Закупки услуг по обращению с медицинскими отходами: требования к участникам и составу их заявок, правила формирования лотов
Под медицинскими отходами согласно ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) понимаются все виды отходов, в т. ч. анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генетически модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения[1].
- Как следует из приведенных выше положений закона, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь населению, сталкиваются с необходимостью исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с медицинскими отходами. Наиболее распространенным способом удовлетворения возникающих потребностей является проведение закупки на оказание соответствующих услуг. В настоящей статье рассмотрим требования к участникам таких закупок и составу их заявок.
Требование о наличии лицензии
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) деятельность по обращению (по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению) с отходами I–IV классов опасности подлежит лицензированию. Следует ли из этого, что при закупке услуг по обращению с медицинскими отходами необходимо истребовать у участника закупки лицензию на указанный вид деятельности?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к классификации отходов по классам опасности, определенной ст. 4.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ):
- I класс — чрезвычайно опасные отходы;
- II класс — высокоопасные отходы;
- III класс — умеренно опасные отходы;
- IV класс — малоопасные отходы;
- V класс — практически неопасные отходы.
При этом согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ обращение медицинских отходов выведено из сферы его регулирования. Иными словами, Закон № 89-ФЗ и подзаконные акты к нему не дают ответа, к какому классу опасности следует отнести медицинские отходы[2].
Законом № 323-ФЗ определена собственная классификация медицинских отходов в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания:
- класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам[3];
- класс Б — эпидемиологически опасные отходы;
- класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс Г — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
- класс Д — радиоактивные отходы.
Критерии разделения медицинских отходов на классы определены в постановлении Правительства РФ от 04.07.2012 № 681[4] (далее — ПП РФ № 681):
- класс А — отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
- класс Б — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3–4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
- класс В — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1–2-й группы патогенности[5];
- класс Г — наличие в их составе токсичных веществ;
- класс Д — содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена также в разделе Х СанПиН 2.1.3684-21[6], из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I–IV классов опасности. А обращение с отходами класса Д осуществляется организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности согласно ст. 14 Закона № 190-ФЗ[7].
Следовательно, заказчик обязан требовать представления лицензии в составе заявки только в случае проведения закупки услуг по обращению с медицинскими отходами классов Г[8] и Д. В иных случаях требовать представления лицензии заказчик не вправе.
Пример
Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и размещению медицинских отходов классов Б, В, Г. В требованиях к участникам закупки было установлено требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Антимонопольный орган признал поступившую жалобу обоснованной[9], указав, что обращение с отходами классов Б и В обязательному лицензированию не подлежит.
Аналогичная позиция поддерживалась правоприменительной практикой и ранее[10].
Пример
Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.
Заказчик аргументировал требование тем, что в результате обеззараживания медицинских отходов класса Б образуются отходы IV класса опасности, для утилизации, обезвреживания которых необходимо наличие лицензии. Однако суды не приняли такую аргументацию и признали требование неправомерным[11], поскольку предмет закупки — обезвреживание медицинских отходов класса Б, а не отходов IV класса опасности.
Отметим, что согласно п. 159 СанПиН 2.1.3684-21 после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, медицинские отходы классов Б и В собираются хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение медицинских отходов, в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного, которая должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов и содержать следующую информацию: «Отходы класса Б, обеззараженные» и «Отходы класса В, обеззараженные», наименование организации и ее адрес в пределах места нахождения, дату обеззараживания медицинских отходов. Последующее обращение с такими отходами обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями Санитарных правил к отходам класса А.
При этом согласно п. 158 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
В соответствии с п. 160 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с медицинскими отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1–2-го класса опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г.
Согласно п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Таким образом, обеззараженные отходы классов Б и В с применением аппаратных способов перестают быть медицинскими отходами, в связи с чем на них в полном объеме распространяются положения законодательства об отходах производства и потребления[12].
Так, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО), утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, выделяют следующие виды медицинских отходов (табл. 1).

Таблица 1
Виды медицинских отходов в соответствии с ФККО
№ | Код ФККО | Наименование |
1 | 7 47 841 11 49 4 | Зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция |
2 | 7 47 841 21 20 4 | Смесь шлака и отходов механической очистки газов при сжигании медицинских отходов, содержащая преимущественно углерод и диоксид кремния |
3 | 7 47 842 21 72 5 | Отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В методом сухого горячего воздуха |
4 | 7 47 843 51 71 5 | Отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, содержащие преимущественно текстиль, резину, бумагу, практически неопасные |
5 | 7 47 843 55 71 5 | Отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные |
6 | 7 47 844 21 71 4 | Отходы обезвреживания медицинских отходов классов А, Б, В методом влажного жара (протеиновым лизисом) измельченные |
7 | 7 47 893 11 40 4 | Отходы «сухой» очистки выбросов от сжигания биологических, медицинских отходов от пыли и кислых газов, содержащие преимущественно углерод и соединения кальция |
Согласно положениям приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 последний знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:
- 0 — для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;
- 1 — I класс опасности;
- 2 — II класс опасности;
- 3 — III класс опасности;
- 4 — IV класс опасности;
- 5 — V класс опасности.
