Закупка продукции, произведенной по специальному инвестиционному контракту, у единственного поставщика

																					

Контрактная система в сфере закупок основывается на ряде ключевых принципов: это принципы открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд также эффективности осуществления закупок. В большинстве случаев не составляет труда понять, как каждый из этих принципов воплощается на практике:

  • реализация принципа открытости, прозрачности информации положена в основу создания и развития ЕИС;
  • принцип обеспечения конкуренции выражается в создании равных условий для конкуренции между участниками закупок;
  • поддержание уровня профессионализма заказчиков реализуется через создание контрактной службы, поддержанием уровня профессионального образования должностных лиц;
  • принцип единства подходов устанавливает единые требования к проведению закупок по всей территории России, что обусловлено конституционными нормами единого экономического пространства;
  • принцип ответственности и результативности в большей мере отражается в персональной ответственности должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством.

И только принцип стимулирования инноваций в наименьшей степени находит отражение в реальной практике закупок товаров, работ и услуг. Указанный принцип подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

С 2016 года на территории России активно применяется такой инструмент привлечения иностранных инвестиций, как «специальный инвестиционный контракт» (далее — СПИК). Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» СПИК определяется как контракт, где одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и/или освоить производство промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект РФ в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством РФ или законодательством субъекта РФ в момент заключения специального инвестиционного контракта.

Оператором при заключении СПИК выступает Фонд развития промышленности. Формирование и ведение реестра СПИК осуществляется в электронном виде с помощью государственной информационной системы промышленности (далее — ГИСП).

В этой связи представляет интерес тот факт, что с 1 января 2022 г. вступил в силу п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, который подразумевает закупку у единственного поставщика товара, производство которого создано или модернизировано и/или освоено на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных ст. 111.3 Закона № 44-ФЗ. А на основании п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускается закупка у единственного поставщика товара, производство которого создано или модернизировано и/или освоено на территории субъекта РФ в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ. Примечательно, то что с 1 января 2022 г. указанный пункт дополнен словами «или осуществление закупки услуги, оказываемой с использованием имущества, которое создано или реконструировано на территории субъекта РФ в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно ст. 111.4», что дает возможность закупки работ/услуг с использованием товаров, произведенных в России лицами, которые заключили инвестиционный контракт.

В случае закупки товара у организаций, заключивших СПИК, необходимо учитывать определенные нюансы, которые перечислены в ст. 111.3 Закона № 44-ФЗ. Чтобы организация, заключившая СПИК, могла выступать единственным поставщиком в рамках ст. 93 Закона № 44-ФЗ, объем инвестиций должен составлять 750 млн руб. (указанная сумма ниже, чем в редакции Закона № 44-ФЗ от 2019 года). Также совокупное количество товара каждого наименования, поставку которого производитель товара осуществляет в соответствии с указанным пунктом в течение календарного года, не должно превышать 30 % количества товара такого наименования, произведенного им в течение данного календарного года. Указанное ограничение не распространяется на случаи заключения СПИК с производителем товара, включенным в реестр организаций, заключивших СПИК.

В настоящее время в реестре СПИК размещено более 50 инвестиционных контрактов. Большая часть (14 инвестиционных контрактов) из всех СПИК заключены с целью освоения на территории РФ продукции автомобильной промышленности. Среди продукции автомобильной промышленности, выпускаемой в соответствии со СПИК, можно выделить легковые автомобили, грузовые автомобили, каркасы кабин для грузовых автомобилей, 6-ти рядные цилиндровые двигатели, работающие на дизельном и/или газовом топливе, автобусы категорий М2, М3, двигатель внутреннего сгорания. Добавим, что перечень производителей, заключивших СПИК, и перечень продукции, с целью производства которой заключен СПИК, приведен в реестре Минпромторга России[1].

Также значительную долю занимают инвестиционные контракты по освоению продукции химической промышленности, как например производство мочевины, аммиака, калия хлористого и т. д.

Стоит отметить, что показатели по лидерству в количестве заключенных СПИК не коррелируют с количеством закупок у единственного поставщика по 93 ст. Закона № 44-ФЗ. Интересно, что на освоение продукции фармацевтической промышленности заключили инвестиционный контракт только 7 организаций. Однако анализ контрактов, опубликованных в ЕИС за 2020–2021 гг. и начало 2022 года показывает, что более 90 % всех закупок у единственного поставщика по п. 47 и п. 48 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществлялись с целью закупки лекарственных средств. В основном это противоопухолевые препараты, иммуноглобулины, золедроновая кислота, молочная кислота, моноклинальные антитела и др. Преимуществом закупки по п. 47 и п. 48 ст. 93 Закона № 44-ФЗ медицинских изделий и лекарственных средств является максимальная экономия времени, что безусловно важно при оказании медицинской помощи больницами и лечеными учреждениями. На что указывает, анализ выборки контрактов с позиции исполнения в ЕИС (№ 2771408263622000134, № 2771408263621001644, № 2771408263621001653).

Сам процесс закупки товаров по п. 47 и п. 48 ст. 93 Закона № 44-ФЗ во многом схож с обычной «бумажной закупкой» у единственного поставщика. Публиковать в ЕИС нужно уже заключенный контракт с отсылкой к позиции план-графика. При этом в качестве основного источника информации при выборе поставщика заказчикам нужно использовать реестр СПИК Минпромторга.

С точки зрения заказчика у контрактов, заключаемых на основании п. 47, 48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, есть целый ряд преимуществ:

  • нет никаких стоимостных лимитов (по цене одного контракта и по годовому объему закупок);
  • заключение таких контрактов не требуется согласовывать с контрольным органом;
  • нет обязанности уведомлять контрольный орган о заключении контракта.

По сути, все, что требуется от заказчика, — это вносить информацию о заключении и исполнении таких контрактов в реестр контрактов. 

По мнению автора, закупка по п. 47 и п. 48 ст. 93 Закона № 44-ФЗ — достаточно привлекательный механизм, который способен сэкономить заказчикам время при оказании услуг населению, используя преимущества неконкурентной закупки. Это доказывается и тем фактом, что среди организаций, производящих закупки по п. 47 и п. 48 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, преобладают бюджетные учреждения здравоохранения.

  1. Доступен по ссылке: https://gisp.gov.ru/spic2/pub/spic/search/

Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 3.