Биржевая торговля строительными материалами как новое направление цифровизации государственных закупок
Для того, чтобы оставаться эффективным в быстро изменяющейся экономической конъюнктуре, заказчику приходится осваивать новые инструменты закупок и новые методы управления поставками. И это не дань моде или тренду цифровизации. Просто привычные инструменты далеко не всегда позволяют достигать цели в новых условиях.
Для регламентированных закупок использование новых инструментов осложненно тем, что заказчик находится в рамках законодательных ограничений. Однако было бы ошибкой думать, что новые инструменты не доступны регламентированному заказчику вовсе.
От электронного аукциона – к специализации цифровых инструментов
С начала XXI века регламентированные закупки в России претерпевают постоянные метаморфозы в области нормативного регулирования в целом и в области поиска оптимального инструмента закупок, в частности. К концу I десятилетия XXI века в качестве такого инструмента был выбран открытый одноэтапный аукцион в электронной форме, который остаётся доминирующим способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в контрактной системе.
Двадцать лет назад этот инструмент и в самом деле казался решением очевидных проблем сферы госзаказ – и, в первую очередь, проблемы субъективного и непрозрачного выбора поставщика, завышения цены закупки и сопряжённых с этими обстоятельствами коррупционных рисков. Электронный аукцион стал инновационным инструментом, создавшим новую реальность в сфере регламентированных закупок и стимулировавшим цифровизацию сопутствующих хозяйственных отношений.
Однако за минувшее время стало ясно, что и электронный аукцион как таковой инструмент не может стать панацеей ото всех проблем и не может служить единственным, универсальным инструментом выбора поставщика. Мало-помалу универсалистские тенденции стали уступать место специализации инструментов закупки. Непродолжительный период бурного творчества в части изобретения новых способов закупки, имевший место в первые годы действия Закона № 223-ФЗ, сменился пониманием необходимости наличия в арсенале каждого заказчика с диверсифицированными закупочными практиками пяти-шести инструментов, каждый из которых имеет свою чётко определённую область эффективного применения.
На базе этого подхода, в свою очередь, стала формироваться сперва философия, а затем и практика категоризации закупок. Категорийное управление поставками при этом отнюдь не ограничивается специализацией закупочных инструментов, хотя и невозможно в полной мере без такой специализации.
Само категорийное управление закупками основано на понимании того, что инструменты закупки не бывают эффективными или неэффективными сами по себе. Ведь их эффективность зависит от комплекса факторов: рыночной конъюнктуры, отраслевой специфики, географических факторов и даже факторов сезонности. Но главным образом – от специфики приобретаемой продукции.
Если приобретаемой продукции свойственно эластичное ценообразование, а на рынке существуют конкурирующие предложения, то самым эффективным инструментом закупки будет электронный аукцион. В других случаях придётся прибегнуть к запросу котировок или запросу предложений. Но может случиться и так, что в условиях текущей рыночной конъюнктуры для приобретения конкретной категории продукции больше не подходит ни один их существующих инструментов.
Ответом на такие ситуации как раз и является поиск новых инструментов приобретения необходимой продукции. Такие инструменты входят в обиход заказчиков не сами по себе, а именно как продукт развития хозяйственных отношений. Этот процесс продолжается по сей день. С немалым трудом и с известным временным «лагом» этот проход реализует себя в контрактной системе. Однако не стоит этому удивляться: любой новый инструмент проникает в сферу госзакупок только после его многократной успешной апробации в коммерческих закупках.
В России мы имеем роскошь двигаться естественным путём развития хозяйственных практик, в т.ч. практик закупочных. Экспериментальные режимы сперва апробируются в коммерческом секторе, затем регламентируются положениями о закупках заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ, и лишь затем получают своё место в законодательстве о контрактной системе. Так было с конкурсом в электронной форме, так было и с «малой электронной закупкой» в порядке ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ.
Цифровизация закупок как глобальный тренд также не является данью моде, а отражает объективный потенциал оптимизации издержек посредством реализации бизнес-процессов в электронной форме. Да, если сами бизнес-процессы не выстроены, то их цифровизация приносит не сокращение издержек, а лишь дополнительный объём работы. Но именно для минимизации этого риска работа государственного заказчика в электронной среде проходит на специализированных порталах – в первую очередь, в Единой информационной системе и на профильных государственных электронных торговых площадках.
Биржа как инструмент обеспечения обоснованной цены государственных закупок
На сегодня и потенциал специализации, и потенциал цифровизации закупочных инструментов далеко не исчерпан. Но теперь речь идёт уже не об изобретении принципиально новых способов закупки, а о применении для нужд заказчика хозяйственных инструментов, давно зарекомендовавших себя на рынке.
И, пожалуй, старейшим таким инструментом является биржевая торговля.
Мы привыкли к тому, что биржа является лишь инструментом заключения сделки. Но на деле биржевые инструменты работают уже при подготовке закупки.
