Считается ли любая приемка (и последующая оплата) части обязательств, подлежащих исполнению по контракту, отдельным этапом исполнения контракта независимо от выделения этапов в самом контракте?

																					

Мы указали в контракте, что отдельные этапы его исполнения не предусмотрены, в связи с чем в извещении о закупке также не выделяли их. Вместе с тем товар был поставлен двумя партиями с разницей в неделю, в связи с чем было оформлено два документа о приемке (хотя оплату мы впоследствии произвели одномоментно за весь товар). Проверяющие считают, что фактически у нас имели место два этапа исполнения контракта, намерены привлечь нас к административной ответственности. Подскажите, есть ли правоприменительная практика по этому вопросу?

Ответ

В соответствии с п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ отдельным этапом исполнения контракта признается часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, в извещении о закупке должны быть указаны сроки исполнения таких этапов и цена каждого отдельного этапа (п. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

На практике часть контрольных органов в сфере закупок придерживается мнения, что установление этапов исполнения контракта является правом, а не обязанностью заказчика.

Пример

Из п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ следует, что для признания части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) отдельным этапом исполнения контракта необходимо, чтобы контрактом была предусмотрена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением документа о приемке) и оплату этой части обязательства. В этом случае, исходя из смысла Закона № 44-ФЗ, помимо определения отдельных частей (объема) работ, необходимо предусмотреть в отношении каждого отдельного этапа срок его исполнения и начальную (максимальную) цену.

В рассматриваемом случае ни извещением, ни проектом контракта объем работ не разделяется на отдельные части (этапы). Соответственно, и НМЦК, и срок исполнения обязательства определены как для единовременного выполнения работ.

Как разъяснил Минфин России в письме от 25.10.2021 № 24-06-06/86152, в понимании п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате.

Поскольку проектом контракта отдельные этапы его исполнения не предусмотрены, у заказчика не возникло обязанности их указания в извещении о закупке[1].

Но если контрольный орган будет исходить из того, что любая приемка с оформлением документа о приемке, которая завершается платежом, является отдельным этапом исполнения контракта, то при наличии всех этих признаков в контракте, предусматривающем, например, ежемесячную приемку оказанных услуг, неустановление отдельных этапов исполнения контракта в извещении о закупке может быть расценено как нарушение.

Пример аргументации 1

Закон № 44-ФЗ выделяет два обязательства заказчика для выявления отдельного этапа: приемка и оплата. С одной стороны, в извещении в разделе «Этапы исполнения контракта» содержится информация о том, что контракт не разделен на этапы исполнения контракта. С другой стороны, в проекте контракта имеются обязательства заказчика, позволяющие выявить наличие трех отдельных этапов, а именно:

  • 1-й этап: сбор исходной документации, выполнение инженерных изысканий;
  • 2-й этап: разработка проектно-сметной документации;
  • 3-й этап: получение положительного заключения на проектно-сметную документацию и инженерные изыскания от ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области».

Таким образом, в извещении и проекте контракта содержится противоречивая информация, ввиду чего в действиях заказчика усматривается нарушение требований ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а извещение нуждается в корректировках либо в части печатной версии извещения, либо в части проекта контракта[2].

Пример аргументации 2

Приложением № 3 к проекту контракта установлено, что поставщик обязуется поставить товар по наименованию и количеству, указанному в заявке, в течение 3 рабочих дней с даты получения заявки. Согласно п. 9.6 проекта контракта оплата по контракту осуществляется по факту поставки товара на основании заявки о получении (выборке) товара в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами документа о приемке в ЕИС на основании предоставленных документов п. 9.4 контракта. Таким образом, проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта в понимании п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, поскольку предусмотрена обязанность заказчика оплатить (а значит, и принять) товар, поставленный по заявке.

При этом извещение о закупке не содержит разбивки по этапам исполнения (выделения определенного количества этапов в зависимости от предполагаемого количества заявок), срока исполнения таких этапов и цен отдельных этапов. Таким образом, содержание извещения противоречит требованиям п. 8 и 9 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ[3].

Согласно письму Минфина России от 25.10.2021 № 24-06-06/86152 отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом предусмотрена обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту.

В связи с изложенным рекомендуем в споре с проверяющими упирать на тот факт, что в вашем случае обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату определенной части поставленного товара контрактом не предусмотрена, и ссылаться на правоприменительную практику, подтверждающую такой подход. Однако с учетом наличия противоположной правоприменительной практики положительный исход вашего спора с контрольным органом нельзя считать предрешенным.

  1. Решение Московского УФАС России от 07.09.2023 по делу № 077/06/106-12317/2023 (изв. № 0373100099823000015). См. также решения Ленинградского УФАС России от 05.12.2023 № 047/06/42-3466/2022 (изв. № 0145200000422001470), Орловского УФАС России от 27.02.2023 № 057/06/42-76/2023 (изв. № 0154300014623000043), Ульяновского УФАС России от 28.03.2023 по делу № 073/06/106-142/2023 (изв. № 0168500000623000724), Краснодарского УФАС России от 14.06.2022 № 402/2022 по делу № 023/06/42- 2195/2022 (изв. № 0818500000822003300), Московского УФАС России от 10.02.2022 по делу № 077/06/106-2036/2022 (изв. № 0373200010822000047), Калининградского УФАС России от 02.06.2022 № 039/06/49-473/2022 (изв. № 0335100015622000170).

  2. Решение Ленинградского УФАС России от 02.06.2023 № 047/06/42-1270/2023 (изв. № 0145300008923000148). В решении ФАС России от 14.03.2023 по делу № 28/06/105-97/2023 (изв. № 0172100008123000005) также отмечается, что, установив в проекте контракта периодичность приемки и оплаты товара, заказчик обязан был указать в извещении о закупке сроки исполнения отдельных этапов исполнения контракта и цену каждого отдельного этапа. Наличие противоречивых сведений об этапах исполнения контракта отмечалось и в постановлении ФАС России от 27.03.2023 по делу № 28/04/7.30-415/2023.

  3. Решение Омского УФАС России от 28.02.2022 № 055/06/42-124/2022 (изв. № 0352300022322000035). См. также решения ФАС России от 14.03.2023 по делу № 28/06/105-97/2023 (изв. № 0172100008123000005), Алтайского республиканского УФАС России от 03.03.2022 по делу № 004/06/49-51/2022 (изв. № 0177300001422000001), Ростовского УФАС России от 24.03.2023 № 061/06/42-1026/2023 (изв. № 0358300117223000016), от 01.09.2023 по делам № 061/10/99-3202/2023, 061/06/42-3206/2023, 061/06/42-3212/2023, 061/06/42-3218/2023 (изв. № 0158300031223000012).