Как видно из приведенной выше таблицы, отходы сжигания или обезвреживания медицинских отходов классов А, Б, В относятся к IV или V классу опасности отходов согласно Закону № 89-ФЗ в зависимости от выбранного заказчиком способа обезвреживания.
В случае, если по результатам обезвреживания медицинских отходов образуются промышленные отходы IV класса опасности, оказание услуг по обращению с такими отходами требует наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[13].
Отметим, что требование о наличии лицензии не может быть установлено к участнику закупки в случае, если из предмета контракта не следует, что обязательство исполнителя целиком состоит из лицензируемого вида деятельности.
Пример
Заказчик объявил закупку услуг по сбору, обезвреживанию, транспортированию медицинских отходов класса Б, В и Г. В требованиях к участникам закупки было установлено требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Антимонопольный орган учел приведенные выше нормативные акты и признал поступившую жалобу обоснованной, поскольку из описания объекта закупки не следует, что заказчик передает на оказание услуг обеззараженные медицинские отходы. Следовательно, требование о наличии лицензии у участника закупки установлено неправомерно[14].
При этом заказчику необходимо конкретизировать требование к лицензии перечислением в извещении видов работ, составляющих лицензируемую деятельность, исходя из предмета контракта[15].
Пример
Заказчику необходимо закупить услуги по транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса Г: ртутные лампы (код ФККО 4 71 101 01 52 1) и отходы термометров ртутных (код ФККО 4 71 920 00 52 1). Исходя из кода ФККО, данные отходы относятся к I классу опасности. Следовательно, участник закупки должен обладать лицензией на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности с указанием видов деятельности «Транспортирование отходов I класса опасности», «Обезвреживание отходов I класса опасности», «Утилизация отходов I класса опасности»[16]. В составе заявки предоставляется выписка из реестра лицензий по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343[17].
Также отметим, что лицензией должен обладать непосредственно участник закупки, а не соисполнители, поскольку исполнение основного обязательства требует наличия лицензии[18].
Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения
Действующее законодательство не обязывает лиц, оказывающих услуги в сфере обращения медицинских отходов, иметь такое заключение.
В соответствии с положениями ст. 40 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) оформление санитарно-эпидемиологического заключения требуется исключительно для лицензируемых видов деятельности, перечень которых отражен в ч. 2 ст. 40 Закона № 52-ФЗ. Поскольку для обращения с медицинскими отходами (кроме класса Г и Д) лицензия не требуется, требование о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения является неправомерным[19].
При закупке услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г данное заключение также нельзя истребовать у участника закупки или исполнителя, поскольку наличие санитарно-эпидемиологического заключения является одним из лицензионных требований[20]. А копию лицензии участник закупки прилагает в составе заявки, тем самым подтверждая и наличие необходимого заключения.
Правила формирования лотов
Из рассмотренных выше требований к участникам закупки следует вывод о недопустимости объединения в рамках одной закупки услуг по обращению с медицинскими отходами, для оказания которых лицензия не требуется, с лицензируемыми услугами. В противном случае заказчик нарушает ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.
Следовательно, объединение в рамках одной закупки услуг по обращению с медицинскими отходами классов А, Б, В и отходами класса Г или Д неправомерно[21], за исключением случаев, когда заказчик передает исполнителю обезвреженные медицинские отходы классов Б и В, а предмет контракта не содержит не лицензируемых услуг.
Также интересно рассмотреть вопрос объединения различных видов отходов в рамках одной закупки (медицинских отходов и отходов производства и потребления). Для этого необходимо соотнести предмет закупки с положениями действующего законодательства. Исходя из определения ст. 49 Закона № 323-ФЗ, медицинскими являются все виды отходов, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности. Однако медицинское учреждение осуществляет не только медицинскую деятельность, но и иную хозяйственную деятельность, по результатам которой могут образовываться отходы (смет с территории, пищевые отходы кухонь, отходы тары и упаковки, стеклянный бой, отходы бумаги и картона и т. д.). Являются ли данные отходы медицинскими? Верховный Суд РФ указал[22], что не являются: это отходы производства и потребления.
Однако такая позиция не согласуется с положениями СанПиН 2.1.3684-21 и разъяснениями государственных органов[23]. Так, согласно п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, смет от уборки территории, пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в т. ч. фтизиатрических, и т. д.), отнесены к отходам класса А.
Иными словами, классификация медицинских отходов является полностью автономной и нормативно отделена от классификации отходов производства и потребления (Закон № 89-ФЗ). В связи с чем объединение медицинских отходов и отходов производства и потребления в рамках одной закупки представляется невозможным.
