Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств: противоречивая практика

																					

Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ[1] была введена ч. 2.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик вправе[2] установить в извещении и документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в закрытой закупке требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Обеспечение гарантийных обязательств (далее — ОГО) является самостоятельным инструментом наряду с обеспечением исполнения контракта (далее — ОИК). При этом действующая редакция Закона № 44-ФЗ не устанавливает срок возврата ОГО и не обязывает заказчика включать в контракт конкретные сроки возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств (если такая форма применяется участником), внесенных в качестве ОГО[3]. Это приводит к жалобам со стороны участников закупок.

В предлагаемой статье рассмотрим позиции регулятора контрактной системы и территориальных органов ФАС России по указанному вопросу.

Позиция регулятора контрактной системы

По мнению Минфина России[4], заказчик должен ориентироваться на те же правила, которые установлены для возврата ОИК. Следовательно, срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОГО, по общему правилу не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств. А в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

Позиция территориальных органов ФАС России: заказчик обязан указывать срок возврата ОГО

В большинстве случаев контрольные органы придерживаются мнения Минфина России[5].

Пример 1

Руководствуясь позицией Минфина России, а также недопущением нарушения прав и интересов победителя торгов, комиссия контрольного органа считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание: при заключении контракта включить в него условие о сроке возврата ОГО[6].

Пример 2

Заказчик обязан внести в проект контракта условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) ОГО, которое предоставлено денежными средствами, а также условие о возможности изменить способ обеспечения и/или предоставить заказчику новое обеспечение взамен ранее предоставленного[7].

Пример 3

Проект контракта не содержит срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОГО [если такая форма ОИК применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)], что нарушает положения ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ[8]. Это, в свою очередь, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ[9].

Однако в правоприменительной практике встречается и иной подход.

Позиция территориальных органов ФАС России: Закон № 44-ФЗ не обязывает указывать срок возврата ОГО

Такая позиция тоже получила достаточно широкое распространение.

Пример 1

Заявитель в своей жалобе указывает, что контракт не содержит условия о сроке возврата поставщику ОГО. При этом Закон № 44-ФЗ возлагает на заказчика обязанность указывать в контракте срок возврата ОИК, но не срок возврата ОГО. Следовательно, сроки возврата ОГО законодательно не установлены. Запросов на разъяснения положения документации не поступало[10].

Пример 2

Заказчик пояснил, что ОГО будет возвращено в разумный срок после истечения гарантийного срока на выполненные работы. Закон № 44-ФЗ обязывает заказчика указывать срок возврата ОИК, что и было сделано в проекте контракта. При этом в Законе № 44-ФЗ отсутствует обязанность указывать срок возврата ОГО. На рассмотрение жалобы представитель заявителя не явился, не опроверг пояснения заказчика[11].

Позиция территориальных органов ФАС России: установленный срок возврата ОГО не противоречит Закону № 44-ФЗ

Пример 1

В проекте контракта предусматривалось, что «возврат ОГО в виде денежных средств осуществляется заказчиком по письменному заявлению подрядчика в десятидневный срок, от окончания установленного срока гарантийных обязательств».

Позиция УФАС: срок возврата ОГО Законом № 44-ФЗ не урегулирован. По мнению Минфина России, он составляет не более 30 дней с даты исполнения гарантийных обязательств или 15 дней с этой даты, если участниками закупки могут быть только СМП и СОНКО. В действиях заказчика отсутствует нарушение требований законодательства о контрактной системе, поскольку установленный срок не противоречит Закону № 44-ФЗ[12].

Пример 2

Из Закона № 44-ФЗ следует, что ОГО возвращается, только если оно предоставлено в виде денежных средств. Обязанность указать в проекте контракта условия о порядке и сроках возврата такого обеспечения в Законе № 44-ФЗ не предусмотрена.

В связи с вышесказанным заказчик принял решение, что денежные средства, внесенные в качестве ОГО, будут возвращены в течение 15 дней после получения письменного уведомления от поставщика об окончании срока действия гарантийных обязательств, что полностью соответствует требованиям приказа Минтруда России от 11.03.2019 № 144н[13]. Следовательно, нарушение Закона № 44-ФЗ не нашло своего подтверждения[14].

***

В завершение хотелось бы привлечь внимание читателей к следующему:

1. В Законе № 44-ФЗ отсутствует обязанность заказчика указывать в контракте (проекте контракта) срок возврата ОГО.

2. При отсутствии в контракте (проекте контракта) срока возврата ОГО такой срок будет определяться в соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ[15].

