона № 44-ФЗ обязывает членов комиссии принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок, т. е. не только при рассмотрении заявок, но на всем протяжении жизненного цикла закупки (включая исполнение контракта)!

Еще больше уверенности в неслучайном характере использованной терминологии добавляет указание на необходимость учитывать информацию, предоставляемую заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Информацию обо всех соисполнителях и субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры на сумму более чем 10 % контракта, предоставляет поставщик (подрядчик, исполнитель), т. е. «участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт»[9].

Получается, по замыслу законодателя члены комиссии обязаны каким-то образом принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в т. ч. на этапе исполнения контракта, заключенного по результатам закупки, заявки на участие в которой они рассматривали. Остается непонятным, каким образом они могут это сделать.

Мысленный эксперимент

Проводится закупка строительных работы для муниципальных нужд, НМЦК 110 млн руб., на момент рассмотрения заявок конфликт интересов отсутствует.

Спустя 6 месяцев после заключения контракта подрядчик заключает договор субподряда (стоимость более 10 % цены контракта) и добросовестно информирует об этом заказчика в соответствии с требованиями ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. При этом выясняется, что директор фирмы-субподрядчика — сводный брат супруги одного из членов комиссии.

Каким образом заказчик может исполнить требования ч. 10 ст. 39 Закона № 44-ФЗ по предотвращению и урегулированию конфликта интересов? А что должен сделать член комиссии, оказавшийся стороной конфликта интересов «задним числом»? Ведь комиссия давным-давно прекратила свою работу!

Очевидно, что требования ч. 10 ст. 39 Закона № 44-ФЗ по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на этапе исполнения контракта нереализуемы. Остается дождаться разъяснений регулятора, какой смысл в таком случае вкладывался в эту норму.

Обновленные требования к независимым гарантиям

С 1 июля 2022 г. независимые гарантии должны предусматривать «обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии». Соответствующие изменения произошли в п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, который ранее предусматривал простую «обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки»[10].

Новая формулировка будет способствовать искоренению порочной практики включения банками в гарантию условия о том, что требование об уплате денежной суммы по ней должно быть получено гарантом до окончания срока действия гарантии[11].

Кроме того, канула в Лету невнятная формулировка ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ «о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных ГК РФ» (за весь период действия Закона № 44-ФЗ мало кому из заказчиков удалось реализовать пресловутое «право на бесспорное списание»). Новая редакция рассматриваемой нормы предусматривает включение в независимую гарантию условия об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

Кроме того, с 1 июля 2022 г. предусматривается установление типовой формы независимой гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ[12]. В настоящее время Минфином России подготовлен проект постановления Правительства РФ о внесении соответствующих изменений в постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005[13].

Сроки оплаты результатов исполнения контракта стали одинаковыми для всех категорий заказчиков

Независимо от категории заказчика, с 1 июля 2022 г. срок оплаты в общем случае составляет не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Иные сроки предусматриваются в следующих случаях:

  • если оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС (например, в случае закупки у единственного поставщика) — не более 10 рабочих дней;
  • если расчеты по контракту полностью или в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению — не более 10 рабочих дней;
  • если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, — не более 20 рабочих дней[14].

Кроме того, стоит помнить, что иной срок оплаты может быть установлен законодательством РФ[15].

Изменение сроков и оснований направления информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в контрольный орган для включения в РНП

Долгое время Закон № 44-ФЗ содержал противоречие:

  • в подп. «б» п. 2 ч. 6 ст. 51 указывалось, что заказчик обязан направить в УФАС обращение о включении в РНП информации об участнике закупки, который уклонился от заключения контракта, «в день размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта»;
  • в ч. 4 ст. 104 говорилось, что обращение о включении информации
    об участнике закупки в РНП направляется в УФАС не позднее чем через три рабочих дня с даты признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

С 1 июля 2022 г. законодатель упорядочил сроки, в течение которых заказчик либо уполномоченный орган должны обратиться в контрольный орган с заявлением о включении участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП[16].

Таблица 1

Сроки направления в УФАС обращений о включении сведений об участнике закупки или поставщике в РНП

СитуацияСрок направления обращения
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам электронной процедуры, в установленный срок не подписал проект контракт и не направил протокол разногласийВ день размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта (указанный протокол, в свою очередь, формируется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований ч. 3 и 5 ст. 51 Закона № 44-ФЗ)[17]
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам закрытого конкурса или аукциона, в срок, установленный в документации о закупке, не подписал и не направил заказчику все экземпляры контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контрактаНе позднее двух рабочих дней, следующих за днем истечения срока выполнения участником закупки требований[18]
Вступило в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактомНе позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта[19]
Вступило в силу решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контрактаНе позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда
Вступило в силу решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контрактаНе позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта[20]

Отдельно остановимся на случае, указанном в последней строке таблицы: когда вступило в силу решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Обязанность информировать контрольный орган об этой ситуации возложена на заказчика ч. 22.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, которая также вступила в силу с 1 июля 2022 г.