Возьмём для примера строительную отрасль. Все мы прекрасно понимаем, чтобы «хитрому» заказчику получить откат, ему нужно завысить начальную (максимальную) цену контракта. Обоснование в стройке осуществляют по проектно-сметному методу, используя смету на основании утвержденной проектной документации, а также методические рекомендации Минстроя. Расчет включает применение индексов цен Минэкономразвития и Минстроя, а также подготовку ведомости объемов работ и сметы контракта.
Ключевые шаги для обоснования НМЦК в строительстве:
- Применение проектно-сметного метода. Этот метод является основным для закупок работ, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом.
- Использование проектной документации. Основой расчета является утвержденная проектная документация, на основе которой определяется смета строительства.
- Расчет сметной стоимости. Определяется сметная стоимость, которая включает официальную статистическую информацию об индексах цен на продукцию инвестиционного назначения, а также индексы-дефляторы Минэкономразвития или индексы инфляции, установленные региональным уполномоченным органом.
- Определение объемов работ. Для этого составляется ведомость объемов конструктивных решений и комплексов (видов) работ.
- Составление сметы. На основе рассчитанной сметной стоимости и ведомости объемов работ готовится проект сметы контракта, который в итоге является сметной документацией.
- Использование методических рекомендаций: Расчет производится с учетом методических рекомендаций Минэкономразвития Росссии (Приказ № 567) и отраслевых требований Минстроя России (Приказ № 841/пр).
Далее готовую проектно-сметную документацию заказчик направляет в государственную экспертизу, которая проверяет лишь только используемые заказчиком коэффициенты. Но что, если заказчик завысил не коэффициенты, а исходную стоимость материалов? В данном случае проектно-сметная документация всё равно считается обоснованной, а цена верной.
Для профилактики подобных потенциальных злоупотреблений была разработана и внедрена система ФГИС ЦС «Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве». Она служит платформой для сбора, хранения и обработки информации о ценах на строительные ресурсы, а также для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых государством. Система создана для перехода на новый, ресурсный метод составления смет и обеспечения большей открытости и прозрачности ценообразования в строительной отрасли, а также для формирования новых сметных нормативов.
Основные функции ФГИС ЦС:
- Сбор и верификация данных о стоимости строительных ресурсов (материалов, оборудования, машин и механизмов).
- Формирование и поддержание Классификатора строительных ресурсов (КСР), который содержит около 69 тысяч позиций.
- Предоставление информации о сметных ценах для всех участников строительного рынка.
- Информационная поддержка нового ресурсно-индексного метода (РИМ) составления смет, который приходит на смену устаревшей базисно-индексной системе.
- Создание и корректировка сметных нормативов (государственных, территориальных и других) на основе данных системы.
Цели создания ФГИС ЦС:
- Повышение точности сметных расчетов.
- Обеспечение прозрачности и контролируемости: ценообразования в строительстве.
- Совершенствование строительной отрасли: и переход к современным методам работы.
Система ФГИС ЦС будет постепенно наполняться – и это позволит шаг за шагом исключить манипуляции отдельных недобросовестных заказчиков по завышению цены на строительные материалы. Именно для этого Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» было изменено 21 августа 2025 года: поправки были направлены не только на повышение прозрачности и эффективности механизма мониторинга цен стройматериалов, но и на создание пула операторов, которые будут осуществлять загрузку данных во ФГИС ЦТ.

В число таких операторов были включены Биржа ЦТС и ЭТП ГПБ. Это означает, например, что заказчик, осуществляющий закупку работ по строительству автомобильной дороги, включает в условия подряда обязанность поставщика закупать биржевые товары (такие, как песок и щебень) на Бирже ЦТС, а остальные товары (например, инструменты и строительную технику) на ЭТП ГПБ. По результатам таких закупок отобранные операторы направляют сведения во ФГИС ЦС, что позволяет обеспечивать прозрачность и обоснованность цен уже будущих закупок.
В целом такой подход является продолжением функциональности ЭТП ГПБ по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта. Эта функциональность уже успешно апробированна и активно применяется при подготовке госзакупок. Ведь обоснование Н(М)Ц в «ручном» режиме – это не только дополнительные, и притом немалые издержки для заказчика. Любая ошибка такого обоснования ведёт либо к завышению цены контракта и необоснованному расходованию бюджетных средств, либо к занижению цены контракта, что создаёт риск несостоявшейся закупки или поставки некачественного эквивалента.
Не будет преувеличением сказать, что расчёт Н(М)Ц является подготовительным, но отнюдь не вспомогательным этапом работы с госзакупокой. Качество такого обоснования прямо предопределяет эффективность закупки в целом. Вот почему цифровые технологии сбора и обработки больших данных для расчёта цены – это насущная необходимость и для государственного заказа, и для всех регламентированных закупок.
Биржа как инструмент обеспечения реализации государственного подряда
Электронная торговая площадка является классическим инструментом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по итогам регламентированной закупки. Круг площадок для проведения государственных закупок ограничен, и лишь три площадки могут проводить не только открытые электронные аукционы, но и закупки в закрытом контуре. Одной из трёх таких площадок является ЭТП ГПБ.