- Ч. 3 ст. 49 Закона № 323-ФЗ. ↑
- Отметим, что регулярно рассматривается вопрос о приравнивании медицинских отходов к отходам производства и потребления, чтобы снять возникающую неопределенность при их обращении, однако на дату написания статьи изменения в законодательство внесены не были (см. https://vademec.ru/news/2023/04/26/meditsinskie-otkhody-posle-obezzarazhivaniya-priravnyayut-k-obychnomu-musoru/). ↑
- При этом медицинские отходы класса А не могут быть отнесены к ТКО (см. письма Минприроды от 02.11.2020 № 25-47/28897, ФАС России от 12.11.2020 № 25-47/28897). ↑
- «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания». ↑
- В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 04.03.2021 № 02/4246-2021-30 в п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 допущена ошибка: отходы класса В характеризуются контактом с возбудителями 1–2-й группы патогенности, а не 3–4-й (как указано в санитарных правилах). ↑
- «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». ↑
- «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ↑
- Отметим, что в правоприменительной практике даже требование о наличии лицензии для обращения с отходами класса Г вызывает вопросы (см. решение Красноярского УФАС России от 23.08.2022 по закупке № 0119200000122009778). ↑
- См. решение Ставропольского УФАС России от 12.11.2021 по делу № 026/06/64-2438/2021 по закупке № 0321300034121000123. Аналогично: решения Дагестанского УФАС России от 17.01.2022 № 005/06/106-32/2022 по закупке № 0303300031421000028, Башкортостанского УФАС России от 12.11.2021 по закупке № 0301300071921000110, Тюменского УФАС России от 29.09.2021 по закупке № 0167200003421005038, Ростовского УФАС России от 23.07.2021 по закупке № 0358300049321000349, Владимирского УФАС России от 16.08.2021 по закупке № 0128200000121004979. ↑
- См. постановления ФАС Уральского округа от 10.12.2018 по делу № А76-32696/2017, Восемнадцатого ААС от 12.11.2019 по делу № А07-10791/2019, решения Омского УФАС России от 20.11.2020 по закупке № 0352200022720000256, Ростовского УФАС России от 23.11.2020 по закупке № 0358200036220000855, Санкт-Петербургского УФАС России от 30.11.2020 по закупке № 0372200038320000121, Тамбовского УФАС России от 22.01.2020 по закупке № 0864500000219004780. Хотя есть и редкие исключения: постановление Тринадцатого ААС от 04.12.2018 по делу № А56-36199/2018. ↑
- См. постановление Первого ААС от 12.02.2020 по делу № А11-3162/2019. ↑
- Аналогичный вывод сделан в письме Росприроднадзора от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588 «О направлении разъяснений». ↑
- См. постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290. ↑
- См. решение Новосибирского УФАС России от 04.05.2022 по закупке № 0351300080622000041. Аналогично: решение Санкт-Петербургского УФАС России от 05.04.2022 по закупке № 0372100037122000109. ↑
- См. решения Астраханского УФАС России от 10.08.2022 по закупке № 0325300007722000004, Омского УФАС России от 20.11.2020 по закупке № 0352200022720000256, Челябинского УФАС России от 06.08.2020 по закупке № 0369300285120000244, Приморского УФАС России от 26.12.2019 по закупке № 0320200015219000096. ↑
- См. решение Московского УФАС России от 26.11.2021 по закупке № 0173200001421001792. ↑
- «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий». ↑
- См. постановление ФАС Центрального округа от 22.10.2021 по делу № А83-14665/2020. ↑
- Аналогичная позиция в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2022 по делу № А79-437/2021, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2018 по делу № А12-3381/2018, решении Омского УФАС России от 15.05.2019 по закупке № 0352300015419000020. ↑
- См. постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». ↑
- См. решение Ставропольского УФАС России от 12.11.2021 по делу № 026/06/64-2438/2021 по закупке № 0321300034121000123. Аналогичная позиция ранее высказывалась в определении Верховного Суда РФ от 14.06.2017 по делу № А53-15249/2016, постановлении ФАС Поволжского округа от 28.11.2018 по делу № А12-3381/2018, постановлении Восемнадцатого ААС от 12.11.2019 по делу № А07-10791/2019, решениях Ивановского УФАС России от 17.01.2020 по закупке № 0333300001119000201, Пермского УФАС России от 31.10.2019 по закупке № 0356300218219000144. ↑
- См. определение Верховного Суда РФ от 27.04.2016 № 306-КГ16-3171 по делу № А55-12937/2015. Аналогичная позиция изложена в решении Иркутского УФАС России от 16.01.2017 по закупке № 0334300027516000244. ↑
- См. письмо Росприроднадзора от 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554. ↑