Получается, что заказчик должен в 100 % случаев направлять в контрольный орган информацию о поставщиках, отказавшихся от исполнения контракта в одностороннем порядке. И совершенно неважно, что думает по этому поводу сам заказчик: даже если он считает действия поставщика обоснованными (например, если заказчик не отрицает факт неоднократного нарушения им сроков оплаты товара, давший поставщику основание для одностороннего отказа от исполнения контракта), он все равно должен передать информацию о поставщике в контрольный орган.

Кроме того, вступили в силу изменения в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, согласно которым в РНП наряду с информацией об «уклонистах» включается информация «о поставщиках, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами» [ранее — «о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов»]. Это заставило многих специалистов в сфере закупок задаться вопросом: неужели теперь нужно информировать ФАС России о каждом случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту?

Авторы отвечают на этот вопрос отрицательно: перечень случаев, когда заказчик направляет в контрольный орган обращение о включении сведений о поставщике в РНП, сформулирован в ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ исчерпывающе (см. табл. 1). Там по-прежнему нет никаких других оснований для обращения в контрольный орган с заявлением о включении сведений о поставщике в РНП, кроме расторжения контракта (по решению суда или вследствие одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения).

Вступили в силу отложенные до 1 июля 2022 г. изменения, которые были внесены в Закон № 44-ФЗ «вторым оптимизационным пакетом»[21]

Заработал новый порядок одностороннего отказа стороны контракта (как заказчика, так и поставщика) от исполнения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры.

С 1 июля 2022 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта формируется и размещается в ЕИС[22]. Не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС такое решение автоматически поступит в личный кабинет поставщика в ЕИС, что признается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (больше никаких заказных писем, телеграмм и расписок и пр.). Датой поступления решения будет считаться дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.

Чтобы отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчику нужно будет сформировать в ЕИС извещение об отмене данного решения. Извещение формируется и размещается в ЕИС в срок не позднее одного дня, следующего за днем отмены решения об одностороннем отказе[23].

Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта с 1 июля 2022 г. производится по абсолютно симметричным правилам (точно так же с использованием ЕИС, в точно такие же сроки)[24].

Если заказчик, расторгнув контракт, пожелает воспользоваться своим правом заключить контракт со следующим участником конкурентной процедуры, результатом которой являлся расторгнутый контракт (ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), то новый контракт должен заключаться в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый. В данном случае — в порядке, предусмотренном для заключения контракта по результатам электронной процедуры[25].

Кроме того, вступила в силу ч. 16 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, предусматривающая обмен документами с использованием ЕИС при применении мер ответственности в случае нарушения условий контракта любой из сторон контракта, заключенного по результатам электронной процедуры.

Многие специалисты в сфере закупок, пожелавшие воспользоваться новым функционалом, столкнулись с тем, что он не появился в личном кабинете заказчика в ЕИС с 1 июля 2022 г. «по умолчанию». Чтобы этот функционал включился, сначала нужно зайти в личный кабинет заказчика в ЕИС с правами администратора и проставить на вкладке «Работа с документами одностороннего отказа и претензионной переписки по результатам электронных процедур» следующие галочки:

  • формирование решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • подписание решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • формирование претензионной переписки;
  • подписание претензионной переписки.

Еще один часто задаваемый вопрос — можно ли использовать новый функционал в отношении контрактов, которые были заключены до 1 июля 2022 г.? Авторы отвечают на этот вопрос утвердительно.

Как следует из ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ.

П. 2 ст. 422 ГК РФ

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Важно осознать, что общий принцип «условия заключенного договора сохраняют силу» касается собственно условий договора. Правила одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения и правила обмена документами при применении мер ответственности к по умолчанию к условиям договора не относятся: это некие «правила выполнения юридически значимых действий по поводу договора», но не существенные условия самого договора. Изменение таких правил не затрагивает содержания прав и обязанностей сторон контракта. Следовательно, новые правила могут быть применены и к контрактам, которые были заключены до даты их вступления в силу.