При этом специфика строительных подрядов такова, что их исполнение обеспечивается не только качеством выбора генерального подрядчика, ответственного за возведение инфраструктурного объекта и подписавшего контракт с госзаказчиком. Важно, чтобы цепочка поставок для этого подрядчика работала бесперебойно. А в условиях волатильности рынка строительных материалов и сопутствующих экономических проблем добиться этого бывает не так-то просто.
Иными словами, какой бы объём работы ни был сопряжён с заключением государственного контракта, но ещё сложнее не допустить срыва строительных работ. И в этом контексте обеспеченность подрядчика стройматериалами становится одним из ключевых факторов надлежащего исполнения государственного подряда.
И здесь важно вспомнить: строительные материалы относятся к биржевым товарам. А значит, приобретение таких материалов возможно не просто по итогам электронных торгов, а по итогам биржевых торгов в электронной форме.
Эксперимент по использованию инструментария Биржы ЦТС для обеспечения реализации государственных строительных подрядов первой провела Республика Татарстан. После успеха этого эксперимента тот же инструмент проходит поэтапную апробацию в работе Минстроя Росси и Минтранса России.
Уже на первых этапах апробации было успешно проведено почти полторы тысячи сделок на общую сумму более 8 млрд. рублей. По многим лотам было достигнуто снижение цены, причём величина этого снижения достигала 17%. Общий объём сэкономленных бюджетных средств приближается к 50 млн. рублей.
Какие же инструменты заключения биржевой сделки применяются сегодня на Бирже ЦТС? Эти инструменты сводятся к квадирге взаимодополняющих вариантов аукциона за право заключение сделки:
| Биржевые торги | Инициатор торгов | ||
| Продавец | Покупатель | ||
| Принцип выбора победителя | Монокритериальный | Аукцион на повышение цены | Аукцион на понижение цены |
| Многокритераильный | Аукцион с возможностью выбора покупателей | Аукцион с возможностью выбора продавцов | |
Выходит, что биржевой инструментарий базируется на уже давно известных регламентированному заказчику принципах аукционного соревнования. Да, иногда аукцион идёт на повышение – но цель такого аукциона вовсе не в «перерасходовании» бюджетных средств, а в обеспечении поставки в условиях повышенного спроса на продукцию.
Этот инструментарий не отменяет фундаментальные основы современных закупок, а лишь предоставляется заказчикам и поставщикам дополнительные возможности. Те самые возможности, которых им недоставало в рамках классического одноэтапного аукциона в электронной форме. Биржа не подменяет собой электронную торговую площадку, а служит инструментом обеспечения реализации условий того контракта, который был подписан на ЭТП.
Таким образом, биржа хотя и выступает как инструмент, изначально не свойственный регламентированному заказчику, но сегодня именно она решает ключевые его проблемы. Именно биржа позволяет наиболее эффективно определить Н(М)ЦК для биржевых товаров. И именно она позволяет заключить контракт на их поставку независимо от того, определяется ли текущая рыночная конъюнктура доминированием спроса или доминированием предложения.
Таким образом, даже тогда, когда в рамках классической закупки предложений ожидать не приходится, биржа становится для заказчика местом приобретения необходимой ему продукции. Важно подчеркнуть: такое приобретение происходит не на основании неких «теневых» договорённостей, а на основании универсальных правил и в прозрачном режиме. Строго говоря, к бирже предъявляются не менее, а в чём-то даже и более жёсткие требования, чем к классической электронной торговой площадке.
Разумеется, биржа, как и любой другой инструмент закупок, не является панацеей. Биржа имеет свою область эффективного применения, и эта область ограничена приобретением биржевых товаров. Это товары, не имеющие индивидуальных признаков – нефть, зерно, продукты питания, строительные материалы, полимеры и т.д. Но востребованность этих товаров среди широкого круга заказчика фактически вводит биржевую торговлю в круг инструментов электронных закупок.
Торги на бирже давно уже происходят в электронной форме. И для пользователя они не сложнее, чем работа с электронным магазином ЭТП ГПБ – тем самым электронным магазином, который на наших глазах становится новым и всё более популярным способом закупки. И тот факт, что его технология не сводится ни к алгоритму конкурса, ни к алгоритму аукциона, не делает его менее прозрачным или менее эффективным.
Успех заказчика сегодня в немалой степени базируется на комбинировании индивидуального набора цифровых инструментов, предназначенных для решения его и именно его задач. Например, ЭТП позволяет подготовить и заключить классический государственный контракт на поставку стандартизированных товаров, электронный магазин охватывает закупки относительно небольших объёмов и предназначен для приобретения в первую очередь «штучной» продукции, а биржа предназначена для промышленных закупок сырья и материалов, необходимых для исполнения строительных работ по государственному подряду.
Каждый из этих инструментов работает самостоятельно, но их совместное использование открывает принципиально новые возможности в области управления закупками и цепочками поставок. Цифровая функциональность всех этих порталов показывают то, что обогащение регламентированных закупок новыми инструментами является не только насущной потребностью заказчиков и поставщиков, но и объективной необходимостью.
Именно такое обогащение является одним из ключевых факторов естественного развития и законодательства о закупках, и закупочной практики. И что важнее – именно такое развитие позволит адекватно отвечать на вызовы времени.