3. Если в контракте (проекте контракта) указывается срок возврата ОГО, он должен соответствовать положениям типовых контрактов, а при их отсутствии — позиции регулятора контрактной системы.

4. Не следует использовать для исчисления сроков возврата ОГО понятие «банковский день»[16].

5. Целесообразно выяснить позицию своего контрольного органа по вопросу, который был поднят в настоящей статье.

  1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

  2. Данная норма вступила в силу с 1 июля 2020 г., до этого момента это было обязанностью заказчика. Более подробно см. публикацию: Блинцов Д. А. Подготовка проекта контракта с учетом изменившихся норм Закона № 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. — 2020. — № 1. — С. 33–40.

  3. В отличие от ОИК, см. ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

  4. Письма от 05.08.2019 № 24-03-07/58645; от 19.08.2019 № 24-03-07/63253; от 19.11.2019 № 24-03-07/89342. Указанные сроки нашли свое подтверждение и в решениях Кабардино-Балкарского УФАС России от 09.11.2020 № 007/06/64-1178/2020 (изв. № 0304200020220000024); Нижегородского УФАС России от 28.09.2020 № 052/06/64-2019/2020 (07/476-ЕЛ) (изв. № 0832200006620000721); Ханты-Мансийского УФАС России от 22.07.2020 № 086/06/34-1201/2020 (изв. № 0187300001920000241).

  5. См. решение ФАС России от 02.12.2019 по делу № 19/44/105/3203 (изв. № 0818500000819001817).

  6. Решение Марийского УФАС России от 14.10.2020 № 012/06/106-798/2020 (изв. № 0308300022920000038).

  7. Решение Владимирского УФАС России от 12.02.2020 № 033/06/67-83/2020 (изв. № 0228100000220000004).

  8. Решения Ульяновского УФАС России от 28.04.2020 № 073/06/34-196/2020 (изв. № 0168200002420002283); от 18.05.2020 № 073/06/34-218/2020 (изв. № 0168200002420002603); от 18.05.2020 № 073/06/34-219/2020 (изв. № 0168200002420002610); от 18.05.2020 № 073/06/34-221/2020 (изв. № 0168200002420002632); от 26.05.2020 № 073/06/34-239/2020 (изв. № 0168200002420002918). См. также решения Северо-Осетинского УФАС России от 19.01.2021 № А07-01/21 (изв. № 0310200000320003073); от 19.01.2021 № А06-01/21 (изв. № 0310200000320003129); от 18.01.2021 № А05-01/21 (изв. № 0310200000320003080).

  9. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. руб.

  10. Решения Самарского УФАС России от 30.12.2020 № 1778-14867-20/4 (изв. № 0142200001320023665); от 26.11.2020 № 1661-14832-20/4 (изв. № 0142200001320020298); от 30.11.2020 № 1679-13402-20/4 (изв. № 0142200001320020686); от 19.11.2020 № 1597-14818-20/4 (изв. № 0142300027120000143); от 15.10.2020 № 1460-14714-20/4 (изв. № 0142200001320016606); от 01.10.2020 № 1425-14714-20/4 (изв. № 0142200001320015847). См. также решение Оренбургского УФАС России от 23.06.2020 № 056/06/64-909/2020 (изв. № 0153300066920000478).

  11. Решения Саратовского УФАС России от 19.01.2021 № 064/06/96-22/2021 (изв. № 0160300002720000078); от 20.11.2020 № 064/06/96-1484/2020 (изв. № 0160300002720000066); от 01.10.2020 № 064/06/110.2-1338/2020 (изв. № 0160300002720000053); от 18.09.2020 № 064/06/96-1294/2020 (изв. № 0160300002720000050). См. также решение Кемеровского УФАС России от 02.02.2021 № 042/06/34-151/2021 (изв. № 0139300013021000001); от 26.01.2021 № 042/06/64-73/2021 (изв. № 0339300016421000001).

  12. Решение Кемеровского УФАС России от 24.07.2020 № 042/06/110.2-1117/20 (изв. № 0139300007220000221).

  13. «Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

  14. Решение Еврейского УФАС России от 14.07.2020 № 079/06/106-22/2020 (изв. № 0278100000220000074).

  15. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.

  16. Решение ФАС России от 04.12.2019 по делу № 19/44/105/3241 (изв. № 0172100008119000063). Поскольку понятие «банковский день» не предусмотрено законодательством РФ, действия заказчика были признаны нарушающими ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и содержащими признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021. № 4.