Но как быть, если в контракте, заключенном до 1 июля 2022 г., был предусмотрен порядок одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения, воспроизводящий дореформенный текст ст. 95 Закона № 44-ФЗ? Или порядок обмена документами, составленными на бумажном носителе, при применении мер ответственности? В этом случае ответ один: в силу п. 2 ст. 422 ГК РФ «условия заключенного договора сохраняют силу»[26].

Изменения в Законе № 44-ФЗ, вступившие в силу с 9 июля 2022 г.

Изменения, внесенные в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 28.06.2022 № 231-ФЗ (далее — Закон № 231-ФЗ), по большей части посвящены контрактам со встречными инвестиционными обязательствами, или «офсетным контрактам». Такие контракты могут заключаться на основании акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, но пока не получили широкого распространения.

Собственно, Закон № 231-ФЗ в первую очередь и нацелен на то, чтобы такие контракты стали встречаться чаще (в частности, был значительно сокращен минимальный объем инвестиций, подлежащих вложению участником закупки, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, в создание, модернизацию, освоение производства товара и/или создание, реконструкцию имущества, предназначенного для оказания услуги).

Оставляя особенности работы с «офсетными контрактами» на самостоятельное изучение всем заинтересованным читателям, остановимся на тех новеллах Закона № 231-ФЗ, которые будут интересны более широкому кругу заказчиков.

Возможность изменения в 2022 году существенных условий контракта на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов

Такая возможность предусмотрена нововведенной ч. 65.2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ с учетом следующих ограничений:

1) изменение существенных условий контракта на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов допускается
до 31 декабря 2022 г.;

2) по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество таких товаров может быть увеличено/уменьшено не более чем на 30 %;

3) изменение цены контракта допускается пропорционально дополнительному количеству таких товаров исходя из установленной в контракте цены единицы таких товаров, но не более чем на 30 % цены контракта;

4) цена единицы дополнительно поставляемых товаров или цена единицы таких товаров при уменьшении предусмотренного контрактом количества таких товаров должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество соответствующих товаров.

Наибольшую трудность вызывает вопрос о том, можно ли воспользоваться ч. 65.2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ для изменения условий контракта, который был заключен до даты вступления этой нормы в силу? Чтобы понять, в чем заключается трудность, сопоставим формулировку рассматриваемой нормы, например, с формулировкой ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ:

  • «допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года» (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ);
  • «допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов» (ч. 65.2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

В судебной практике известна позиция, в силу которой основания для изменения условий контракта, не предусмотренные Законом № 44-ФЗ на момент заключения такого контракта, не могут применяться для изменения существенных условий данного контракта.

Пример

Фабула дела: 14 ноября 2019 г. стороны заключили дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта, датированного 21 сентября 2018 г., на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, который был введен в действие с 1 июля 2019 г. Федеральным законом 01.05.2019 № 71-ФЗ (далее — Закон № 71-ФЗ).

Правовая оценка суда: в переходных положениях Закона № 71-ФЗ не указано, что внесенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим до дня вступления
в силу названного федерального закона. Рассматриваемый муниципальный контракт заключен 21 сентября 2018 г., т. е. в период действия прежней редакции ст. 95 Закона № 44-ФЗ, не предусматривавшей случаи изменения срока исполнения контракта. Следовательно, к спорным правоотношениям, возникшим из договора, заключенного до дня вступления в силу Закона № 71-ФЗ, измененные положения ч. 1 ст. 95 неприменимы, т. к. действующим законодательством определены последствия принятия закона или иного правового акта, устанавливающего иные правила, чем те, которые действовали на момент заключения договора, а именно: новые правила, на которые ссылается подрядчик, не применяются к ранее возникшим правоотношениям[27].

Если следовать данной логике, то изменение существенных условий контракта со ссылкой на ч. 65.2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ допускается лишь при условии, что такой контракт был заключен после 9 июля 2022 г.

Реформа п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

В журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ подробно освещались проблемы, присутствовавшие в изначальной редакции этой нормы[28]. Закон № 231-ФЗ большинство из них решил:

  • исключена возможность закупки лекарственных препаратов;
  • медицинские изделия и расходные материалы к ним смогут закупать на основании указанной нормы любые заказчики, а не только медицинские организации;
  • получать разрешение учредителя на осуществление такой закупки больше не требуется;
  • годовой объем закупок на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для расходных материалов определен в размере не более 50 млн руб., а для медицинских изделий — не более 250 млн руб.;
  • на закупки по п. 5.1, 5.2 ч. 1 ст. 93 распространено действие ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (т. е. решен вопрос с «электронной формой»).

К сожалению, даже после всех изменений формулировка п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не дает ответа на самый трудный вопрос: каким образом заказчик должен доказать, что закупаемый им товар производится единственным производителем (в особенности на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера).

Изменения в Законе № 44-ФЗ, вступившие в силу с 9 июля 2022 г.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 272-ФЗ предусматривается правило, согласно которому в случае принятия Правительством РФ решений о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения контрактов[29] на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации[30].

А ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнена п. 1.4, который допускает не лимитированное никаким определенным процентом увеличение либо уменьшение предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ или услуг при соблюдении следующих условий:

  • Правительством РФ принято решение о введении специальных мер
    в сфере экономики, предусмотренное п. 1 ст. 26.1 Федерального закона
    от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу;
  • изменение существенных условий контракта осуществляется по предложению Миноброны России, МЧС России, ФСО или Росгвардии.

***

Авторы надеются, что представленный обзор изменений в Законе № 44-ФЗ будет полезен специалистам в сфере закупок и позволит им сократить трудозатраты на самостоятельное изучение многочисленных поправок, которые вступили в силу в июле 2022 г.

  1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

  2. С 1 января 2023 г. положения п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ будут изложены в редакции Закона № 160-ФЗ.

  3. Круг государственных заказчиков определен в п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ.

  4. См. ч. 6 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 7.1 ст. 81 ТК РФ.

  5. Апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа от 17.04.2018 по делу № 33-51/2018.

  6. См. п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  7. Ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции.

  8. В Законе № 44-ФЗ подчеркивается, что это понятие используется в значении, указанном в Законе о противодействии коррупции.

  9. п. 4.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ

  10. П. 3 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в ред. Федерального закона от 16.04.2022 № 109-ФЗ.

  11. О распространенности данной практики свидетельствует большое количеств решений контрольных органов, в которых наличие данного положения признавалось основанием для отказа в принятии гарантии заказчиком: см. решения Московского УФАС России от 01.04.2021 по делу № 077/06/106-5265/2021 (изв. № 0373200597221000015), от 12.03.2021 № 040/06/45-230/2019 (изв. № 0273100000621000001), Санкт-Петербургского УФАС России от 15.12.2020 по делу № 44-6626/20 (изв. № 0372200268520000007), Краснодарского УФАС от 24.04.2020 по делу № 023/06/69-2004/2020 (изв. № 0818600006120000011), Новгородского УФАС России от 27.07.2020 № 053/06/45-381/2020 (изв. № 0336100012520000057), Мордовского УФАС от 05.02.2021 № 013/06/45-31/2021 (изв. № 0309300012320000179) и мн. др.

  12. См. ч. 8.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 109-ФЗ.

  13. Ознакомиться с проектом № 01/01/06-22/00128730 можно на сайте regulation.gov.ru. Ввиду очевидного несовершенства данного проекта авторы не видят смысла рассматривать его в настоящей статье, т. к. он явно будет дорабатываться. Например, согласно проекту типовая форма независимой гарантии, выдаваемой для целей обеспечения исполнения контракта, не содержит отлагательного условия, обязательное наличие которого прямо предусмотрено в п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Ясно, что с такими дефектами типовая форма независимой гарантии не может быть утверждена.

  14. См. п. 2 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Федерального закона от 28.06.2022 № 231-ФЗ.

  15. П. 1 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ. Например, по Закону об ОСАГО страховой полис оформляется после оплаты страховой премии.

  16. См. ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в ред. Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ.

  17. Подп. «б» п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ.

  18. Подп. «в» п. 4 ч. 14 ст. 73 Закона № 44-ФЗ.

  19. Ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

  20. Ч. 22.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (вступает в силу с 1 июля 2022 г.).

  21. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 360-ФЗ).

  22. Ч. 12.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.

  23. Ч. 14.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ.

  24. Ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополняется ст. 20.1, 22.1.

  25. Подп. «а» п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, вводимой Законом № 360-ФЗ.

  26. Вопрос о том, что будет, если стороны такого контракта в нарушение условий данного контракта используют иной порядок одностороннего отказа от исполнения контракта или обмена документами при применении мер ответственности (а именно тот, что предусмотрен с 1 июля 2022 г. Законом № 44-ФЗ), остается открытым.

  27. Решение АС Ростовской области от 18.11.2020 по делу № А53-22746/2020.

  28. См. Александров Г. А. Медицинские закупки. Новая реальность // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022. № 4.

  29. Заключаемых не только в соответствии с Законом № 44-ФЗ, но и в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

  30. См. ч. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 8.